ребенок в детском саду

детский сад

Автор — Л.Л. ТИМОФЕЕВА.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество ДОО с семьей.

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников как концептуальные основы сотрудничества ДОО и родителей фиксируются в содержательном разделе Основной образовательной программы дошкольного образования (Программы). Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы становится значимым направлением работы детского сада, наряду с непосредственно образовательной деятельностью и образовательной деятельностью, осуществляемой в режимных моментах.

В рамках требований к психолого-педагогическим условиям реализации Программы в ФГОС выделены компетенции педагога, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, среди которых — умение осуществлять взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

«Формирование культуры безопасности у дошкольников» может служить примером раздела Программы, в реализации задач которого определяющая роль принадлежит семье и семейным взаимоотношениям.

Образовательные организации могут с успехом формировать такие компоненты культуры безопасности, как система знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, физическая готовность к выходу из опасных ситуаций. Такие же компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются прежде всего в семье.

Именно в рамках семейного воспитания формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасности.

В.А. Сухомлинский писал: «Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение… Ребенок — зеркало семьи» [8].

В каждой семье складывается своя система воспитания, определяющая специфику взаимодействия родителей и детей. Тип взаимоотношений во многом обусловливает результат воспитания культуры безопасности. Так, в семьях, где не используют запреты и ограничения со стороны родителей, не осуществляется контроль за поведением дошкольников, практикуется ситуативное обучение выполнению правил, требований, у ребенка отсутствует образец должного взрослого ответственного поведения, на который ему можно было бы ориентироваться. В этом случае у ребенка не формируются психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного безопасного поведения.

Чрезмерный контроль всех поступков ребенка, суровые запреты, жесткие требования и правила, практикуемые в семье, необходимость беспрекословного подчинения родительским приказам без объяснения причин приводят к формированию поведения, основанного на чувстве вины или страха перед наказанием. При этом работают только механизмы внешнего контроля, при его ослаблении поведение ребенка может стать потенциально опасным.

Таким детям сложно самим принимать решения, они не уверены в себе, недостаточно самостоятельны, замкнуты, тревожны, враждебны к окружающим, агрессивны по отношению к слабым, безынициативны.

Крайне негативно сказываются на развитии детей такие типы родительских тактик воспитания, как:

  • гипопротекция (недостаточное проявление заботы о ребенке),
  • доминирующая гиперпротекция (гиперопека, чрезмерная озабоченность проблемами и действиями ребенка),
  • потворствующая гиперпротекция,
  • эмоциональное отвержение,
  • непрогнозируемые эмоциональные реакции,
  • противоречивые воспитательные воздействия.

Все эти тактики способствуют возникновению у ребенка виктимности (от лат. victima — жертва) — склонности стать жертвой преступления [2].

Большое значение имеет стиль воспитания в семье.

Стиль семейного воспитания является самым обширным компонентом родительства, выразителем взаимодействия всех других его компонентов: родительских ценностей, установок и ожиданий, родительского отношения, чувств, родительской позиции и ответственности.

Выделяют три вида стилей:

  • авторитетный,
  • попустительский,
  • авторитарный.

Авторитетный родитель сохраняет баланс высокой степени контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей. В семье существуют четкие, понятные ребенку правила поведения, которые обсуждаются с ним и принимаются беспрекословно. Родители в таких семьях опираются на потребности и чувства ребенка, его запросы. Существует нацеленность на совместное преодоление трудностей. Родители проявляют симпатию и уважение к детям и одновременно — твердость в выполнении требований.

Дети из семей, предпочитающих авторитетный стиль, уважают своих родителей, отличаются общительностью, лидерством, активностью, отзывчивостью, социальной компетентностью, инициативностью, открытостью, эмпатийностью, уверенностью в себе. У них высоко развит самоконтроль, они умеют устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремятся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. При этом дети имеют адекватную и несколько завышенную самооценку при высоком и среднем уровне притязаний.

При попустительском стиле взрослые почти не ограничивают поведение детей, не достаточно контролируют его, не требуют от них ответственности и самоконтроля. Родители могут проявлять неуважение и, в единичных случаях, антипатию к своему ребенку, наблюдается выраженная эмоциональная дистанция между взрослыми и детьми, практикуется физическое наказание.

Данный стиль воспитания формирует отклонения в поведении ребенка, проявляющиеся в нарушениях дисциплины, правил, норм, требований. Дети, воспитывающиеся в подобных семьях, испытывают недостаток любви, внимания, сочувствия со стороны родителей. Для них характерны низкий самоконтроль, игнорирование близкого взрослого, лидерство, упрямство, хитрость, конфликтность, повышенная уязвимость к неуспеху, на который они реагируют сильным регрессом.

