Вопрос: У меня ситуация такая. Моей дочери 4 года . Недавно пошли в детский сад. Пришли в первый день на два часа — моя дочь убежала сразу к детям. Пришла ее забирать, а она мне истерику закатила, что уходить не хочет. И так каждый раз, как прихожу забирать.
Пришел черед оставлять ее на полдня. Оставила. Прихожу — воспитатель жалуется, что не ест (кричит и психует). Да еще дочь плохо разговаривает. Ходила так неделю по полдня. Воспитателей предупредила, что мне надо выходить на работу за неделю заранее, что давайте как-нибудь попробуем ее оставить поспать. Ответили: «Да-да». Вот почти прошла неделя, подходит воспитатель и спрашивает, во сколько я заберу дочь. Я ответила, что предупреждала, что мне выходить на работу надо. Мне ответили: «Да вы что! Ребенок еще не адаптировался! Она даже не спит днем, плохо ест».
Жалуются, что плохо себя ведет. У воспитателя попросила совета, подскажите, какие у вас методы воспитания — я тоже под ваши подстроюсь. На что мне ответила: «Ну я не знаю, я вообще ее не трогаю. Она играет и играет».
Мне интересно стало, как долго длится этот адаптационный период. Принимать ее не хотят на целый день и заниматься с ней тоже не хотят. Второй день подряд прихожу — у ребенка даже ноги от песка не помыты. Все дети раздетые садятся кушать, а мою в грязной одежде за стол сажают. Я понимаю, что это детишки должны сами одеваться и раздеваться, но моя дочь очень плохо сама снимает футболки, неужели нельзя ей помочь ее снять?
Я к чему это написала. Прошу у вас совета. Подскажите, как мне поступить, как объяснить ей? Может, какие есть на это яркие примеры, которые может понять ребенок. Когда я с ней разговариваю и спрашиваю: «Детки в садике спят?», — она отвечает: «Нет!» Заранее спасибо. Надеюсь на вашу помощь. Галина
Отвечает Зиновьева Екатерина, психолог детского Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:
Здравствуйте, Галина. Ваша дочь переживает адаптацию к детскому саду. Это тяжёлый период и для ребёнка, и для мамы.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.
Что же меняется в привычной и такой знакомой жизни ребёнка:
- появляется четкий режим дня;
- рядом нет родных и близких людей;
- ребёнок постоянно вынужден контактировать со сверстниками;
- необходимо слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
- внимания персонально к ребёнку становится намного меньше.
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2-3 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. В целом психологи отводят на адаптацию ребёнка к детскому саду до 6 месяцев. Если за этот период ребёнок не адаптировался, возможно, ему пока рано ходить в детский сад или же он просто «несадовский ребёнок».
Такое тоже бывает, и это не страшно.
Давайте, попробуем разобраться, что происходит с ребёнком, когда его начинают водить в детский сад, и почему он начинает вести себя не так, как раньше.
Первое время почти все малыши испытывают от посещения детского сада, в основном, отрицательные эмоции. Они могут быть более плаксивы и встревожены даже дома.
С чем это связано, и что же малыш чувствует?
Ребенку может быть страшно. Он может бояться незнакомых воспитателей, детей. Часто дети боятся, что родители за ними не придут.
Ребёнок может злиться (не давать себя раздеть, вырываться, или даже ударить маму или папу).
Может казаться, что малыш вообще ничего не чувствует. Он становится апатичным, вялым, депрессивным.
Такие проявления детей встречаются часто и говорят они о том, что ребёнку сложно расставаться с мамой и привыкать к новой, чужой для него среде. Однако отрицательные эмоции обязательно сменятся положительными, свидетельствующими о прохождении адаптационного периода. Наберитесь терпения.
Как складывается взаимодействие ребёнка в период адаптации в детском саду с воспитателями и сверстниками:
Ребёнок может в первое время вообще не выходить на контакт ни с теми, ни с другими. Может выбрать себе тихий уголок и оттуда наблюдать за происходящим. Важно дать ребёнку возможность самому начать общаться. Он сделает это тогда, когда будет более-менее спокоен и готов к взаимодействию. Насильно заставлять его что-то делать не стоит, этим можно только отпугнуть ребёнка. Возможно, это имели в виду ваши воспитатели, «не занимаясь с вашей дочерью», не заставляя её переодеваться и ложиться спать, говоря «Я её вообще не трогаю».
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что малыш все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. Но торопить его в этом не следует.
