ребенок в детском саду

книги

Автор — О. Ю. Дорошенко

Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. Лингвисты рассматривают порождение речевого высказывания как сложный многоуровневый процесс, который начинается с мотива. На его основе во внутренней речи происходит формирование замысла во внутренней речи. Одновременно осуществляется смысловое программирование высказывания, которое объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? В какой последовательности? Как сказать? Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка [2, 6].

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно‑следственных, временных связей, в нарушении последовательности и/или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых
синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз [5].

Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом. На сегодняшний день разработаны вариативные формы заданий и упражнений, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены методики обучения рассказыванию.

Так, в методике В. П. Глухова основное внимание уделяется подбору нужных слов, языковому разбору текста для пересказа, выделению важных смысловых звеньев при анализе представленного на картине сюжета, лексическим и грамматическим упражнениям [2]. Также в литературе раскрыты особенности использования сюжетно‑ролевых игр для развития связной речи детей с ОНР [4], метода графического моделирования [3].

С целью оптимизации коррекционно‑педагогической работы по развитию связной речи мы предлагаем использовать тексты цепной структуры.

Под цепной связью понимается «структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем» [5].

Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Для конструирования такого типа текстов используются такие средства связи, как лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Для иллюстрации цепной связи и упрощения процесса создания текстов к каждому предложению можно подобрать изображения, иллюстрирующие первое и последнее слова в нем. Составление текстов с такой структурой связи облегчает процесс программирования каждого отдельного высказывания и рассказа в целом.

Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.

Представляем авторские тексты цепной структуры, используемые на этапах автоматизации и дифференциации свистящих ([с]—[с’], [з]—[з’], [ц]) и шипящих звуков ([ш], [ж], [щ], [ч]).

Тексты со звуками [с], [с’]

«Мамины помощницы»

Соня и Света всегда помогают маме. Мама попросила девочек накрыть на стол. На стол Соня постелила скатерть. На скатерть Света поставила стаканы в подстаканниках, сахарницу и самовар. За самоваром скоро соберется вся семья и будет пить чай.

«Палас»

У Люси в комнате палас. На паласе скопилось много шерсти. Шерсть оставил пес Баська. Баська играл, катался по паласу. Палас Люся пропылесосит пылесосом. Пылесос соберет всю шерсть. Без шерсти палас снова будет чистый.

Тексты со звуками [з], [з’]

«Зимние забавы»

Наступила снежная зима. Зимой дети катаются на санках и снегокатах. Снегокаты и санки весело скользят по снегу. Из снега ребята лепят снеговика и крепость. В крепости они играют в снежки.

«Зоина коза»

У Зои есть коза Зорька. Зорька любит залезать на газон. На газоне коза ест незабудки. Незабудки нравятся Зое. Зоя привязывает козу к забору, а незабудки ставит в вазу.

«Зайкины зубки»

У зайки заболели зубки. Зубки зайка лечил у зубного врача. Зубной врач поставил на больные зубки разноцветные пломбы. Разноцветные пломбы забавляют зайку. У зайки больше не болят зубки!

Тексты cо звуками [с], [з]

«Дрозды»

Весной прилетели дрозды. Дрозды поселились на березе. На березе они свили гнездо. В гнезде у дроздов
вывелись дроздята. Дроздята скоро вырастут и улетят из гнезда.

«Трусливый зайка»

В лесу наступила зима. Зимой лес засыпало снегом. По снегу скачет белый зайка. Зайку усмотрела с высокой сосны сова. Сова полетела за зайкой. Зайка увидел под березой густые кусты. Под кустами он спрятался в снег. В снегу сова не найдет зайку.

Тексты со звуком [ц]

«Курица и цыплята»

Курица снесла пять яиц. Из яиц вывелись цыплята. Цыплята не отходят от мамы‑курицы. Курица кормит
цыплят у корытца. Из корытца цыплята напьются водицы.

«Цапля»

На болотце живет цапля. Цапля целый день ловит лягушек и ящериц. Лягушки прячутся от цапли в водице.
У водицы растут камыш и осока. В осоке таятся ящерицы. Ящерицы и лягушки боятся цапли.

«Перелетные птицы»

Весной с юга возвращаются перелетные птицы. Птицы вьют на деревьях гнезда. В гнездах они насиживают
яйца. Скоро из яиц появляются птенцы. Птенцы быстро растут и становятся взрослыми птицами.

«Цирк»

Люсе нравится цирк. В цирке есть арена. Над ареной висит канат. По канату ходят канатоходцы и цирковые
гимнасты. Цирковые гимнасты качаются на трапециях и кувыркаются на кольцах. Кольца и трапеции висят над центром арены. В центре арены выступают медведицы в разноцветных юбках.

Тексты со звуком [ч]

«Песочница»

Леночка играла в песочнице. К песочнице подошла Олечка. Олечка принесла формочки и ведерочки. В формочках и ведерочках девочки пекли куличики из песочка.

«Сверчок»

У Леночки в деревне есть дача. На даче стоит печка. За печкой поселился сверчок. Запечный сверчок каждый вечер поет свои чудесные песенки. Песенки сверчка очень нравятся Леночке.

«Удачливые рыбачки»

Анечка пошла гулять на речку. На речке девочка встретила рыбачка Данечку. У Данечки были удочки. Одну удочку мальчик дал Анечке. Анечка насадила на крючок червячка и закинула удочку. На удочку девочка поймала четырех бычков. Бычков наловил и Данечка. Данечка и Анечка — удачливые рыбачки.

Тексты со звуком [ж]

«Ужонок»

Около лужи сидит ужонок. У ужонка на голове желтые пятнышки. По желтым пятнышкам всегда можно узнать ужонка. Ужонок в луже охотится на небольших лягушек и головастиков. Лягушки и головастики снуют по луже, пытаются убежать от маленького ужа.

«Пожар»

В одноэтажном доме случился пожар. Пожар напугал жильцов соседней многоэтажки. Жильцы многоэтажки вызвали пожарных. Пожарные быстро приехали на красной пожарной машине. Пожарная машина остановилась возле загоревшегося дома. Из дома отважный пожарный вынес девочку Жанну. Жанна благодарила пожарных и жителей многоэтажки.

Тексты со звуком [ш]

«Плюшевый мишка»

У Наташи был плюшевый мишка. Мишку утащил пес Шарик. Шарик разодрал мишке рубашку и штанишки. Штанишки и рубашку для мишки сшила бабушка.

«Пашины штанишки»

У Паши есть бабушка Маша. Бабушка Маша сшила для Паши шелковые штанишки. На штанишках — большие кармашки. На кармашках бабушка вышила машинки. Машинки — любимые игрушки Паши. Паша с удовольствием носит штанишки.

«Вишневый компот»

Бабушка решила сварить компот из вишни. Вишневый компот очень нравится Антошке. Антошка взял у бабушки лукошко. В лукошко Антошка набрал много вишни. Из вишни бабушка сварила компот и джем. Вишневый компот и джем понравились Антошке.

«Кошки‑мышки»

Миша, Даша, Паша и Наташа играли в кошки‑мышки. Кошкой был Паша. Паша ловил мышек: Мишу, Дашу и Наташу. Наташа попалась Паше. Теперь Паша будет мышкой, а Наташа — кошкой.

«Машка‑шалунья»

Даша наматывала нитки на катушку. Катушка выскользнула из рук и закатилась под шкаф. Под шкафом Даша не нашла катушку. Катушку спрятала кошка Машка. Машка смотрела на Дашу и шевелила ушами.

Текст со звуком [щ]

«Щепка и щенки»

У Саши Лещинского живет собака Щепка. Недавно Щепка принесла пять щенков. Щенки копошатся и пищат в ящике. От ящика не отходит Щепка. Щепка защищает своих щенков.

Литература:

1. Бардышева Т. Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. Рассказы цепной структуры. Для детей 5—7 лет. — М., 2003.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2‑е изд., испр. и доп. — М., 2004.
3. Дьякова Е. А., Кораблева Т. А. Использование методов графического моделирования для развития связной
речи у детей с ОНР // Педагогические науки. — 2014. — № 2 (65). — С. 13—16.
4. Красильникова Т. Н., Батуева О. А. Сюжетно‑ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. — 2013. — № 4 (89). — С. 40—45.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ.
пособие. — 5‑е изд. — М., 2008.
6. Юрьев А. Н. Русский язык. Типы и стили речи: Учебное пособие. — Изд. 3‑е стереотипное. — Алматы, 2007.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ноябрь 2015.