Авторитарный стиль заключается в постоянном контроле над поведением детей. Существует свод чрезвычайно жестких требований, которые не обсуждаются с детьми. Семьи, практикующие авторитарный стиль воспитания, традиционно демонстрируют средний и низкий уровень качества взаимодействия с ребенком, что проявляется в выраженной эмоциональной дистанции, повышенной требовательности, в отсутствии сотрудничества и неудовлетворенности отношениями с ребенком.

У детей из данной группы семей формируется заниженная самооценка с высоким уровнем притязаний. Для них характерны слабый самоконтроль, чувство вины и даже страха, злобы, раздражения по отношению к взрослым
членам семьи. Дети в таких семьях эмоционально уязвимы, обладают повышенной тревожностью и застенчивостью, у них преобладает уныло-грустное настроение. Они трудно устанавливают контакты со сверстниками, нередко стремятся компенсировать эмоциональную недостаточность за счет неадекватного тактильного контакта со взрослым — педагогами, родителями (цепляние, прижимание, приставание).

Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремления принимать собственные решения. Вырастая, ребенок может остаться безответственным исполнителем на всю жизнь или начать бунтовать и активно попирать ненавистные правила.

Проведенное нами исследование, а также данные, приводимые в психолого-педагогической литературе, свидетельствуют, что вне зависимости от практикуемого стиля воспитания абсолютное большинство родителей стремятся оградить своих детей от опасностей, но у многих усилия носят запретительный характер.

Анализ освоения необходимых представлений и тактики безопасного поведения дошкольниками показал, что они знают, чего делать нельзя, но мало осведомлены, как делать безопасно то, что делать можно и нужно. Дети испытывают сложности при анализе опасных ситуаций и в ходе поиска возможностей выхода из них.

Лишь 18% родителей используют продуктивные родительские тактики воспитания.

Дети данной родительской группы в ходе диагностической игры демонстрируют высокие уровни умения простраивать алгоритм действий в проблемной ситуации.

Таким образом, выбор родителями непродуктивных методов воспитания, низкий уровень собственной культуры безопасности, безответственное поведение, самоустранение семьи, делегирование воспитательных полномочий образовательным организациям приводят к проблемам социализации детей, конфликтам в  емье, психологическим травмам, затрудняют формирование личности безопасного типа.

Также причинами неэффективного воспитания в семье, по мнению Р. В. Овчаровой, являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • ригидные стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком [5].

Это определяет актуальность такой задачи ДОО, как повышение родительской компетентности в соответствующей области. Родительская компетентность предполагает наличие знаний, умений, опыта в области воспитания ребенка [4], а также необходимых личностных качеств и соответствующих мотивов. Комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию в родительских действиях четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки [4].

При организации обучения необходимо помнить, что педагогическое просвещение родителей, получаемые ими знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивных детско-родительских отношений, партнерского взаимодействия с ДОО.

В помощь родителям — анкеты и опросники для выявления образовательных потребностей родителей, индивидуальных особенностей детей, интерактивные лекции, различные методы фасилитации («Мировое кафе», «Поиск будущего» и др.), моделирование и анализ ситуаций, креативные игры, мозговые штурмы, «круглые столы», практикумы, дискуссии, материалы для публикации и организации обмена мнениями на сайте ДОО, практические задания по организации повседневного общения с детьми, их воспитания и обучения и так далее.

Данные методы обеспечивают возможность построения и поддержания партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Они требуют наличия у педагога качеств, позволяющих осуществлять конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей, коммуникативные барьеры.

Среди этих качеств можно выделить: 

  • способность инициировать продуктивную деятельность группы,
  • поддерживать необходимый настрой,
  • создавать комфортный климат в группе,
  • вдохновлять участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений,
  • раскрывать лучшие человеческие качества и способности партнеров по взаимодействию,
  • помогать отдельным участникам в поиске гармонии в отношениях с другими людьми, а также с самими собой;
  • умение открыто выражать и транслировать собственные мысли и переживания в межличностном общении, ассертивность, толерантность, эмпатию, развитую рефлексию.

Организуя взаимодействие с родителями, педагог должен:

  • демонстрировать доверие;
  • помогать участникам обсуждения (дискуссии, мозгового штурма) формулировать цели, стоящие перед группами и индивидом;
  • исходить из того, что у каждого участника есть мотивация к взаимодействию;
  • выступать для участников источником опыта;
  • проявлять эмпатию — способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его;
  • быть активным участником группового взаимодействия;
  • открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию;
  • владеть стилем неформального общения с участниками группы;
  • обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность [7].

