ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Автор — Денисенкова Наталья Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ.

Просматривая почту с рассказами родителей о своих проблемах при воспитании детей, я обратила внимание на следующее письмо:

«…Мой ребенок не хочет ходить в детский сад. Он говорит, что никто с ним не играет, все его обижают и не слушаются. А ему приходится драться, чтобы защитить себя. Я пошла в детский сад и узнала, что, хотя воспитатели считают моего сына одаренным, дети редко принимают его в игру, потому что он сразу начинает командовать и распоряжаться ими. Если они его не слушают, ругается или уходит. Как лучше поступить: оставить детей разбираться самим или что-то нужно делать?»

Действительно, довольно часто одаренные дети испытывают трудности в общении со сверстниками как в детском саду, так и в школе.

Что такое одиночество одаренного человека – неизбежное следствие уникальности или отголосок не решенных в детстве проблем?

Нужно ли адаптировать неординарных детей к группе сверстников или дать им возможность развиваться в социуме своим путем, не приспосабливаясь к требованиям «ординарной» среды?

Проблемы, встающие перед детьми в сфере коммуникации, являются не локальными, а влияют на все их психическое развитие. Взаимодействие ребенка со сверстниками является важнейшим фактором его развития, оно во многом обеспечивает усвоение общественно-исторического опыта, овладение выработанными человечеством способами умственной и практической деятельности.

Следовательно, насколько благополучно будут складываться отношения одаренных детей с окружающими, настолько полно они захотят и смогут реализовать свои способности.

Для того чтобы помочь одаренным детям быть успешными в общении со сверстниками, необходимо, прежде всего, разобраться в причинах, приводящих к проблемам в коммуникативной сфере.

Существует три группы таких причин:

  1. противоречия, заложенные в нормах поведения, предписываемых культурой;
  2. завышенные ожидания и требования родителей;
  3. особенности личности самого одаренного ребенка.

Противоречия в культурных нормах и правилах поведения

Первая сложность заключается в том, что внутри самих норм и правил поведения, выработанных обществом и предлагаемых к исполнению ребенку, заложены противоречия (Н. Е. Веракса).

Проанализируем одно из них.

С одной стороны, культура предписывает ребенку быть как все, не выделяться из группы. С другой – настраивает его на достижения, призывает быть первым, лучшим среди сверстников.

Дети собираются на прогулку. Взрослый обещает: «Кто первый оденется, тот пойдет со мною рядом первым». Все оделись и вышли гулять. Миша оделся раньше всех и гордо забегает вперед. Воспитатель сразу же говорит ему: «Не беги впереди, иди рядом с другими».

Предлагая решить интеллектуальную задачу, мы стимулируем детей к быстрому поиску решения. Но одновременно ждем, чтобы большинство нашло ответ, и поэтому не даем высказаться ребенку, который справился раньше других.

Аня, как всегда, первой нашла ответ, от нетерпения подпрыгивает на стуле, торопясь сказать его. Педагог останавливает девочку: «Подожди, дай другим подумать. Ты и так всегда первая». Аня обижается и сердится: «Не буду решать ваши дурацкие задачи».

Можно сказать, что такая противоречивость характерна для большинства культурных норм. Правила человеческого сообщества и морали требуют поддерживать единство и сплоченность группы (быть уступчивым, доброжелательным, альтруистичным). В то же время необходимо быть успешным, опережать других. С одной стороны, ребенок должен подчиняться принятым нормам поведения, быть членом коллектива, равняться на сверстников и соотносить свои желания с чужими. С другой – отстаивать свою индивидуальность, добиваться успеха, стремиться быть лучшим во всем.

Конфликтность нормативной ситуации очевидна и знакома всем. Каждый раз приходиться выбирать между одной или другой нормой поведения в зависимости от ситуации.

Однако одаренные дети особенно чувствительны к таким противоречиям. Им свойственны обостренное чувство справедливости, эмоциональность, ранимость. Столкновение различно направленных правил задевает систему «Я» ребенка, подвергает испытанию его самооценку (А. А. Рояк), провоцирует возникновение внутреннего личностного конфликта и внешнего социального, выливаясь в конфликты со сверстниками.

Это чаще всего происходит, когда стремление ребенка к доминированию встречает отпор со стороны группы или его притязания на признание не удовлетворяются.

Следовательно, взрослым необходимо хорошо понимать, какая коммуникативная ситуация имеет место в данный момент, в чем ее противоречия и как их можно решать. Особенно это относится к родителям и взрослым, работающим с одаренными детьми, т. к. последние из-за повышенной социальной восприимчивости способны тоньше чувствовать двойственность ситуаций общения и норм, ее регулирующих.

Требования и ожидания родителей

В большинстве случаев взрослые сами становятся источником непонимания и конфликтов в общении детей (А. Д. Кошелева, Л. М. Шипицына и др.). Предъявляя к ребенку высокие требования, родители, даже не осознавая этого, провоцируют конфликтность в их поведении.

Одним из нежелательных последствий высоких родительских ожиданий может стать чрезмерная соревновательность, которая заключается в том, что дети стремятся опережать всех в любых сферах деятельности, конкурируют с другими по любому, даже незначительному поводу.

Никита не успел одеться на прогулку раньше всех. Несколько секунд он сдерживает слезы, потом бросает шапку на пол и убегает в группу. Идти гулять он категорически отказывается.

Зачастую именно взрослые стимулируют формирование соревновательности, говоря: «Ты сегодня был самым лучшим?», «А кто занимался лучше тебя?», «Если ты постараешься, никто не опередит тебя». Родители уделяют слишком большое внимание победам ребенка и расстраиваются из-за иногда мнимых поражений. Они не учитывают, что ребенок очень чутко прислушивается к их мнению и пытается любой ценой заслужить одобрение. Маленький человек еще не знает, что всех победить невозможно и неудачи все равно неизбежны. Поэтому он очень остро реагирует даже на незначительное отставание, его и без того нестабильная самооценка падает, он чувствует себя неудачником. Другие дети становятся не друзьями, а конкурентами, что мешает строить с ними дружеские отношения.
Можно сказать, что в такой ситуации часто оказываются не только одаренные дети, но и их обычно развивающиеся сверстники. Однако для одаренного ребенка эти проблемы особенно значимы. Дело в том, что он успешнее других детей в обучении и в общении со взрослыми, поэтому неудачи так непривычны для него.

Помимо этого, одаренный ребенок, развиваясь в сфере интеллекта быстрее своих сверстников, в общении остается таким же дошкольником, как и другие, но при этом еще более восприимчивым, эмоциональным, порывистым и ранимым, плохо контролирующим себя. В случае неудачи он становится агрессивным, возбужденным или, наоборот, подавленным, плаксивым, что отталкивает от него сверстников.

Следовательно, родителям необходимо помнить, что, ожидая от ребенка высоких достижений, сравнивая его с другими детьми, постоянно обращая внимание на его удачи или поражения, можно сформировать такие качества, которые будут мешать маленькому человеку чувствовать себя комфортно среди других детей и получать удовольствие от общения с ними.

Особенности развития и личности одаренных детей

Многие авторы (О. М. Дьяченко, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, Дж. Фримен, К. Хеллер, В. С. Юркевич, Е. К. Ягловская и др.) отмечают, что одаренные дети обладают многими личностными качествами, усложняющими взаимодействие со сверстниками. Они склонны высмеивать других детей, подшучивать над их слабостями, не умеют сдерживать себя, уступать сверстникам, ориентироваться на темп деятельности партнера. Иными словами, у одаренного ребенка эгоцентризм, свойственный дошкольникам, усугубляется недостаточным развитием способности регулировать свое поведение.

Одаренные дети не только испытывают сложности в общении, свойственные детям дошкольного возраста, но и имеют свои специфические трудности, определяющиеся неравномерностью их развития: интеллект развивается с опережением, а личностная и социальная сферы соответствуют возрасту, а иногда и запаздывают.

Особые трудности в общении возникают из-за постоянного стремления одаренного ребенка к доминированию.

В сюжетно-ролевой игре Илья всегда выбирает главные роли, требует строить игры в соответствии с его сюжетом, не терпит возражений. Если это не устраивает других детей, он отказывается играть, ругается, иногда дерется. Если такая тактика не дает результатов, Илья довольно быстро придумывает изменения сюжета игры, приводящего к выдвижению его роли на главное место. В игре с правилами он пытается превратить проигрыш в выигрыш, находя этому различные объяснения, убеждает изменить правила в свою пользу, командует действиями других детей. Если его желание не встречает поддержки в группе, он проявляет упрямство, негативизм, отказывается от общения.

В обучении такое поведение также осложняют взаимодействие ребенка со сверстниками. Одаренный ребенок хочет всегда отвечать первым, получать только поощрение, ошибаясь или встречая неодобрение воспитателя, он может обижаться, плакать, отказаться отвечать, что нарушает ход занятия и вызывает неудовольствие других детей.

