ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Моему сыну четыре года. Очень часто так происходит, что мне приходится по многу раз просить его о том, что нужно сначала одеться/переодеться/раздеться (в зависимости от времени суток или от того, выходим мы гулять или пришли с прогулки). Он же играется игрушками, забывая о нужном. Получается, что мы, например, пришли с прогулки, разделись, потом каждый идет в свою комнату переодеваться, я переоделась, захожу в его комнату и вижу, что он с упоением катает машинки, не сняв с себя ни одной вещи. Напоминаю, он все еще играет, заканчивая действие-игру, бывает, что снова начинает играть и опять приходится напоминать.

Бывает, я сержусь. Понимаю, конечно, что он пришел с прогулки, смена ситуации и он как бы «соскучился» по своим игрушкам, ему нетерпится быстрее поиграть с ними (такое обычно и происходит в то время, когда нужно одеваться утром после сна и умывния, при переодевании после прогулки). Я объясняю, что нужно сначала закончить дело, а потом уже можно играться игрушками. Взываю к его логике: если быстро-быстро переодеться, то перед едой останется больше времени на игру. Он все равно частенько забывает, и, бывает, действительно, остается без игры, так как уже пора кушать садиться, что его, естественно, очень расстраивает — до слез.

Мне и самой его жалко из-за этих всех правил. Стараюсь не забывать перед непосредственным действием напоминать чо-нибудь вроде: «А теперь давай быстро-быстро переоденемся, помнишь? Чтобы осталось время поиграть».

И я подумала, что было бы гораздо проще придумать какие-либо поощрения за правильную последовательность сделанного «переоделся-поиграл». Например, на магнитную доску клеить какие-нибудь веселые магнитики, например, солнышки, а вечером потом считать — сколько раз «получилось». Или еще подумала, что у нас есть альбом для наклеек «Тачки», а тут бы в виде поощрения за каждое такое «сделал дело» приклеивали бы одну из заранее купленных наклеек.

Я, бывает, иногда играю с ребенком в переодевание/одевание «наперегонки». Но как-то не очень хочу, чтобы он видел только состязательный момент. И в этих «поощрениях» меня смущает, что ребенок, получается, будет соблюдать правила ради награды, а не потому, что «сделал дело — гуляй смело». Помогите мне, пожалуйста, получше определиться с правилами и способами. Заранее спасибо, с уважением Елена.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Расстрою Вас с первого же предложения: правила надо выкинуть куда подальше. Возмущены? Не надо! Сейчас объясню, почему.

Правила хороши, когда нужно что-то упорядочить.

Человеческий рассудок так устроен, что он любит все анализировать, классифицировать и по полочкам раскладывать, то есть упорядочивать. А природа, живая жизнь – это комбинация порядка и хаоса, и чего в этой комбинации больше, точно не известно. Если бы в природе не было хаоса, мир стал бы похож на компьютерную графику низкого уровня – геометрическая точность и симметрия, абсолютно одинаковые деревья и цветы, расчерченные под линеечку, стереотипно ведущие себя животные с идентичными параметрами рост/вес/ длина шерсти и т.п. Интересно ли нам будет там жить?

А как Вам понравится погода, которая, точно следуя календарю, в любой год абсолютно одинаковая: раз 21 марта – значит +10, ясно, ветер 2 м/с?

Смотрели фильм «День сурка»?

Жизнь прекрасна не правилами, а как раз наоборот, живым разнообразием, всевозможными отклонениями и исключениями из правил.

Этим она отличается от унифицированной и автоматизированной механической среды, некоего подобия маленького упорядоченного техногенного адика.

Упорядоченность нужна для организации живых существ, будь то муравьи, стайные рыбы или люди. Там всегда есть правила, которые задаются либо на уровне инстинктов, либо на уровне сознания. Точное следование правилам делает человека управляемым и очень удобным в использовании: для того, чтобы получить нужный результат, достаточно нажать на кнопку (сказать нужную фразу), и человек будет делать то, «что положено».

