ребенок в детском саду

подготовка к школе

Автор — ПРИЩЕПËНОК Наталья Сергеевна,
методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова».

Уважаемый заботливый взрослый! Если вы читаете эту статью, то значит, вам не надо напоминать о том, насколько важно для будущего школьника иметь развитую речь. Вы и сами, скорее всего, стараетесь говорить правильно, не путая глаголы «надеть» и «одеть»; знаете, в каких именно случаях ставится мягкий знак в глаголах, оканчивающихся на «-ться», и слово кофе для вас остаётся всё-таки мужского рода. И мы очень рады, что можем вам помочь в таком важном деле как развитие речи дошкольников — тем более, что тема эта чрезвычайно актуальна: почти у 60% первоклассников встречаются различные нарушения речи.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начальной школы описан ряд универсальных учебных действий, связанных с развитием речи. Конечно, читая методические рекомендации по развитию речи ребёнка и не являясь при этом специалистом-филологом или педагогом дошкольного образования (и в этом есть некоторая проблема, ибо развивать в ребёнке приходится самые разные стороны, а родители априори не могут быть специалистами во всём и сразу!), сложно понять все термины и нюансы требований к развитию дошкольника. Мудрый и заботливый родитель обязательно обратится в процессе развития своего ребёнка к соответствующим специалистам, чтобы услышать адекватную оценку уровня готовности своего чада к следующему этапу жизни. Мы же, в свою очередь, постараемся помочь вам самостоятельно делать шаги на пути развития разных необходимых качеств ваших детей. Сегодня речь — и простите нас за тавтологию — о развитии речи дошкольников.

За семь первых лет жизни малыш должен научиться:

  • ясно и развёрнуто высказывать свои мысли, управлять с помощью речи действиями;
  • уметь общаться, что называется, «в тему», говорить сам и поддерживать диалог;
  • составлять устные рассказы по различной тематике, рассказывая и описывая то, что видит на картинке, высказывать свои мысли об увиденном.

Вся жизнь — благоприятный период для развития речи

Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие потребности и появляющиеся эмоции. Соответственно, все эти знания и впечатления должны у человека быть, чтобы основа для выражения стала как можно богаче. Невозможно говорить ни о чём, поэтому надо постараться обеспечить ребёнку те самые впечатления, которые разбудят эмоции и мысль, «заставят» рассказать о них.

Это подтверждает и доктор Пэм Скиллер, удостоенная приза «Выдающийся педагог-просветитель» от Техасской ассоциации образования детей, автор книги «Умный старт». Она раскрывает в своих работах и исследованиях мысль о том, что развитие умственных способностей (куда относится и владение речью) происходит с непосредственной помощью эмоционального восприятия, а ранние опыты познания формируют структуру мозга, закладывая фундамент будущих способностей.

Пэм Скиллер является и автором такого понятия как «благоприятный период» для развития того или иного качества ребёнка.

Развитие речи дошкольников имеет очень удачные «благоприятные периоды»: основной такой период длится у человека с четырёх до восьми месяцев это время самого стремительно развития речи. «Следующий благоприятный период — когда происходит новое усиление соответствующей активности мозга, происходит от восьми месяцев до пяти лет. «Дальнейший возможный период», указывающий на шансы развить речь ещё в некоторой степени в процессе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам, — это… любой возраст! Что, конечно же, не может не радовать — и у взрослых есть все шансы стать Демосфенами! Нас же в данном случае интересует возраст непосредственной подготовки к школе. Ну и первый год обучения ребёнка, так как нет предела совершенствованию!

По наблюдениям педагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающих первоклассников — неумение говорить связно.

За редким исключением, речь семилетнего ребёнка — это односложные ответы, высказывания с малой долей описания, неразвёрнутые предложения. И это — даже в считающихся «продвинутыми» школах — лицеях и гимназиях.

Что порекомендовать для спасения положения? Игру.

Игру в разном её проявлении: в куклы и и настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно.

Кукольный театр как средство для развития речи

А самая интересная игра, конечно же, в кукольном театре. Давайте попробуем устроить такой театр дома, в детском саду или в школе! Мы знаем, что основа для развития речи дошкольников — это обогащение чувств и эмоций. Кукольный театр словом, музыкой, художественными образами-персонажами, оформлением, всей воистину сказочной, праздничной атмосферой влияет на речь ребёнка.

Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети обогащают словарный запас, получают понятие о литературном языке и норме произношения, культуре речевого поведения, знакомятся с монологическим высказыванием и диалогами, учатся интонировать. Юные актёры работают над расширением тембрального диапазона, занимаются дыхательной и артикуляционной гимнастикой, заучивают текст. Театр открывает перед детьми звуковую сторону речи, они учатся выделять ключевые слова, управлять темпом речи, паузами в разговоре.

Важно, что театр кукольный — ребёнок говорит опосредованно, от лица куклы, сам находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять определённый зажим перед аудиторией. С помощью куклы ребёнок научиться жестикулировать при разговоре.

Развитие речи дошкольников = социализация

В дошкольном возрасте расширяются социальные контакты детей. Они начинают общаться с разными собеседниками: детьми и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. Кукольный спектакль может стать для ребёнка своеобразной коммуникативной моделью и научить, как по-разному можно приветствовать, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, как вести диалог по телефону.

Озвучивая куклу, ребёнок учится интонированию в соответствии с определённой ситуацией и состоянием собеседника, менять интонацию в зависимости от роли. Сочиняя и разыгрывая вместе с детьми соответствующие истории, мы можем научить их, как выражать несогласие в вежливой форме, как оценить поступки других людей, как выходить из трудных ситуаций с помощью речи. Так как театр — история коллективная, разыгрывание кукольных спектаклей способствует и развитию коммуникативной активности детей в совместной деятельности.

Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих перчаточных или марионеточных партнёров по спектаклю, передавая им свою энергию. В современном мире планшетов и айфонов возможностей для развития движения рук у детей стало гораздо меньше…

Театр как основа риторики

Возможности театра безграничны — в фабулу спектакля, в уста персонажей можно вложить любую дидактическую и воспитательную задачу. В процессе разыгрывания историй, сказок у ребёнка формируется умение последовательно рассказывать историю, сохраняя в уме последовательность событий в сюжете. При сочинении собственных спектаклей для кукольного театра дети учатся алгоритму создания сюжета: завязка, экспозиция, развитие, кульминация, развязка. По такому алгоритму может быть выстроено и любое выступление, речь.

Один из способов создания текста для выступления кукольного театра — это переработка известных сказок, рассказов, взятых за основу своего спектакля.

Выбирая сказки, дети учатся понимать темы текстов, выбирать систематизировать и синтезировать соответствующий теме материал, редактировать собственный текст, вкладывать в текст эмоции, озвучивая образ своего героя.

Знакомясь с лучшими речевыми образцами, дети изучают грамматический строй речи, учатся говорить развёрнутыми предложениями, насыщенными образами, использовать эпитеты, сравнения — пользоваться в своей речи всеми богатствами языка. Кроме того, развивается и фонематический слух, что очень важно для грамотного письма и овладения иностранными языками.

Кукольный театр можно делать своими руками, можно воспользоваться уже готовыми фабричными комплектами, например, кировской фабрики игрушек. Они хороши тем, что созданы на основе рекомендаций педагогов и психологов. Перчаточные куклы, которые входят в комплект подходят для разыгрывания четырёх — семи сказок. Книжка со сказками тоже входит в комплект. Есть и кукольные театры для совсем маленьких актёров — из картона. Удобная картонная сцена, красочные картонные декорации, симпатичные картонные персонажи — кукольный театр по русским сказкам. А для самых маленьких можно использовать пальчиковый театр, где персонажи надеваются на пальчики. Замечательное средство для развития в том числе и мелкой моторики!

Конкурсы, в которых выигрывают все

Есть мнение, что ребёнка нельзя сравнивать ни с кем, кроме него самого. Справедливо, если учесть, что все мы разные. Но, с другой стороны, соревновательность заложена в человеке с детства. Вспомните строящийся, например, на экскурсию, класс. «Мы первые!» — «Нет, мы первые!», — идёт борьба за то, чтобы стоять первой парой в колонне. Исключений практически не бывает, в любой детской группе найдутся люди, стремящиеся к лидерству, но не имеющие другой возможности проявить себя.

Давайте детям шанс, направляя их энергию в мирное русло, проводите конкурсы!

Например, конкурс «Лучший оратор». Выберите авторитетное жюри из старшеклассников, педагога-организатора и логопеда; из бабушки, папы и старшей сестры. А задания будут — на развитие речи. Тогда занятие по развитию речи не будет похоже на занятие и принесёт детям, да и самому организатору одну сплошную радость.

Образность речи помогут сформировать загадки. Это же кладезь сравнений и аллегорий! Вот вам и первый конкурс: на лучшего отгадчика.

Второй конкурс — на лучшего скороговорщика, нужно произнести пять раз с убыстрением одну из скороговорок. Какую — решать вам, ведь с помощью скороговорок мы тренируем и чистое произнесение разных звуков.

Третий конкурс — описательный. Кто больше подберёт интересных, необычных и точных определений к какому-нибудь слову. Например, к слову «кот». Или «осень». Так мы учим детей говорить нешаблонно, ярко и точно.

Четвёртым конкурсом пусть будет соревнование юных сыщиков. Задание: так описать выданный каждому ведущим предмет, чтобы его можно было узнать. Для этого надо сказать, для чего предмет, как выглядит, какой формы, на что похож, какие эмоции и мысли появляются при взгляде на него. А задача всех остальных — отгадать, о чём идёт речь.

Другой вариант этого конкурса: «сыщик» выходит на минуту из помещения, все загадывают один предмет. «Сыщик» должен отгадать его, задавая всем наводящие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Пятым творческим соревнованием может идти сочинение короткого рассказа, все слова которого будут начинаться на одну букву. Сначала расскажем правила: пусть в рассказе будет 10 предложений, и развивается он по схеме: завязка, кульминация, развязка. Конечно, здесь ведущий может вначале слегка помочь соревнующимся.

Если вы будете проводить эти конкурсы дома, можете объединиться с такими же, как вы, заинтересованными в развитии речи своих детей лицами — соседями, родственниками, друзьями, и провести настоящий турнир юных риториков. Конечно же, с призами за самые разные победы. Здесь очень важно, чтобы выиграли все, чтобы у ребёнка была радость от овладения правильной речью, чтобы весь процесс развития речи сопровождался позитивными эмоциями. И ведь действительно, выигрывают все — тем, что разовьют свою речь!

«Каков человек — такова его речь», — говорил Сократ. Так будем же заниматься развитием речи наших детей, чтобы стали они замечательными людьми!

______________

ВОСПИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ — большой выбор различного детского театра продается в магазине развивающих игрушек «Детский сад» (detsad-shop.ru). Можно приобрести готовые сказки и отдельных персонажей. Есть кукольные, пальчиковые, настольные и другие наборы детского театра. 

кукольный театр mormir 276-3 кукольный театр