На занятии по литературе похвалили не только Аню, но и еще нескольких детей. Девочка краснеет, сбрасывает на пол все книжки со стола, топает ногами, плачет и выбегает из комнаты. Всю первую половину дня настроение у нее испорчено, она вялая, печальная, с трудом отвечает на вопросы взрослых, со сверстниками не играет.

Следовательно, сложности в общении со сверстниками могут возникнуть у одаренных детей из-за таких личностных черт, как высокие притязания, эгоцентризм (неумение и нежелание учитывать темп деятельности партнера и др.), своеобразное чувство юмора (высмеивание других), неумение сдерживать себя, повышенная эмоциональность и др.
Проблемы в развитии коммуникативной сферы одаренного ребенка возникают из-за противоречий внутрикультурных норм и правил поведения, неадекватных требований и ожиданий значимых взрослых, прежде всего родителей, а также его личностных особенностей.

Для того чтобы помочь одаренному ребенку оптимально развиваться в коллективе сверстников, необходимо не только понимать и учитывать специфику социализации таких детей, но и проводить специальную работу, направленную на формирование у них навыков позитивного взаимодействия.

С этой целью мы предлагаем систему игр и упражнений, способствующую расширению опыта общения и взаимодействия одаренных детей со сверстниками.

Данная система может быть использована как воспитателями, так и родителями или другими взрослыми, поставившими своей целью научить одаренного дошкольника общаться с детьми, сохраняя при этом свою уникальность и индивидуальность.

Предлагаемые здесь игры и задания, а также формы их проведения были апробированы и внедрены в практику работы с одаренными детьми 5–7 лет в Центре развития ребенка – детском саде № 1511 Западного округа г. Москвы.

Центральное место занимает формирование умения конструктивно вести себя в ситуации конфликта и неудачи, так как именно неадекватная реакция на проигрыш, негибкость притязаний на признание вызывают наибольшие трудности во взаимодействии со сверстниками.

Очевидно, для того чтобы овладеть способом поведения в таких ситуациях, ребенок должен не только знать, как нужно себя вести, но и прожить конфликт как в игре, так и в реальном взаимодействии со сверстниками. Учитывая, что одаренные дети зачастую отличаются эмоциональной подвижностью и восприимчивостью и реальная неудача вызывает у них бурные эмоциональные реакции, нами была создана методика трехэтапного введения ребенка в ситуацию.

На первом и втором этапах дошкольник сталкивается с неудачей не непосредственно, а опосредованно через картинку и игрушку, и лишь затем, в случае удачного формирования, в реальном взаимодействии. На первом и втором этапах взрослый общается с ребенком индивидуально, и лишь на третьем этапе допускается участие сверстников.
Последовательность предъявления ситуаций выстроена в логике развития коммуникативной деятельности. На первом этапе определяется, умеет ли ребенок различать конфликтную ситуацию, имеет ли он представление о диапазоне ее решений. Если ребенок демонстрирует неадекватные реакции, на втором этапе взрослый знакомит его с социально принятыми нормами поведения в данной ситуации.

На третьем этапе ребенку предлагается самому реализовать эти стратегии. Трехэтапная система введения ребенка в ситуацию помогает ослабить эмоциональную напряженность конфликта.

После завершения работы по этим заданиям предлагается применить известные способы поведения в конфликтных ситуациях в реальном взаимодействии детей. Для этого используются игры с правилами типа «фортунного эксперимента» (В. С. Мухина), в которых взрослый может искусственно создавать ситуации выигрыша или проигрыша, показывать на своем примере способы реагирования на неудачу, отрабатывать и закреплять этот способ с помощью выигрыша.

Нами были выбраны различные сферы деятельности детей: познавательная, продуктивная, двигательная. Дело в том, что одаренный ребенок на неудачи в спорте реагирует менее болезненно, чем в обучении. В связи с этим можно либо первыми давать задания, где обыгрывается проигрыш в спортивном соревновании, либо, как и предложено в программе, обыгрывать эту ситуацию не только со взрослым, но и со сверстниками.

Помимо этого, мы постарались расширить спектр предлагаемых ситуаций, охватив все виды деятельности детей. В соответствии с видами деятельности задания разбиты по сериям.

При подборе наиболее адекватного способа реагирования на ситуацию неуспеха в игре с правилами мы использовали результаты исследования А. А. Рояк, в которых доказано, что наиболее успешными в коммуникативной деятельности являются дети, умеющие выражать действенную и эмоциональную поддержку и поощрение другим. Таким образом, мы пришли к выводу, что важно не только научить детей спокойно относиться к своему проигрышу, но и демонстрировать положительную эмоциональную оценку более успешным детям.

В связи с тем что взрослые, а особенно родители часто сами ориентируют одаренного ребенка на лидерство и соревнование, мы считаем эффективным проведение данных заданий как психологами и воспитателями, так
и родителями.

Задания, направленные на овладение способом поведения в ситуации неуспеха, представляют собой серии картинок и игровые ситуации, где главный персонаж, с которым идентифицируется ребенок, не справляется с поставленной задачей. Каждая серия имеет свою сферу реализации (обучение, продуктивные виды деятельности или спорт) и состоит из трех этапов.

На первом этапе ребенку показываются картинки, на которых изображены различные ситуации, где один ребенок подчеркивает неудачу другого. Одаренный ребенок должен ответить за неудачника.

Если ответы детей неадекватны, т. е. они сердятся, не хотят отвечать и т. д., взрослый предлагает помощь, т. е. показывают способ реагирования в такой ситуации. Для этого на втором этапе он разыгрывает перед ребенком эту же или похожую ситуацию с использованием игрушек. Одна из игрушек «произносит» провокационные высказывания, а другая отвечает таким образом, чтобы не только не задеть партнера, но и поддержать свою самооценку.

На третьем этапе происходит закрепление представлений ребенка о способе адекватного поведения в конфликте. Взрослый проигрывает с ребенком схожую ситуацию на игрушках или с участием других детей. При этом взрослый выступает в роли провоцирующего конфликт, а ребенок пытается адекватно ответить.

1-я серия

Первая серия направлена на овладение способом поведения в конфликтах, возникающих при неудачах в обучении.

I этап. Ребенку показывается картинка, на которой изображены два дошкольника, мальчик или девочка (в соответствии с полом одаренного ребенка). Один из них говорит другому: «Ты сегодня не смог (не смогла) решить задачу. А она была совсем не сложная». Ребенок должен ответить на данное высказывание (см. рис. 1).

II этап. Взрослый предлагает ребенку показать, как можно поступить в данном случае, не обидев собеседника, но и не дав себя в обиду. Для этого он рассказывает историю, одновременно проигрывая ее с куклами.

«Жили-были две девочки (или мальчика, в соответствии с полом ребенка) Маша и Катя (или другие имена). Однажды на занятиях Маша не смогла правильно решить ни одной задачи, хотя обычно ей все легко удавалось. (Куклы ставятся друг напротив друга.) Катя посмеялась над Машей: «Не умеешь ты задачи решать». А Маша ей ответила: «Ничего страшного. У каждого бывают неудачи. В другой раз у меня все будет хорошо».

Затем воспитатель обсуждает с ребенком, кто поступил правильно, а кто – нет, почему, как нужно вести себя в подобных случаях, что ответить, если тебя назовут неудачником.

III этап. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в Лесную школу.

Ребенку дается игрушечный Зайчик, а взрослому – Лисичка. В школе зверям дают разные задания. Взрослый подбирает их таким образом, чтобы ребенок либо не мог справиться, либо испытывал значительные трудности. Можно предложить сделать звуковой анализ сложного слова или решить пример с трехзначными числами. Лисичка (взрослый) быстро справляется с заданием, а Зайчик (ребенок) – нет. После занятия Лисичка говорит: «А ты не умеешь заниматься, маленький еще». Если первый и второй обучающие этапы прошли успешно, ребенок дает адекватные ответы типа: «Я еще позанимаюсь и все сделаю» или «Ничего страшного, у каждого бывают неудачи».

Данная серия может состоять из пяти заданий подобного типа, где неудачи провоцируются на занятиях по грамоте, математике и так далее.

2-я серия

Во второй серии детям предлагаются задания, где герои не справляются с продуктивными видами деятельности (конструированием, аппликацией и т. д.).

I этап. Ребенку показывается картинка, на которой изображены мальчики или девочки, конструирующие по чертежу. У одного – постройка готова, а у другого – нет. Первый ребенок говорит второму: «Я уже все сделал. А ты опять не успеваешь?» Одаренному ребенку предлагается дать ответ (см. рис. 2).

II этап. Та же ситуация разыгрывается взрослым с куклами или игрушками. При этом он проговаривает разные варианты ответов: «Я скоро закончу свою постройку. Она получится очень красивой» или «Главное сделать не быстро, а правильно» и так далее.

III этап. Ребенку еще раз предлагается поиграть в Лесную школу, где проходят занятия по аппликации.

Ребенку дается игрушечный Мишка, а взрослый берет себе Ежика. Аппликация выполняется по сложному образцу. Ежик справляется быстрее, чем Мишка. Ежик (взрослый) говорит Мишке (ребенку): «А я быстрее тебя, медведи ведь такие неловкие».

Задания такого типа могут проецировать неудачи в игровой деятельности. Например, ребенка могут не брать в игру, говоря о том, что он еще маленький или не умеет играть.

3-я серия

Третья серия направлена на овладение способом поведения в конфликтах, возникающих при неудачах в двигательной сфере.

Данная область для умственно одаренных детей не является такой же значимой, как и обучение, вследствие этого неудачи в ней воспринимаются дошкольниками более спокойно. На третьем, закрепляющем этапе в данной серии могут быть предложены реальные ситуации в общении со сверстниками, а не взаимодействие со взрослыми.

I этап. Одаренному дошкольнику показывается картинка, на которой изображены дети, соревнующиеся в беге. На второй картинке мальчик (девочка) говорит другому: «Ты сегодня бежал медленнее всех». Ребенку предлагается ответить на это высказывание (см. рис. 3).

II этап. Взрослый с помощью игрушек разыгрывает перед ребенком следующую сценку.

Мишка и Зайка соревнуются в беге. Зайка бегает быстрее Мишки. Зайка говорит Мишке: «Я такой быстрый, а ты Мишка косолапый, бегаешь медленно». Мишка отвечает: «Ничего страшного, зато я очень сильный. Потренируюсь и стану быстро бегать».

III этап. Нескольким детям предлагается поиграть в игру «Кто дальше прыгнет». Скорее всего, в группе найдутся дошкольники, прыгающие лучше одаренного ребенка. Задача взрослого – определить, усвоил ли ребенок способ поведения в ситуации неуспеха, применяет ли он его в реальном взаимодействии в другими, более успешными в данной деятельности детьми.

Во второй серии могут быть предложены еще 3–4 задания подобного типа, например, соревнования по бросанию колец, лазанье по канату, бросание мяча в корзину.

После завершения работы по выше описанным заданиям рекомендуется проводить игры, построенные на основе «фортунного эксперимента».

С этой целью нами была использована игра «Световой тир», состоящий из пистолета, стреляющего узким световым лучом, табло-мишени, на котором загораются точки попадания луча (чем ближе точка к центру, тем успешнее выигрыш), и устройства, незаметно управляющего зажиганием точек на табло (см. рис. 4).

Детям предлагается поиграть в тир. Взрослый рассказывает правила игры, и каждый по очереди может пострелять. Когда очередь доходит до одаренного ребенка, взрослый незаметно отключает табло. Это делается несколько раз и с несколькими детьми. Таким образом, получается, что ребенок и некоторые дети из группы проигрывают своим сверстникам, то есть ни разу не попадают в мишень.

Затем взрослый вступает в игру и несколько раз сам проигрывает. Он расстраивается, говорит о том, что каждому хочется выиграть, очень неприятно проигрывать. После этого проводится беседа, направленная на формирование у детей умения адекватно реагировать на неуспех. Взрослый рассказывает о том, что он знает секрет, как можно выиграть в следующий раз. Для этого нужно не расстраиваться, понимать, что можно и выиграть и проиграть и говорить волшебные слова: «Проиграть не страшно. Все когда-нибудь проигрывают. Нельзя всегда все делать хорошо, что-то всегда не получается. Хорошо, что другим повезло. В следующий раз повезет и мне». Дети все вместе проговаривают эти фразы.

Взрослый говорит, что другой секрет выигрыша состоит в том, чтобы порадоваться за других. Дети вместе со взрослым придумывают приятные слова и говорят их выигравшим детям.

Во втором туре с помощью скрытого устройства делается так, чтобы проигравшие дети выигрывали, если они научились выражать радость по поводу успехов других детей и не расстраиваться из-за своих промахов. При этом одаренный ребенок играет последним и имеет возможность продемонстрировать, насколько он усвоил предложенный взрослым способ. Выигрыш является положительным подкреплением его стараний. Игру рекомендуется проводить 4–5 раз.

Использование запланированных ситуаций выигрыша и проигрыша дает возможность одаренному ребенку адаптироваться к ситуации неуспеха, принять и закрепить предложенные взрослым или полученные в предыдущих заданиях (первая, вторая и третья серии) способы поведения в конфликте, вызванном проигрышем.

Перечисленные задания не исчерпывают возможных вариантов работы по развитию коммуникативных способностей у одаренных детей. Они лишь раскрывают некоторые пути преодоления трудностей, возникающих у таких дошкольников в общении со сверстниками, и помогают им овладевать некоторыми приемами и правилами взаимодействия людей в нормативной ситуации.

Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ №2/2011

_____________________

Читать также: