ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Развитие личности ребенка совершается благодаря его взаимодействию со взрослыми, прежде всего — с родителями. Такое взаимодействие предполагает обоюдную активность — со стороны как взрослого, так и ребенка.

Большинство конкретных исследований детско-родительского взаимодействия строится по схеме «родительское воздействие — детский ответ». В качестве действующего субъекта выступает взрослый, ребенок же оказывается не активной, а только реагирующей, реактивной стороной. Лишь в немногих работах этого направления делается попытка учесть также и вторую сторону детско-родительского взаимодействия — воздействие детского поведения на родителей.

В детско-родительских отношениях действия ребенка и родителей взаимно ориентированы друг на друга. Не только поступки ребенка являются ответом (реакцией) на действия родителей, но в той же мере и поступки родителей представляют собой реакцию на действия ребенка. Эта кольцевая взаимосвязь порождает межличностную ситуацию развития ребенка, являющуюся источником формирования его личностных особенностей. .

Ситуации столкновения интересов детей и родителей случаются в каждой семье. Конфликты на почве родительских запретов и наказаний, детского непослушания и сопротивления разрешаются в каждой семье и в каждом конкретном случае по-своему. Зачастую само противодействие родителям становится для ребенка важнее, чем неудовлетворенная потребность: он и не против бы прекратить играть на барабане, но не может смириться с тем, что ему запрещают это делать, лишая возможности самостоятельного выбора.

К проблеме поведения детей в ситуациях запрета и наказания обращались многие ученые. К. Левин, классик психологии, обсуждая психологическую ситуацию запрета и наказания, выделил следующие варианты поведения детей в подобных ситуациях:

  • Выполнение требования. Ребенок соглашается с родительским запретом или требованием.
  • Принятие наказания. Ребенок соглашается на наказание, поскольку оно представляется ему путем к свободе. Однако нередко после наказания он снова оказывается в такой же ситуации принуждения и стоит лицом к лицу с чередой наказаний, где каждое следующее сильнее предыдущего.
  • Действие, направленное на барьер. Это может быть либо импульсивная, неконтролируемая атака, либо серия продуманных попыток преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своих желаний.
  • Борьба со взрослыми. Препятствия к удовлетворению желаний ребенка являются, как правило, социальными и основываются на реальной власти взрослых над жизненным пространством ребенка. Восставая против внешнего барьера, ребенок борется, в конечном счете, с волей и властью взрослых, воздвигающих этот барьер.

Значительный вклад в изучение реакции на фрустрацию внес А. Адлер. Согласно его теории, во фрустрирующих ситуациях ребенок испытывает чувство бессилия, на основе которого развивается чувство неполноценности, а в неблагоприятном варианте — более глубокие переживания, обозначенные как «комплекс неполноценности». Ребенок стремится компенсировать чувство неполноценности, однако компенсация не всегда оказывается успешной. А. Адлер выделил несколько типов псевдокомпенсации (неадекватной компенсации) чувства неполноценности:

  • Уход в болезнь. Ребенок оправдывает некоторые свои поступки, неудачи или непослушание плохим самочувствием, немощностью и беспомощностью, что дает ему возможность управлять ближними, вызывая к себе жалость.
  • Сила воды. Это более слабый вариант «ухода в болезнь» — «уход в слабость»: слезы, жалобы и т.п.
  • Ленивец. При отсутствии желания следовать требованиям родителей ребенок-ленивец как бы дает понять, что на самом деле он все может и все умеет, просто сейчас ему лень это делать.
  • Лжец. Обманывая других в отношении своих действий, мотивов и достижений, лжец может на время уйти от обвинений и требований родителей в ситуации препятствия.
  • Жестокий тиран. Это вариант самоутверждения за чужой счет, когда ребенок идет в атаку на запрещающих что-либо или обвиняющих его в чем-то родителей.

В современных работах, посвященных детско-родительским отношениям, подобные формы поведения рассматриваются как манипулирование родителями. Так, Э. Шостром выделил несколько типов детей-манипуляторов:

  • Фредди-Лиса — «мастер извлечения жалости из людей». В сложных ситуациях такие дети демонстрируют слабость или болезненность, обеспечивая себе тем самым привилегии в отношениях с окружающими — требования к ним снижаются, им оказывают помощь. Этот тип соответствует адлеровскому варианту «сила воды».
  • Том-Крутой. Поведением таких детей управляют ненависть и страх. Особенностями детей с подобным способом поведения являются агрессивность, строптивость и неспособность принимать власть взрослых. Этот вариант близок к жестокому тирану по А. Адлеру.
  • Соревнующийся Карл. Этот тип — комбинация двух предыдущих. Поведением «соревнующегося Карла» руководит стремление быть первым везде и во всем. Такое поведение чревато появлением страхов, невозможностью установить контакты со сверстниками и отсутствием нормальной детской непосредственности в общении со взрослыми.

В ситуациях запрета и наказания дошкольники склонны чаще всего реагировать cледующим образом: ребенок снимает с себя ответственность за происходящее, приписывая ее внешним обстоятельствам, людям или предметам. При этом в детских высказываниях подчеркивается дискомфорт, испытываемый ребенком, осуждается внешняя причина сложившейся ситуации. Решение проблемы вменяется в обязанность родителям или другим людям. Само высказывание в большинстве случаев носит характер протеста или имеет агрессивный оттенок:

Второй по частоте выраженности в ситуациях препятствия является реакция, когда дети довольно равнодушно относятся к проблеме, выражают надежду на ее разрешение в будущем. Трудности как бы не замечаются или отрицаются. Ответственность самого ребенка сводится к минимуму. Разрешение ситуации предполагается возможным за счет взаимных уступок и взаимопонимания ребенка и родителей.

Третий вариант поведения — ребенок берет на себя ответственность за возникшие с родителями разногласия. Обычно в этих случаях звучит формулировка «я больше не буду» и ожидается, что на этом конфликт будет исчерпан. В ряде случаев дошкольники идут на компромисс.

Современные дети прибегают к четырм основным способам манипулирования:

I тип — уход в слабость. В качестве способа давления на окружающих используются слезы, уговоры и истерики: «Ну, пожалуйста! Я же еще никогда не играл на барабане!», «Буду плакать, пока не купят новую игрушку», «Мама, у меня глазки не закрываются».

II тип — использование разногласий между родителями. Сталкиваясь с запретом или наказанием, ребенок как бы «ставит в пример» родителю других («хороших») членов семьи, более снисходительных к ребенку и идущих у него на поводу: «Я хочу к папе!», «У тебя что, денег не хватит? А мама мне всегда покупает!», «Я попрошу бабушку. Она мне всегда дарит все, что я захочу».

III тип — подмена реального мотива поведения более «благообразным», на взгляд ребенка.

IV тип — угрозы. «Ты купишь игрушку! А то я буду сердиться и плохо себя вести».

Помните, что манипулирование, как бы это парадоксально ни звучало, вредно для самого ребенка, поскольку он усваивает определенную модель поведения, в которой требуется минимум усилий для достижения цели посредством шантажа, достижение своих целей посредством другого человека. Поэтому, чем раньше Вы начнете работать с ребенком-манипулятором, тем лучше для развития ребенка.

Источник: Консультация психолога и психологическая помощь детям