Что касается навыков сомообслуживания. В первое время может казаться, что ребёнок разучился одеваться, есть ложкой, вовремя ходить в туалет. Это связано с переживаемым стрессом. По мере прохождения адаптации, эти навыки вернутся. Более того, как правило, глядя на остальных, малыши быстрее учатся и радостно демонстрируют свои новые возможности взрослым.
Одними из стрессовых факторов для ребёнка являются питание в детском саду и сон. Снижение аппетита связано как с переживаемым стрессом, когда есть вообще не хочется, так и с тем, что еда не такая, как дома. Улучшение аппетита будет говорить об успешном прохождении адаптации.
Дневной сон для крохи является одним из самых сложных испытаний в период адаптации. Другая кровать, непривычная обстановка, рядом нет мамы и любимой игрушки. Ребёнку бывает сложно заснуть, сон может быть тревожным и коротким. Причем и ночной сон тоже страдает. Скорее всего, воспитатели не оставляют вашу дочь на сон, понимая, что она пока еще не совсем освоилась и сильно переживает. В таком случае, заставляя её спать, можно ещё больше усложнить её адаптацию. Однако к завершению этого периода сон и дома, и в саду нормализуется.
Здоровье ребёнка. Адаптация к детскому саду – это серьёзный стресс. А организм всегда реагирует на стрессовые факторы снижением иммунитета. А вероятность встретиться с вирусом в саду намного выше, чем раньше. Именно с этим связано то, что ребёнок может в первые месяцы часто болеть.
Чем можно помочь вашей дочке:
- Говорите о садике и о воспитателях в положительных тонах, особенно в присутствии дочери. Если она будет слышать, какой прекрасный её детский сад и её воспитатели, ей будет легче ходить в него и легче устанавливать контакт с воспитателями.
- Будьте уверены и спокойны. Ваше спокойствие и твёрдое понимание того, что все идёт правильно и хорошо, будут опорой вашему ребёнку. «Если мама спокойна, значит всё хорошо, и нет ничего страшного. Я справлюсь. Мама во мне уверена». Запомните: спокойная мама – спокойный малыш!
- Соблюдайте режим дня, близкий к режиму в садике. Не меняйте его даже в выходные. Тогда ранние подъёмы не будут причиной плохого настроения дочки по утрам, и ей легче будет подстроиться к распорядку в саду.
- Постарайтесь приблизить рацион питания дочери к такому, который установлен в садике. Она охотнее будет есть то, к чему она привыкла.
- Учите её самостоятельно одеваться и раздеваться. Только не слишком настойчиво, без напряжения. В четыре года она быстро освоит эти навыки и в саду ей будет значительно легче.
- Старайтесь, чтобы вашу дочь окружала спокойная доброжелательная атмосфера. Ей сейчас действительно непросто (как и вам). Её нервная система перегружена. Она может чаще плакать, капризничать, вредничать. На самом деле ей как никогда нужно ваше внимание, забота и любовь.
- Если воспитатели в детском саду позволят, дайте дочке с собой какую-нибудь небольшую игрушку, которую она любит. Она будет связывать её с домом, поможет освоиться в незнакомом месте. С игрушкой она будет спокойнее засыпать днём.
- Обязательно говорите дочери, когда вы за ней придете. «Я приду за тобой после того, как ты поспишь и поешь». Ребёнок может расстраиваться, что вы придете не скоро, но зато не будет ждать вас каждую минуту.
- Большим помощником в таких делах является сказка. Расскажите дочке сказку о том, как жила-была маленькая девочка (мышка, белочка,…), которая однажды выросла и начала ходить в детский сад. Сначала ей было страшно, и одиноко. Она не хотела ни есть, ни спать в незнакомом месте. Но потом девочка увидела вокруг других девочек и мальчиков, таких же как она, и ей захотелось с ними поиграть….. Главным, ключевым моментом сказки должно быть возвращение мамы. Вы можете проигрывать эту сказку с игрушками или рассказывать её перед сном. Показывая (рассказывая) такую сказку, вы готовите дочку, к тому, что её ждёт в садике, показываете ей варианты развития событий. А также сообщаете, а это главное, о том, что вы понимаете её чувства и сопереживаете ей.
По вашему рассказу похоже, что вашей дочери ещё нужно время, чтобы привыкнуть к детскому саду. Возможно, для неё действительно пока что лучше будет, ходить на полдня. Но если у вас такой возможности нет, перечисленные выше рекомендации помогут сделать адаптацию к детскому саду легче.
Удачи вам. Уверена, у вас всё получится.