Даже если ему это не нравится.

Даже если он вообще не понимает, зачем это нужно.

Иногда эту кнопку называют дисциплиной.

Но кнопка не вечна. Рано или поздно бунт против навязанных правил прорывается наружу, и тогда все правила катятся, сами знаете куда. А можно и не доводить человека до такого состояния. Знаете, как?

Вы – знаете. Но не верите самой себе, не верите своим глазам, буквально. Может, потому, что Вас долго «воспитывали» в детстве, заставляя впитать в себя самые разнообразные правила на все случаи жизни. Что ж, родители делали это не со зла, а из добрых побуждений, думая, что так Вам будет легче жить. Однако мы с Вами знаем, какая дорожка вымощена благими намерениями.

Итак, Вы знаете ответ на свой вопрос. Сейчас докажу. Вы пишете, что сын вместо «правильного» переодевания играет, забыв обо всем на свете. Это и есть ответ. Игра!

Не вознаграждение в торге «ты мне, я тебе», не заслуживание награды, не насилие над собой ради результата, а игра, наслаждение процессом, радость, интерес, удовлетворение, веселье!

Паренек не слушается не просто ради игры в машинки. Он, как и все дети, параллельно выполняет очень важную миссию – оживляет Вас и Вашу жизнь, вытаскивая ее, слегка подсушенную правилами и дисциплиной, из шкафа и сбрызгивая живой водичкой – чухры, фухры, мама, оживи!

И что же мама?

А вот что: маме самой уже эти правила надоели до полного не хочу. Поэтому мама от них отворачивается, как от заезженной пластинки, присоединяется к своему малышу и играет с ним в жизнь: в машинки, которые разговаривают, в переодевание, в прогулку, в обед и в уборку, в мяч и в рисунки, в буквы, карточки и умывание – короче, во все. Выбирайте себе персонажей, любых, к каким душа лежит, меняйте роли, как одежду, не бубните в стопятисотый раз свое «надо», дайте жизни, эмоций, выдумки и творчества!

Даже если поначалу будет страшновато, страх быстро улетучится. А уж когда войдете во вкус, Вас будет не остановить.
Ребенок будет расти. Игры будут меняться. И через 10 лет вряд ли заинтересует его зайчик или Баба-Яга, но сам принцип игры работает независимо от возраста. Вопрос только в том, кто какую игру выбирает.

Если приглядеться, старички в поликлинике тоже играют в свою страшненькую игру. В ней много несчастий, печали. недовольства, физических страданий и жалоб. Почему они ее выбрали? Зачем? Стереотип? Привычка? Убеждения? А ведь могли бы играть в добрых, мудрых, веселых и счастливых, они столько интересного могли бы рассказать, необычного, почти сказочного для молодых. И наслаждаться своей полной и насыщенной жизнью, любить, путешествовать, творить, учить…

Сын Вам будет помогать. Он сам будет придумывать недостающие сюжеты, которые помогут Вам действовать с ним и остальными людьми более слаженно и эффективно. Радостное творчество заливает жизненное пространство человека веселым солнечным светом с радужными переливами. Конфликты куда-то уходят, проблемы рассасываются сами по себе, а наши герои творят, что хотят, и у них все получается замечательно.

Последнее уточнение. Может быть, важное. Для того, чтобы все это заработало, нужно встать на одну ступеньку с сыном. Вы с ним должны быть на равных. Если смотреть сверху, ничего не получится.

Ваш сын – уникальная и неповторимая личность, а его душа отнюдь не младше Вашей, и он может Вас многому научить или многое напомнить, если слушать его с уважением и доверием.

Он тоже будет отвечать Вам доверием и уважением.

Вот, собственно, и весь ответ.

Пожалуйста, посмотрите фильм «Капитан Крюк». Если еще не видели. А если видели – пересмотрите.

____________________

Читать также: