ребенок в детском саду

Автор — Анна Шанина.

Согласно Закону России об образовании школьное обучение бесплатное. Однако общеизвестно, что родители зачастую вынуждены тратить деньги на образование своих детей. Речь идет об оплате занятий с репетиторами.

Репетитор – это слово у многих родителей вызывает некое раздражение. В самом деле подавляющее большинство 40 – 50-летних сограждан в свое время учились в школах и поступали в институты без всякой помощи. А репетиторы были нужны исключительно отстающим в учебе. Теперь же сплошь и рядом к выпускникам школы приглашают репетиторов по нескольким предметам, иначе не поступить в вуз. Происходит это потому, что разрыв между уровнями сложности заданий школьных учебников и вступительных экзаменов с каждым годом растет. Думаю, между ними уже пропасть, перепрыгнуть через которую помогают репетиторы, при этом существенно облегчая кошельки родителей старшеклассников.

Хороший репетитор практически с сентября загружен работой, как говорится, на полную катушку. Особо заботливые родители договариваются еще весной или летом, а телефоны хороших преподавателей передаются из рук в руки друзьям и коллегам.

Я решила выяснить несколько аспектов этого явления и провела анкетирование среди родителей школьников. С помощью добровольных помощников удалось опросить 120 человек. Вопросы анкеты и ее результаты были следующими:

Каким образом вы нашли репетитора?

  • это наш школьный учитель – 8,33%
  • по рекомендации знакомых – 75%
  • по объявлению в газете – 7,41%

Встречались ли вы с репетитором лично, удостоверились, что у него соответствующее образование?

  • да – 25%
  • нет – 75%
  • мы общались по телефону – 50%

Считаете ли вы, что репетитор действительно помог решить проблемы вашего ребенка?

  • да – 90,74%
  • нет – 9,26%

Есть ли у вашего репетитора своя программа занятий с ребенком?

  • да – 1%
  • не знаю – 99%

Большая часть опрошенных респондентов сделали комментарии к ответу на этот вопрос. Их смысл сводился к тому, что школьные учебники, программы для поступающих в вузы, пособия для абитуриентов полностью определяют план занятий.

Может ли выпускник школы поступить в институт без репетитора?

  • да – 4,63%
  • нет – 85,19%
  • не знаю – 10,19%

Также опрос, проведенный среди родителей учеников 9 – 11 классов, показал, что 85% школьников занимались дополнительно по одному или нескольким предметам. А 90% респондентов ответили, что нашли репетитора по рекомендации знакомых или коллег. Оставшиеся 10% доверились объявлениям в газете об оказании услуг по обучению.

Какой должна быть работа репетитора?

Начинают, как правило, с определения задачи занятий – подготовить к поступлению в престижный вуз столицы, к сдаче единого государственного экзамена, помочь разобраться с пропущенным по болезни разделом или выбраться из двоек-троек по предмету. В последнем случае приходится начинать с психологии.

Самое первое: надо убрать неприязнь к учебе, развить и укрепить приятные эмоции, связанные с изучаемым предметом. Пусть ребенок сначала научится чувствовать что-то хорошее при словах «химия», «литература», «математика», а уж потом на эту основу все правила и формулы запомнятся.

Почти всегда требуется преодолеть комплекс неполноценности. «Я ничего не могу решить, я никогда это не пойму, у меня нет способностей, я всегда ошибаюсь, у меня ничего не получится, никогда не смогу это все выучить», – такие мысли часто бывают у ребят, но именно взрослые закрепляют их в сознании школьников. Так что обязательно узнайте у своего ребенка, какие отношения складываются у него с преподавателем. Хорошо научит только тот человек, у которого есть интерес к вашему дитяти, стремление увидеть в нем личность. От такого репетитора ребенок приходит с хорошим настроением, он удовлетворен общением, ему приятно учиться. Оценки по предмету сначала могут и не измениться, но растет самооценка школьника, его уверенность, которая даст свои положительные результаты на контрольных. Огромный шаг к успеху сделан.

