На конкурс ПОЕХАЛИ!.
Образовательный проект ОЖИВИМ ПЛАНЕТУ РАСТЕНИЯМИ реализуется в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики. В проекте принимали участие две группы. Воспитатели: Корхонен Светлана Николаевна, Поспелова Любовь Фёдоровна, Насонова Татьяна Васильевна.
Проблема: Какими растениями надо заселить планету Тобор?
Игровая мотивация: Помочь заселить растениями планету Тобор.
Цель: Создание условий для развития познавательных интересов области природоведения, экологии. Развитие у детей познавательных способностей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Задачи:
- Подвести детей к пониманию того, что человек — часть живой природы, что природа оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.
- Выявить влияние цветов на настроение, подчеркнуть, что они дают людям эстетическое наслаждение, радость, познакомить с влиянием цвета и аромата на самочувствие, сообщать о некоторых целебных свойствах цветов.
- Формировать у детей экологическое мировоззрение, показать тесную взаимосвязь природы и человека, влияние последствий болеющей природы на здоровье человека: сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем, воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе, научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями.
Подпроекты:
- «Космическое путешествие»
- «Глубины Космоса»
- «Отроки во Вселенной»
Подпроект КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Проблема: Что нужно для полёта в Космос?
Игровая мотивация: Помочь космонавтам подготовиться к космическому путешествию.
Цель: Активизировать знания детей об окружающем мире, о Земле, формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний, побуждать к содержательному общению друг с другом, воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе, развивать творческую активность детей.
Словарная работа: земляне, планета, марсиане, космонавт, исследователь, штурман, оператор, инопланетяне, кратер, спутники.
В ходе реализации проекта возникают такие вопросы:
— Кто и где создаёт ракеты?
Ракеты и космические корабли создаются в конструкторском бюро по проектированию и строительству ракет и космических кораблей. Над их созданием работают инженеры, конструкторы. Дети выбирают инженера-конструктора для строительства ракеты.
Ещё нужны техники — они заправляют ракету топливом, готовят её к полёту, дают «добро» на старт. Дети выбирают техника.
— Кто может полететь в космос?
Необходимо подготовить команду космонавтов. Для полёта в космос нам нужен командир. Командир должен быть сильным и смелым, ловким и отважным, решительным. Он управляет всем полётом. Дети выбирают командира космического корабля.
— Кто ещё нужен для полёта в космос?
Еще нужен космонавт-исследователь. Он должен быть самым любознательным, самым внимательным. Он ведёт наблюдения за звёздами, Солнцем, Луной с помощью телескопов, изучает Землю с высоты космического полёта. Дети выбирают космонавта-исследователя.
А на Земле работает космическая лаборатория. Здесь изучают образцы материалов, доставленных с других планет…
Ещё нужен штурман. Штурман должен быть очень умным, быстрым, уметь моментально принимать решения. Он прокладывает путь ракеты. Дети выбирают штурмана.
В полёте нужен врач. Зачем вообще космонавтам нужны врачи, ведь у них со здоровьем всё в порядке? Врачи осматривают космонавтов перед полётом и по возвращении на Землю, ведут наблюдение за состоянием их здоровья. Дети выбирают врачей.
Ещё ребята предложили взять в полёт художника. Как вы думаете, чем он будет заниматься в космосе? Он нарисует, как выглядит Земля из Космоса, создаст космические картины. Дети выбирают художника.
После обсуждения всех тонкостей подготовки к космическому полёту дети формируют экипаж.
— Как жители нашей страны узнают о том, что в космос полетела очередная ракета?
Об этом рассказывают журналисты. Они берут интервью у космонавтов, пишут статьи, выступают по телевизору. Дети выбирают журналиста.
А для связи с Землёй во время полёта выбирают диспетчера-оператора, он следит за полётом с Земли, согласовывает действия экипажа.
Разворачивается игровое действие: конструкторы строят ракету, техники готовят её к полёту, врачи осматривают членов экипажа, журналисты берут интервью перед полётом, художник готовит необходимый материал для рисования и прочее.
Космонавты занимают свои места. Идёт проверка готовности к полёту. Отсчёт времени. Звучит музыка – ракета взлетает. Диспетчер поддерживает связь с экипажем. Космонавты сообщают о том, как идёт полёт, как самочувствие, какие трудности возникают…
Космонавты посещают неизведанные платены, берут пробы грунта и воздуха, ведут наблюдения, исследуют образцы растений и микроорганизмов с других планет. Составляют картину экологической обстановки на планетах и пригодности их для жизни.
Космонавты возвращаются на Землю. Их встречают журналисты, родственники, знакомые. Герои рассказывают о путешествии. Художники рисуют космические пейзажи, журналисты делают короткий репортаж о полёте.
Подпроект ГЛУБИНЫ КОСМОСА
Проблема: Какие тайны и загадки скрывают в себе глубины Космоса?
Игровая мотивация: Отыскать тайны и загадки Вселенной.
Цель: Создавать условия для расширения и обогащения представлений детей о Космосе.
Задачи:
- Активизировать знания детей о создании космического экипажа.
- Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый, смелый и дисциплинированный человек.
- Расширять представления детей о космических полётах: познакомить детей с космонавтами и учёными, которые стояли у истоков развития российской космонавтики.
- Воспитывать гордость за свою страну.
- Развивать коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
Подпроект ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Проблема: Как долететь до планеты, которая находится за пределами Солнечной системы?
Игровая мотивация: Помочь выжить жителям дальней планеты.
Цель: Активизировать мышление в процессе решения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Результаты проекта
Развивающая среда создавалась совместными усилиями взрослых и детей в ходе реализации тематического проекта. Родители стали полноценными участниками педагогического процесса. Домашние задания по сбору необходимой информации приучили воспитанников и их родителей к поиску источников информации, работе с ними.
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к окружающему миру.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Проект развивался и пополнялся новыми проблемами способами их решения. Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Метод проектов актуален и очень эффективен он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
При проведении работы учитываются возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание игр и проблемных ситуаций ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта дети получают представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси; о Солнце, как источнике тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах, чёрных дырах. Уточняют значение новых слов («космонавт», «обсерватория», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп»).
Данные проекты развивают логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе решения проблемных ситуаций дети создают индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и прочее.