ребенок в детском саду

особые дети, дети-инвалидыМатериал подготовила – Светлана Штаркова

Очень часто, встретив на улице маму с инвалидной коляской, мы боязливо отводим взгляд в сторону – мы боимся ранить человека своим, как нам кажется лишним, вниманием, инетересом, некорректным вопросом, предложением. Мы не знаем, как общаться с такими людьми, и считаем, что лучше вообще избегать общения, чем ненароком сказать или сделать что-то ранящее чувства родителей.

И это в корне не верно. Потому что в итоге семья ребенка-инвалида и сам ребенок оказываются в изоляции, от них отдаляются старые друзья – а это еще хуже, чем сама болезнь ребенка.

Конечно, в общении с особыми детьми и их родителями надо учитывать некоторые нюансы, но не более чем в общении с другими людьми, у которых, например, есть лишний вес, иной цвет кожи или вероисповедание.

Подробнее рассказать о том, как построить общение с семьей ребенка-инвалида, мы попросили Марину Голицыну из Великого Устюга, маму семилетней девочки с редким именем Инесса (диагноз – эпилепсия, задержка развития http://inessa.ucoz.ru/).

  • Если вы встречаете семью с особым ребенком на улице на площадке – не оттаскиивайте от них своего ребенка даже из лучших побуждений. Если боитесь их побеспокоить – спросите: «Мы вам не помещаем?». Скорее всего вас будут рады видеть, так что оставьте своего малыша самостоятельно налаживать контакт и не мешайте ему – дети общаются гораздо проще и легче.
  • Не всегда плохое поведение ребенка – это его плохое воспитание, не спешите критиковать или поучать маму ребенка, который капризничает или ведет себя странно, а также, если малыш излишне бледен или наоборот излишне полон. Не все серьезные детские заболевания можно «вычислить» с первого взгляда. Многие дети-инвалиды внешне выглядят абсолютно обычно.
  • Старайтесь с раннего детства учить своих детей толерантному, вежливому и внимательному отношению к посторонним. Обязательно объясните им, что невежливо и некрасиво тыкать пальцем и громко кричать на всю улицу: «Мама, смотри, тетя толская! Дядя темнокожий! У мальчика большая голова! Девочка такая большая, а не ходит!» и т.д.
  • Если ваш ребенок спрашивает у вас, почему этот мальчик/девочка ТАКОЙ, расскажите ему, что все люди на земле разные – живут в разных странах, говорят на разных языках, у них разная внешность, разный рост, вес, разные возможности здоровья. Но все мы люди и, не смотря на наши «разности», наши желания и потребности в жизни все равно совпадают. И вот у этого мальчика/девочки, возможно, болит ножка, он не может ходить и бегать, но он все равно любит и хочет играть, просто с ним нужно играть в те игры, которые ему доступны, ему надо немножко где-то помогать. Помогать – это очень хорошо и важно. Потому что когда-нибудь всем нам понадобится та или иная помощь.
  • Если Вы идете в гости в семью, в которой растет ребеок с особенностями развития, обязательно обратите внимание на ребенка и сделайте комплимент в его адрес. Что похвалить можно найти всегда – внешнее сходство с родителями, красивую рубашечку, густые волосы, улыбку.
  • Хвалиться развитием своего ребенка не стоит, если только вас об этом специально не просят. Маме лежачего ребенка будет тяжело слушать о том, что Ваш сделал свои первые шаги в 9 месяцев.
  • Найти, что обсудить и что сравнить всегда можно: это и вопросы кормления, и марка подгузников, технические возможности детских колясок, выбор детской одежды, а также любые темы, не касающиеся ребенка.
  • Обязательно задавайте вопросы, но делайте это тактично. Спрашивать «А он хоть что-то понимает?» не стоит, Вы и сами это вскоре заметите.
  • Обязательно обратитесь к ребенку, но для начала, когда Вы еще не уверены в его интеллекте, лучше в третьем лице: «Кто это у нас тут такой хорошенький?!», по реакции ребенка и матери будет понятно, как стоит продолжить общение с ребенком.
  • Если Ваше материнское самолюбие позволит, обязательно дайте фору Вашей подруге: найдите качество, в котором её ребенок превосходит Вашего и скажите об этом, например: «Какие у вас густые волосы, а вот у нас три волосинки».
  • Если Вы идете в гости первый раз и представления о ребенке не имеете вообще, то будьте осторожны с подарком. Возможно, будет лучше вообще не брать подарка непосредственно самому ребенку, а скорее купить что-то маме для ребенка. Это может быть комплект детского постельного белья. Подаренная игрушка, в которую ребенок никогда не сможет играть – останется неприятным напоминанием об ограниченных возможностях ребенка.
  • Если Вы намерены продолжать общение с Вашими друзьями, то обратите внимание во что играет ребенок, какие у него игрушки, слушает ли он детскую музыку, смотрит ли мультфильмы, что мама использует для ухода за ребенком, чем его кормят – и в дальнейшем проблем с подарками у Вас не возникнет.
  • Не бойтесь обидеть предложением помощи, как материальной, так и конкретной – посидеть с ребенком, найти специалиста, съездить что-то купить, отвезти, получить и т.д.
  • И самое главное – родители особых детей и сами дети нуждаются в полноценном общении, в активной жизни. Помогайте им вести эту активную жизнь. Проявляйте инициативу, организуйте совместный отдых: ходите вместе в кино, театры, выставки, на шашлыки, ездите вместе в отпуск на море.