– Как-то раз пришли ко мне папа с сыном-десятиклассником познакомиться и договориться о системе занятий, – рассказывает Вера Васильевна Зенкоева, преподаватель математики физико-математического лицея. – Любящий отец (без иронии) за время разговора называл сына дураком, двоечником… Было ужасно неловко и стыдно, мальчик краснел. Впоследствии выяснилось, что и в школе от учителя ничего ободряющего он не слышал. Я выправляла его чувство собственного достоинства до середины 11 класса. И как только это получилось, с учебой дело пошло просто замечательно. Однажды приходит он ко мне, а я обращаюсь к нему с просьбой о помощи, дескать, никак не могу разобраться в сложной задаче. Как я радовалась, когда мой ученик слегка снисходительно сказал: «Ладно, не волнуйтесь. Я сейчас разберусь и объясню вам». Теперь этот мальчик уже на последнем курсе института в Петербурге, поступил на бюджетное отделение с первого раза и довольно легко. Летом мы с ним виделись, уверенный в себе молодой человек!

Опрос показал, что родители мало интересуются образованием репетитора, его опытом работы и другими качествами. Если в дипломе учителя стоят тройки, то сомнительно, что он сможет помочь ребенку выработать свою систему усвоения знаний. Кроме того, нередки случаи, когда за обучение берутся люди, далекие от педагогики.

Многие за все время обучения ни разу не встречались с педагогом своего ребенка, ограничиваясь разговорами по телефону. Понятно, все мы очень занятые люди, но для такой встречи время надо найти непременно! Из опрошенных нами родителей подобную любознательность проявил лишь один отец. Он беседовал с несколькими преподавателями и остановил свой выбор лишь на четвертой кандидатуре. Впоследствии этот взвешенный выбор полностью оправдал себя.

Хорошо бы ознакомиться с программой подготовки к экзамену, если ваш ребенок абитуриент. Толковый репетитор подойдет к ее реализации творчески, дифференцированно…

Что говорит вам репетитор после нескольких занятий? Общие фразы или что-то конкретное о ребенке? С каким настроением? Неоправданный оптимизм должен насторожить вас, как и безразличие преподавателя. Есть такой подход: сначала усугубить проблемы и пробелы в знаниях, а затем преподнести малейшие успехи ребенка как исключительно свою заслугу.

Настоящее обучение у репетитора всегда сугубо индивидуальное, за что, собственно, вы и платите. Нередки случаи, когда занятие проводится сразу с несколькими учениками. В таком случае подбирают группу из равных по способностям и знаниям школьников. Согласитесь, это маловероятно.

Говорят, что чудес не бывает. Скорее всего, это так и есть. Несколько занятий не сделают из вашего ребенка отличника. Возможно, что оценка по предмету некоторое время останется прежней, невысокой. Устоявшееся мнение учителя переломить сложно. Главное – изменить отношение ребенка к урокам. Если это удалось, можно считать, что вы нашли «правильного» репетитора.

Итак, что нужно принимать во внимание, когда вы выбираете репетитора:

1. Образование. Ознакомьтесь с дипломом репетитора (инженер не научит вашего ребенка физике или химии). Узнайте о его опыте индивидуального обучения школьников. Репетитор и учитель – это разные направления в профессии, хотя и очень близкие.

2. Рекомендации. Побеседуйте с родителями и ребятами, которые прибегали к услугам выбранного вами репетитора. Отзывы должны быть положительными как о знаниях репетитора, так и о его человеческих качествах. Вам нужен доброжелательный, уважающий ребенка специалист.

3. Программа занятий. Родители абитуриента должны убедиться в наличии программы занятий. Обсудите с репетитором цель занятий. Выясните, каким образом она будет достигаться.

4. Индивидуальный подход. Репетитор обязан проводить занятия один на один, учитывая психологические особенности именно вашего ребенка, повышая его уверенность в своих силах.