Как определить, соответствует ли развитие ребенка возрастной норме? Для этого существуют различные психологические тесты, памятки для родителей и воспитателей. К концу учебного года дети ясельной группы детского сада, например, должны уметь выполнять ряд упражнений. Подсказкой нам послужила программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. Васильевой. Развитие детей ясельной группы разделено по тематикам занятий в детском саду: развитие речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, изобразительная деятельность, конструирование, физическая подготовка.
Развитие речи: к концу учебного года дети ясельной группы детского сада должны
- Иметь активный словарный запас (не менее 1000 — 2000 слов).
- Повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
- Ответить на понятный вопрос взрослого.
- Поделиться информацией (Маша кушает), пожаловаться на неудобство (устал, хочу спать) и действия однгогрупнпника (отнимает, обижает).
- Сопровождать речью игровые и бытовые действия (приборматывать).
- Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
- Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
Художественная литература: к концу учебного года дети ясельной группы детского сада должны
- Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
- Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
- Читать стихи с помощью взрослого (А.Барто из цикла «Игрушки» и так далее).
Развитие элементарных математических представлений: к концу учебного года дети ясельной группы детского сада должны
- Различать много предметов и один.
- Различать большие и маленькие предметы.
- Узнавать шар и куб.
Ребенок и окружающий мир: к концу учебного года дети ясельной группы детского сада должны
- Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежду, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.
- Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.
- Знать имена членов своей семьи и персонала группы.
- Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и так далее.
Изобразительная деятельность: к концу учебного года дети ясельной группы детского сада должны
- Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать: различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
- Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено.
- Знать, что из глины, пластилина можно лепить, что они мягкие.
- Раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями кистей рук, отламывать от большого куска маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
- Лепить несложные предметы.
Конструирование: к концу учебного года дети ясельной группы детского сада должны
- Различать основные формы деталей строительного материала.
- С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
- Разворачивать игру вокруг собственной постройки.
Физическое развитие: к концу учебного года ребенок из ясельной группы детского сада
- Катается на трехколесном велосипеде.
- Быстро проходит по наклонной доске.
- Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
- Бегает, подпрыгивает.
- Спрыгивает с небольшой высоты.
- Бросает и ловит мяч.
- Легко перешагивает через препятствие на полу чередующимся шагом.
- Перепрыгивает через линию на полу.
- Прыгает в длину с места на двух ногах.
- Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Автор — Даниленко Мария.