Вне зависимости от выбора формы проведения мероприятия и его содержания обсуждение любого вопроса, связанного с формированием у детей культуры безопасности, необходимо начинать с выявления проблем, образовательных потребностей семьи, определения и создания у родителей мотивов участия в совместной
работе. Рассмотрим пример включения родителей в качестве заинтересованных собеседников в обсуждение
актуальнейшей проблемы «Взаимодействие семьи и ДОО по обеспечению психологической безопасности детей»
с использованием такой методики фасилитации, как «Поиск будущего» (материал из книги «Формирование
культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО»).

Родительское собрание на основе технологий фасилитации

Методика «Поиск будущего»

Тема: «Взаимодействие семьи и ДОО по обеспечению психологической безопасности детей».

Поиск будущего (Future Search) — один из методов фасилитации, используемый в том случае, когда различным заинтересованным группам необходимо найти общую основу для будущего сотрудничества, выработать общую картину будущего (авторы — М. Вейсборд и С. Дженофф).

Роли участников

Спонсор — человек или группа людей, заинтересованных в проведении мероприятия.

Организационный комитет состоит из ключевых участников, которые совместно с фасилитатором выбирают тему, разрабатывают программу, подбирают приглашенных; выбирают место проведения и обеспечивают логистику мероприятия.

Фасилитатор организует мероприятие, управляет ходом конференции: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса.

Участники — как правило, представители различных групп (родители, педагоги, специалисты ДОО, управленцы), заинтересованных в выработке единого видения будущего и в поиске общих оснований для совместных действий.

Метод требует тщательной подготовки — определения темы, подбора раздаточных материалов с заданиями и рабочими листами для смешанных и целевых групп. Приглашением выбранных участников, организацией пространства для проведения собрания и подготовкой материалов занимается организационный комитет под руководством фасилитатора.

Родительское собрание проводится в форме конференции, делегатами которой выступают родители, а организаторами — детский сад в лице конкретного педагога (педагогов).

Мероприятие состоит из следующих структурных элементов.

1. Взгляд на прошлое — «разогрев» участников, обсуждение тенденций, которые влияли на группы в прошлом.
2. Взгляд на настоящее — создание общегрупповой «карты сознания» тенденций, которые влияют на группу
или исследуемую проблему в настоящем.
3. Взгляд на будущее — создание идеальных сценариев будущего.
4. Обнаружение общих основ — формирование практикоориентированных сценариев общего будущего.
5. Планирование действий — составление конкретных планов [3].

ХОД СОБРАНИЯ

1. Взгляд на прошлое

Актуальность проблемы психологической безопасности детей стала осознаваться лишь в последние десятилетия. Однако и в отечественном образовании накоплен достаточный опыт для решения проблемы. Следует его проанализировать и выбрать представленные в нем рациональные аспекты.

Опираясь на опыт работы с данной группой, фасилитатору необходимо выбрать метод включения участников собрания в работу, погружения в проблему. Для малознакомой группы это могут быть стандартные наборы ролей скептиков, оптимистов, нейтрально настроенных (не определившихся и сомневающихся) родителей [7].

Основная идея, которая определяет выбор форм и методов работы — концентрированно представить отношение каждой группы родителей к проблеме. Например, можно графически (в виде рисунка или схемы) представить состояние проблемы по обеспечению психологической безопасности ребенка, вызвать у участников конференции эмоциональный отклик.

2. Взгляд на настоящее

Актуальность проблемы. Современные исследователи констатируют низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, наличие в той или иной мере выраженного деструктивного внутриличностного конфликта, отсутствие эмоционального благополучия. Все это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, к проблемам во взаимодействии со сверстниками, к обострению проблем общения в семье.

Таблица 1: Основные показатели психологического благополучия ребенка в семье

таблица

Проблемный вопрос. Выразите свое мнение о высказывании А. Маслоу «Уже сама констатация того факта, что вышеописанные реакции с легкостью обнаруживаются у детей, свидетельствует о недостаточно безопасном существовании наших детей (или, если рассматривать этот феномен в мировом масштабе, можно заявить, что детям не обеспечена надлежащая забота)».

Поиск ответа организуется в форме заседания экспертной группы по вопросам психологической безопасности детей, в которую войдут все желающие участники собрания.

