ребенок в детском саду

Вопрос: Нашему мальчику на днях исполняется 2 года. Он всеми (я, папа и старший сын) очень любим, иногда может слишком затискиваем. Довольно смышлённый, очень подвижный и коммуникабельный. Рано стало ясно, что он с юмором и большим любопытством. Но вот как только стал передвигаться по квартире (с 10 месяцев), стали появляться запреты (ведь всё запереть и убрать не возможно).

Суть слова «нельзя» он понимать стал сразу, но подчиняться никогда не хотел. Он либо делал вид, что не понимает слово «нельзя», либо ничего не слышит, либо в ответ начинал строить мне хитренькие глазки и мило улыбаться, мол «ну ладно, мам, ведь можно, да?» К примеру, он очень любит пощипывать цветы, ковырять в них землю, иногда пробовать на зуб.

Сколько раз объясняла, что им больно, и ругала, и даже, было, шлёпала. И вот, допустим, у меня руки грязные — не могу взять за руку и увести, а несколько раз говорю «не трогай», а он тянет руку и щиплет листик. Не реагирует вообще. Я уже громко кричу «нельзя», а он и ухом не ведёт.

Сейчас почти 2 года. Он уже практически всё понимает, сам болтает без умолку (речь довольно понятная), но ситуация с подчинением не меняется: либо «глохнет», когда говоришь — он продолжает, пока не отдёрнешь руку, либо, оказываясь в комнате один, вместо игрушек лезет где нельзя. А если ситуация ещё и действительно очень опасная, а я не могу мгновенно оказаться рядом, то приходится кричать нечеловеческим голосом (это на мгновенье его останавливает), не скрою — и шлёпаем. Представляю это со стороны — дикость.

Я понимаю, что для ребёнка все окружающие предметы — игрушки, а он страшно любопытный. Стараюсь не ставить излишних запретов. Но ведь есть определённые правила поведения, и ребёнок всё же должен им постепенно учиться, тем более — скоро в сад. Ну и прежде всего, очень хочется обходиться без шлепков и криков. Да и качели какие-то получаются: то ласки, то крики.

Что посоветуете? Что делать, если ребенок не понимает слово «нельзя»? А может, стоит относиться к этому спокойно? Потом образуется… Заранее благодарю.

ОТВЕТ детского психолога Ольги Владимировны Сергачевой:

По тексту видно, какая хорошая у вас семья и как вы любите детей. Очень приятно. И сразу хочется сказать, что у вас все в общем то хорошо, и описанная вами ситуация не проблема, а обычная возрастная ситуация детей — когда ребенок не понимает слово «нельзя». 

Во-первых, ребенок не балуется, а изучает окружающий мир.

Ребенок не разлил стакан воды из вредности, а изучает свойства жидкости. Малыш щиплет цветы не потому, что хочет вас позлить, а потому что ему очень важно разобраться как эта штука работает и почему она зеленого цвета…

Если вы поймете, как видит мир ребенок, то многие проблемы сами собой разрешаться.

К примеру, очень хорошо помогает самому встать на четвереньки и пройтись по комнате и осмотреть ее с точки зрения ребенка. Сразу будет понятно, что ребенку видно, а что нет и какие предметы в каком ракурсе им воспринимаются.

Во-вторых, на одно «нельзя» должно быть десять «можно».

Необходимо, чтобы ребенок знал, что можно и «эти можно» были ему также интересны. Пробуйте заинтересовать ребенка, перенаправить его внимание. Тогда ему с вашими «нельзя» будет легче смириться.

В-третьих, не забывайте, что вместе с окружающим миром ребенок изучает еще и вас, и ваше поведение, и ваши реакции.

Вы правы, что правила должны быть, и ребенок должен их соблюдать. Но он их усваивает и получает сейчас от вас. Поэтому от того, как вы будете давать то или иное правило, и как вы будете следить за его соблюдением, очень многое зависит. В первую очередь необходимо быть спокойной и уверенно-твердой. Ребенок это почувствует. Он также почувствует ваши колебания, если его ухмылки и улыбки подействуют на вас, и вы смягчитесь и разрешите. Необходимо не позволять ребенку с такого возраста манипулировать вами, не учите его этому.

Будьте тверды в правилах, которые должны быть точны и понятны, и разнообразны в общении с ребенком в играх и развлечениях.