ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Моему сыну два года. В детский сад пошли сразу без желания, и в первый же день, заходя в группу, он вцепился в меня, начал плакать и мотать головой, что не хочет оставаться. Воспитательница сказала, что как он отвлечется, то сразу уходите. Ну я так и сделала, а сын сразу начал реветь истерично, как только потерял меня из виду.

Пришла за ним в 10 часов, он спокойно сидел и кушал. После воспитательница вывела его из группы и он даже не заплакал. Так было всего два дня. Третий день мы не повели его, а на четвертый, придя в группу, воспитательница сразу забрала его и сказала, что так он быстрее успокаивается. Когда забирали его, он нервно ревел, в саду не стал есть, на улице не играл с детьми, а сидел на руках воспитательницы.

На пятый день ещё хуже было состояние ребенка. С утра он даже отказывался одеваться, он визжал, а не ревел уже. И тогда мы с воспитательницей решили сделать перерыв. Сейчас сидим дома. Ребёнок стал очень капризным, не отпускает меня выйти из дома, все разговоры про детский сад заканчиваются огромными слезами.

Он у нас до сих пор сосет грудь. Хотела отучать его ещё в марте, но мы в апреле ездили отдыхать в Египет и поэтому решили, что лучше пусть он там будет ещё на груди, так как грудь он сосал только на ночь и утром со сна. А теперь он просит грудь и днём, и ночью, как маленький. Отучать сейчас его если, то думаю, что для него ещё один стресс будет. Поэтому не знаю, как лучше.

Он у нас третий сын. Есть еще двое старших. Ребёнок общительный, на прогулке общается со всеми, хотя контролирует, чтоб я не уходила. В общем ребёнок поменялся.

Что делать и как быть, не знаю. Помогите советом. Заранее благодарна! Ольга Хваткова

Отвечает Анастасия Комарова, детский психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте, Ольга.

Что можно сделать в такой ситуации:

Во-первых, Вам самой нужно определиться, насколько сейчас необходимо отдавать ребенка в сад, какие причины для этого, для чего Вы хотите водить его в сад именно сейчас.

Если Вы примите решение, что в любом случае он будет посещать детский сад и поймете для себя почему, Вам будет проще оставлять сына в саду, выдерживать его слезы, истерики, капризы. Понимание причин, по которым Вы, несмотря ни на что, идете на этот шаг, будет для вас опорой в трудной ситуации, поможет справиться с собственными чувствами (страхом, чувством вины и другими).

Во-вторых, Вы абсолютно правы, что отучать сына сейчас от груди не стоит.

Для него сейчас ваша грудь является мощной поддержкой, так как он действительно испытывает сильный стресс. То, что он сейчас просит ее все время, как маленький, является проявлением регресса, который является следствием стресса. Также как и то, что он вас никуда не отпускает. Поэтому в данный момент лучше продолжать общение сына с вашей грудью. Это будет давать ему чувство защищенности и надежности окружающего мира. Постепенно, когда стресс сойдет на нет, можно будет и от груди отлучить, или он сам откажется.

В – третьих, что касается того, что сын Вас сейчас никуда не отпускает и плачет. В принципе, такие проявления ребенка психологами считаются нормальными.

Таким образом он сообщает Вам о том, что ему нужна помощь. Ведь редкий ребенок будет спокойно реагировать на то, что мама оставляет его в незнакомом месте, с незнакомыми людьми. Это своего рода защитная реакция, иначе ребенок мог уйти с кем угодно, куда угодно, а это – опасно для жизни. Большинство детей испытывают беспокойство и тревогу перед расставанием с мамой. Но к этому чувству они привыкают постепенно. А значит со временем слезы и истерики пройдут. Правда, сложно сказать, сколько для этого понадобится времени вашему сыну. Легкая форма адаптации длится около месяца, тяжелая — до полугода.

Чем можно облегчить этот процесс:

  • Если есть возможность, то несколько дней присутствовать в группе, чтобы ребенок немножко привык к новой для него обстановке и людям в безопасности, которую обеспечивает ваше присутствие. Но, важно, чтобы Вы только присутствовали, не вмешиваясь в процесс общения ребенка с воспитателями и детьми.
  • Уходить сначала на короткое время. Например, сначала на один час, через несколько дней (неделю) на два часа и т.д., увеличивая время вашего отсутствия постепенно. Так стресс ребенка будет не такой сильный.
  • Четко оговаривать, когда Вы придете. Например, ты покушаешь, и я приду; я приду после прогулки, занятий музыкой и т.д. Надо давать четкие ориентиры, ведь время ваш малыш пока не знает.
  • Если разрешат, то можно давать ребенку с собой мягкую игрушку. Именно мягкую (не машинку, не каталку и т.п.). Мягкие игрушки придают чувство защищенности и спокойствия ребенку (за счет тактильных ощущений).
  • Лучше не делать перерывов в посещении детского сада. Во-первых, детки очень хорошо понимают причинно-следственные связи и может сложиться стереотип: я поплакал посильнее – меня перестали водить; а во-вторых, надо помнить, что после пропуска сада в течении нескольких дней (не важно по какой причине – болезнь, слезы, лень и т.д.), адаптация начинается с начала. Поэтому, если Вы твердо решили отдавать ребенка в детский сад, то водите постоянно или отложите посещение его до более взрослого возраста.
  • Воспитатель права, уходить лучше быстрее. Чем дольше вы прощаетесь, тем напряжение ребенка сильнее, страх расставания тоже сильнее. Но уходить незаметно не стоит. Тогда вы закрепляете страх у ребенка, что вы можете исчезнуть в любой момент, что увеличивает его чувство тревоги. Он как бы в постоянном напряжении, в состоянии готовности, что мама может пропасть. Поэтому лучше попрощаться, передать ребенка воспитателю и уйти быстро.

Главное, помните, что для адаптации ребенка к новым условиям требуется время, Ваше терпение, спокойствие и любовь.

Удачи!

____________________

Читать также: