Переучивать ли левшу? Многие родители не нашли однозначного ответа на этот вопрос. Еще 20-30 лет назад сомнений быть не могло, левшество было недопустимо и шло вразрез с общепринятыми нормами, поэтому детей, пишущих левой рукой, постоянно одергивали и ругали.
Нынешние исследования специалистов Оксфордского Университета заставляют пересмотреть советскую точку зрения. Левшество или правшество ребенка всецело диктуется генетикой. Если у человека в наборе генов имеется так называемый LRRTM1, это означает то, что ребенок будет левшой: будет есть и писать левой рукой.
Пока ученые не смогли определить, когда же ген активизируется — когда ребенок еще находится в утробе матери, или уже когда родился, в раннем детстве. Бесспорно одно, уже в детстве у ребенка четко формируется «привязанность» к той или иной руке. До четырех с половиной лет дети могут активно пользоваться обеими руками, а в возрасте пяти лет они окончательно становятся левшами или правшами. Именно поэтому вопрос, переучивать ли левшу, встает именно тогда, когда ребенок находится в дошкольном возрасте.
Несмотря на то, что левши составляют лишь 5% от общего населения нашей планеты, 13 августа признан Днем Левшей. Среди известных людей было также много левшей: Юлий Цезарь, Аристотель, Петр I, Черчилль, Ломоносов, Наполеон, Моцарт, Льюис Кэррол, Лев Толстой, Франц Кафка, Леонардо Да Винчи.
Особенности родителей могут повлиять на то, кем родится ребенок: левшей или правшой.
- Если оба родителя правши, то вероятность рождения у них ребенка-левши составляет всего 2%
- Если один из родителей левша, то вероятность увеличивается до 17%.
- Если оба родителя левши, то леворукий ребенок у них родится в 46% случаев.
Переучивать ли левшу? Комментирует Анастасия Комарова, детский психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:
В настоящее время психологи единодушны: переучивать детей с ведущей левой рукой на правую нельзя!
Леворукость – это не «дурная привычка»! Это физиология ребенка. А желание насильственно «наладить» работу головного мозга ребенка, особенно в раннем и дошкольном возрасте, может привести к непредсказуемым последствиям. Особенно это опасно тем, что проявиться они могут не сразу, а спустя годы.
Наиболее часто встречающиеся последствия подобного переучивания:
- Неврозы (тики, энурез, заикание, головные боли).
- Искажение формирования личности ребенка.
- Речевые нарушения.
- Эмоциональные проблемы (раздражительность, капризность, вялость, упрямство и другие).
- Подавление творческого развития.
- Невнимательность.
- Школьная неуспеваемость.
В том случае, если педагог или воспитатель придерживается другой точки зрения, родителям необходимо обсудить с ним невмешательство в эту особенность личности своего ребенка и позволить ему рисовать, лепить, писать, есть той рукой, какой ему удобно.
После того, как мы ответили на вопрос, переучивать ли левшу, стоит обратить внимание на особенности обучения леворуких детей.
Педагогам и родителям следует учитывать доминанту правого полушария при построении взаимоотношений с детьми-левшами.
Следует:
- Поощрять интерес к гуманитарным наукам и творческой деятельности.
- Не акцентировать внимание на неудачах в обучении, так как дети-левши очень эмоционально реагируют на проблемы.
Самое главное, что могут сделать близкие ребенку люди — это относиться с позитивом к «особенности» малыша и не пытаться его переучивать.
Кроме этого, следует позаботиться о правильной организации учебного пространства.
Следует:
- Учитывать то, что с правой стороны должно быть хорошее освещение.
- Не сажать ребенка у окна, так как леворукие дети имеют свойство легко отвлекаться на посторонние предметы.