ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Моему сыну уже 5 лет, в детский сад мы начали ходить в 2 года, но тогда адаптация проходила просто ужасно и спустя 2 месяца, после совета заведующей я забрала ребенка и больше мы не ходили. Когда сыну исполнилось 3 года, у меня родилась девочка и мы снова пошли в сад. Адаптация проходила тяжело, он отказывался есть, не спал, не играл с детьми, не занимался, радовался только прогулкам на улице и часто болел. Я целый год забирала его с утренней прогулки.

В четыре года наметился прогресс в адаптации, он начал играть с детьми и спать, но по-прежнему отказывался есть, забирала я его уже после дневного сна. Через полгода к нам пришла новая воспитательница и он в первый же ее день начал кушать. Все стало замечательно: он начал играть с детьми, есть, спать и даже иногда заниматься, пока мы не заболели ветрянкой. И вот с тех пор (с февраля 2010 г.) мы опять никак не можем привыкнуть к детскому саду: каждый день истерики, хотя вечером, когда я его забираю, он довольный и даже просится подождать, пока он еще поиграет.

В сентябре младшая дочь пойдет в детский сад, а сын переходит в старшую логопедическую группу плюс психоневролог поставила нам ЗПР на фоне тяжелой социальной адаптации. Сейчас мы занимаемся с психологом в саду, но сил смотреть, как он плачет, чуть ли не умоляет не оставлять его, что он волнуется, что без меня не может и переживать, когда воспитателям просто приходится «отдирать» сына от меня, уже нет.

Помогите, подскажите, что мне делать, как себя вести, что ему говорить? Я очень боюсь, что его психика совсем поломается, а нам через 2 года уже в школу, да и переход в логопедическую группу с большей нагрузкой и требованиями меня очень беспокоит, хотя он пока что настроен положительно и ждет не дождется, когда же он сможет ходить в новую группу. С уважением, Ирина Миронова.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Первое, что приходит в голову – смотреть на будущее как на хорошее и приятное, но совершенно неведомое. Наш жизненный опыт может служить опорой, дающей знания, как можно поступить в той или иной ситуации. И только! Будущее – прекрасный подарок, который мы получаем от мира ежедневно, ежеминутно и ежесекундно. Вся прелесть как раз в том и заключается, что будущего мы не знаем. Беспокойный рассудок не любит неизвестности и неопределенности, и вечно подсовывает нам компиляции, собранные из прошлых событий нашей и не нашей жизни. Иногда он любит сам себя пугать до полусмерти, вытаскивая из памяти страшилки и ужастики, и вставляя их в раму к картине под названием «Будущее». Самое смешное, что эти картины реализуются. А кто их нарисовал, кто автор проекта? Как ни крути, мы сами и есть авторы. Есть такая поговорка: «Переживайте неприятности по мере их поступления». О чем она? Да о том, что не надо заранее придумывать проблемы и неприятности, загодя заботливо расставляя для себя грабли, которые потом стукнут по голове. Не зря же у нас, хотя бы чисто грамматически, есть три времени: прошлое, настоящее и будущее. В жизни есть только настоящее – это здесь и сейчас, живая жизнь, которая движется и происходит. Прошлое и будущее живут только в нашей голове. Их уже и еще нет. Именно поэтому психологи часто призывают жить в «здесь и сейчас», и тогда с человеком происходят самые замечательные и прекрасные вещи. Чрезмерное погружение в воспоминания или в мечты и прогнозы делают человека фантазером, отрывают от его реальной жизни и забрасывают далеко в уже не существующее прошлое или еще не наступившее будущее. А чем больше человек погружен в живое настоящее, тем больше хорошего он замечает вокруг и внутри себя, и никакие монстры из собственной головы его не посещают. В конце концов, если очень хочется заглянуть в неведомое будущее, лучше уж туда перетащить из прошлого что-то приятное, согласны?

А что же делать с прошлыми травмами? Так просто приказать себе забыть о них? Не получится. Но дрессировать их можно и даже нужно. Постарайтесь следить, сколько можете, за своими мыслями. Как только ловите себя на том, что опять полезли в неприятные воспоминания – перескакивайте в здесь и сейчас. Чтобы было легче, могу посоветовать такой прием. Как только в ваших мыслях появляется определенный образ (выбирайте сами, что чаще всего лезет в голову), например, утреннее прощание в саду из прошлого, вы автоматически переключаетесь на то, что сейчас реально видите (глазами!) перед собой – обои в комнате, траву во дворе, голубое небо, человека и т.п. Через пару дней у вас это будет получаться действительно автоматически. Вариантов тут миллион. Когда будете придумывать, на что именно переключаться в здесь и сейчас, выбирайте то, что вам приятно и интересно. Если небо вам безразлично, переключайтесь на людей, или на свои телесные ощущения, или на что хотите приятное для вас.

В письме есть очень хороший последний абзац: «Помогите, подскажите что мне делать, как себя вести, что ему говорить? Я очень боюсь что его психика совсем поломается, а нам через 2 года уже в школу, да и переход в логопедическую группу с большей нагрузкой и требованиями меня очень беспокоит, хотя он пока что настроен положительно и ждет не дождется когда же он сможет ходить в новую группу.»

Отвечаю на ваш вопрос «что делать»: брать пример с сына, буквально по схеме «следуй за сыном». Успокоиться, жить в здесь и сейчас, видеть позитивный настрой сына СЕЙЧАС, а не в сомнительном «пока что», доверять сыну (обязательно!). Эти несколько недель следуйте за своим ребенком, идите в его фарватере, как ведомый корабль, и вы научитесь.

Потом вам непременно захочется повторять и повторять этот приятный опыт. Вот и на здоровье!