ребенок в детском саду

Частные детские сады Москвы в начале прошлого столетия готовили в первую очередь детей к школе, о чем свидетельствуют названия первых дошкольных учреждений — подготовительная школа под названием «Детский сад».

Частные детские сады Москвы были созданы в помощь родителям. Под руководством опытных педагогов детей учили наблюдать, говорить, считать, развивать мелкую моторику – в общем, задачи обучения были аналогичны современным. Поощрялась детская самостоятельность и активность, свободу ребенка не ограничивали, пропагандируя индивидуальный подход к каждому малышу.

Пионером в сфере частного дошкольного образования стал детский сад-пансион для глухонемых детей, открытый в 1900 году по инициативе Ф.А. Рау. Первый опыт оправдал себя и десять лет спустя в столице уже насчитывалось более 80 частных детских садов.

Программа занятий была довольно обширна и включала в себя:

  • Русский язык.
  • Арифметика.
  • Закон Божий.
  • Начальное рисование и лепка.
  • Гимнастика.
  • Фребелевские занятия, направленные на развитие самостоятельного творчества ребенка: рукоделие,
  • Различные игры.
  • Родиноведение: прогулки, наблюдения и экскурсии, систематические беседы. Родиноведение включало в себя также преподавание элементарных географических знаний: ребенок чертил на бумаге планы сада, двора, изучая свое окружение.

В частные детские сады Москвы принимали детей от 3 до 7 лет. В связи с тем, что сфера частного дошкольного образования только начинала зарождаться, для работы с детьми дошкольного возраста не было предусмотрено никаких специальных пособия. Поэтому в учреждениях использовались многие «школьные» предметы: шведские счеты, арифметический ящик, подвижная азбука.

Детей воспитывали на любви к литературе: в частности к русским сказкам в пересказе Афанасьева, к сказкам Х.К. Андерсена и братьев Гримм.

Для изучения русского языка использовали азбуку, букварь, «Родное слово» К.Д. Ушинского.

Частные детские сады Москвы были платными. Плату назначали исходя из договоренностей с родителями и составляла она до 5 рублей в месяц (при средней зарплате в 18 рублей рабочего). Питание в эту сумму не входило.

Как правило, занятия в детском саду начинались в 10 утра и заканчивались в 14 дня. В выходные и праздничные дни сад не работал. Дети за время пребывания в саду успевали проголодаться, поэтому приносили из дома бутерброды. В некоторых дошкольных учреждениях, как например в детском саду Е.П. Залесской, бесплатно поджаривали на кухне принесенные из дома детьми сырые бифштексы и котлеты.

Самыми популярными были частные детские сады Москвы семейного типа с небольшими группами до 8 человек. В более крупных образовательных учреждениях количество воспитанников доходило до 25 человек. В этом случае детей делили по возрастам.

Первые частные детские сады Москвы располагались в самых разных помещениях. Это могли быть и квартиры содержательницы, и специально снимаемые помещения монастырей.

Среди самых престижных заведений, в которых шло также обучение иностранным языкам, было детское училище Е.П. Залесской и частная гимназия М.Х. Свеницкой в центре Москвы. Сейчас эти дошкольные учреждения не функционируют.

Литература:

  • Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Листая страницы истории. Из истории дошкольного воспитания в Москве. — М., 1997;
  • Литвина Л.Н. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для пед ин-тов / Под ред. — М.: Просвещение, 1989.

Автор — Даниленко Мария.