ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Статья «Дети-индиго» вызвала у одной из наших посетительниц, мамы, любопытный отклик: «Очень хочется после ознакомления со статьей задать вопрос психологу. Хорошо или плохо иметь ребенка индиго? Как правильно его воспитывать? Они агрессивны? Сами себе на уме? Можно ли скорректировать не желательные проявления особенностей в характере?»

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Сейчас я Вас буду обзывать. Да сами Вы индиго! Точно Вам говорю… А теперь отвечайте на свои вопросы: хорошо или плохо, что Вы живете? Как Вас правильно воспитывать? Вы агрессивны? Вы сами себе на уме? Как Вами управлять? Какие кнопки у Вас есть? Как Вас исправить, если что (см. таблицу «Устранение неисправностей» в конце руководства).

Очень интересно услышать (или прочитать) Ваши ответы.

Ваши дети – такие же, как и Вы. В основном. Но есть и отличия, ведь все мы разные и неповторимые. А деление на индиго – не индиго – оно условное, просто кто-то разрешает себе быть таковым, а кто-то – нет. А как у Вас с этим?

В детях такие «паранормальные» качества проявляются ярко, потому что дети не ведают классификаций, которые напридумали взрослые. Любой ребенок в определенном смысле – Маугли, дитя природы, в той степени, в какой его еще не обломали, не окультурили, не вымуштровали. Сами понимаете, чем младше человек, тем к нему меньше пристают с поучениями, стало быть, тем больше у него шансов проявить себя и свои таланты и способности. Все вот так просто на самом деле.

Почему же естественные человеческие проявления окутаны таким таинственным туманом? Почему для них придумано много загадошных слов типа «сверхъестественный», «паранормальный», «сверхспособности», «феноменальный» и прочих, выносящих нормально проявляющих себя людей в какую-то отдельную зону отчуждения? Вернее будет сказать, что при таком делении «нормальные» люди сами вычеркивают себя из списков по-настоящему живых, естественно гениальных людей. Почему так происходит? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в самых общих чертах.

Представление о ребенке

В прошлом в обществе царило представление о ребенке, как о недоразвитом взрослом. Ребенок приходит в мир несовершенным – он не может сам добывать себе еду, перемещаться в пространстве, говорить, и потому требует постоянной заботы взрослых людей. Взрослые обеспечивают малыша всем, что нужно для его здорового роста и развития – едой, теплом и любовью. Развиваясь, ребенок постепенно научается всему тому, что умеют взрослые люди, и в конце концов заботится о себе сам. И это очень хорошо. Но есть один нюанс: попутно, пока происходит обучение вещам, которые реально человеку нужны, ему впридачу навешивают очень много лишнего, нерационального и даже такого, что в дальнейшем будем ему просто мешать по жизни, и с чем ему придется разбираться и избавляться от этого, когда он станет достаточно взрослым. Таким образом происходит передача жизненных сценариев, далеко не всегда успешных, позитивных и счастливых.

«Никогда не спорь со старшими», даже если они говорят что-то сгоряча, а потом сами об этом жалеют.

«Самое счастливое время жизни – детство», и не нужно думать, что когда оно закончится, у тебя будет что-то приятное.

«Ты еще маленький, подрастешь – узнаешь». Может быть, конечно, будет уже поздновато, и не интересно, и не актуально, потому что поезд уже ушел. Ну, ничего, переживешь как-нибудь, мы же пережили.

Или такая универсальная формулировка: «Вот пойдешь в садик, (в школу, выйдешь замуж, будешь сам зарабатывать, выйдешь на пенсию,….) тогда и будешь делать то, что тебе хочется». А пока что изволь делать то, что хочется нам. И нам все равно, нужно тебе это, или нет. Все равно, что ты об этом думаешь. Все равно, что ты чувствуешь. Ты должен быть таким, как мы, таким, как все. Так принято.

Так было.

На первый взгляд нелогично, неправильно, негуманно, несправедливо. Оказывается, очень даже логично и целесообразно. Таким образом закладывался фундамент социальной общности нового поколения и мост между отцами и детьми, чтобы общество не раскалывалось кардинально, с одной стороны, на разные поколения, с другой стороны, в пределах одной возрастной группы. Худо-бедно, но много раз повторенная фраза усваивалась и оседала где-то в сознании или подсознании. И благополучно рос новый винтик большой такой системы, именуемой обществом (а если хотите – матрицей). Отклонения от господстввующей идеологии были угрозой, поэтому те, кто не вписывался в систему, становились либо признаными гениями и талантами, либо изгнанниками и отщепенцами, и последних по естественным причинам было больше.

Нас учили: гений – это баааальшое исключение из правила, а вы все – обычные люди, поэтому вам нужно учиться, трудиться (чем больше, тем лучше), и тогда, может быть, когда-нибудь….. Что будет может быть когда-нибудь, каждый додумывал сам. Но главное оставалось общим: чтобы получать какие-то результаты в жизни, нужно много работать. Все работают – и ничего особо хорошего не получают. Значит, чтобы быть успешнее, нужно вкалывать намного больше, чем все. Такой вот тупиковый путь. Что, все равно ничего хорошего не получается? Это ты сам виноват. Пахать нужно больше. И человек старался изо всех своих сил, ломился в ворота, которые ему вовсе не были нужны. И вкалывал, а если не получалось, давил еще больше, и еще, пока что-то не обрывалось – если это было единственным способом остановиться. Вспомните, все эти чудесные истории про людей, которые обретали какие-то сверхъестественные способности в результате несчастных случаев, болезней и прочих непредвиденных проблем. О них любят говорить по телевизору и в других СМИ. Почему? Да все потому же: вот, дорогие винтики, каков путь в ряды избранных, только через непосильные старания, доводящие до отчаяния. И тогда, может быть, и вы, когда-нибудь…