Заседание экспертной группы

Задание 1. По каждому из показателей, представленных в таблице 1, всеми родителями дается оценка уровня психологической безопасности своих детей.

На основе оценок, данных каждым из участников собрания, экспертная группа подсчитывает средний балл и дает итоговое заключение.

Задание 2. Как отмечалось ранее, на первом месте среди психогенных факторов, влияющих на утрату ребенком чувства психологической безопасности, на формирование делинквентного поведения, стоит негармоничное семейное воспитание. Родителям предлагается с опорой на результаты предыдущей встречи определить, как тот или иной стиль воспитания влияет на психологическую безопасность детей, охарактеризовать в свете обсуждаемой проблемы свой стиль воспитания.

Итоги самоанализа родительских тактик могут подводиться в форме презентации семейного герба. В его изображении участникам собрания следует зафиксировать практикуемый ими стиль воспитания в семье и желаемые черты его модернизации.

3. Взгляд на будущее

Данный этап работы может быть организован как с сохранением изначального набора ролей родителей (скептики, оптимисты и сомневающиеся), так и с учетом результатов предыдущих этапов на основе уже сложившихся групп родителей. Также возможно деление участников мероприятия на две группы, каждая из которых будет работать по своей проблеме: «Безопасность в ДОО» и «Безопасность дома».

Родителям предлагается разработать проект психологической безопасности ребенка в детском саду и дома по схеме (таблица 2).

Таблица 2: Схема проекта «Безопасность ребенка»

таблица

Информация для фасилитатора. А. Маслоу подчеркивал, что «среднестатистический ребенок стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные родители, защитники, оберегающие его от опасности».

Можно сказать, что суть понятия «психологическая безопасность», ее переживание ребенком связаны со средой и зависят от ситуации, особое место в которой отводится межличностным отношениям.

Внутренними источниками угрозы психологической безопасности могут стать:

  • привычки негативного поведения,
  • осознание ребенком своей неуспешности,
  • отсутствие автономности,
  • зависимость от взрослого.

В основе разного рода нарушений могут лежать индивидуально-личностные особенности ребенка и патологии физического развития.

Внешние источники угрозы психологической безопасности делятся на физические и социальные.

  • Физические источники угрозы связаны с неблагоприятными условиями жизнеобеспечения (недостаточная длительность пребывания ребенка на свежем воздухе, несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, питанию, режиму), враждебностью окружающей среды (ограниченный доступ к игрушкам, необоснованные запреты, фрустрация основных потребностей и др.).
  • К социальным источникам угрозы психологической безопасности относят: манипулирование детьми, нескладывающиеся межличностные отношения со сверстниками, интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки, преобладание у взрослых авторитарного стиля общения, отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в обществе, психологическое насилие, вербальную агрессию, контакты с незнакомыми людьми, семейные конфликты, эмоциональное отвержение, игнорирование родителями ребенка, отвержение сверстниками [6].

На основе данного перечня опасностей родителям предлагается выявить факторы, оказывающие влияние на безопасность личности ребенка в детском саду и дома.

Систематизируя высказывания участников собрания, фасилитатор предлагает объединить названные ими факторы в группы:

  • семья и особенности семейных взаимоотношений,
  • референтная группа (группа людей, мнение которых значимо для ребенка),
  • формальная группа (окружение, в котором пребывает ребенок в ДОО).

Описание родителями комфортной среды, важнейшим свойством которой является психологическая безопасность:

  • дома;
  • в ДОО, происходит с опорой на схему проекта (таблица 2).

4. Обнаружение общих основ

Мозговой штурм «Обеспечение психологической безопасности детей в детском саду и дома».

Педагогами и родителями совместно рассматриваются возможности преодоления выявленных каждым из участников собрания проблем.

5. Планирование действий

Намечаются и распределяются между участниками образовательного процесса и во времени действия и задачи, связанные с обеспечением психологической безопасности детей.

Литература

  • Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. — Череповец, 2002.
  • Личко А.Е. Подростковая психиатрия. — Л., 1979.
  • Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5 / Под ред. Л. Л. Тимофеевой. — М., 2013. — С. 54—104.
  • Мизина Н.Н. Родительская компетентность: Психологический аспект проблемы // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 7.
  • Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
  • Пелихова А.В. Педагогическое сопровождение семьи в обеспечении социальной безопасности ребенка дошкольного возраста. Дисс. … канд. пед. наук. — Челябинск, 2011.
  • Ромашина С.Я., Майер А.А. Фасилитативная педагогика. — Барнаул, 2011.
  • Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1978.
  • Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. — М., 2001.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, сентябрь 2014.