Если Вы живете в деревне, занимаетесь сельским хозяйством, имеете, или собираетесь завести семеро детей, из которых старший сын унаследует Ваши владения, а младшие дети будут ему помогать их обрабатывать, то мы Вам завидуем, но эта статья не для Вас.
Если Вам — не берусь сказать, счастье это или беда — приходится коротать свой век в мегаполисе среди непасторальных пейзажей, да к тому же Вы обременены не сельскохозяйственным и не педагогическим образованием, то, если Вас не затруднит, прочитайте дальше — вдруг пригодится?
Раздел первый — самые вечные мифы.
Первый миф. С мамой (бабушкой) ребенку лучше, чем в детском саду.
Тут сразу много неправды.
Во–первых, детский сад это не лишение родительских прав, и ребенок получит от мамы и бабушек все, что они захотят ему дать.
Во–вторых, мамы бывают разные, и в некоторых странах существует юридическое понятие «удушающая материнская любовь» — это не вина мамы, а просто психологический тип поведения — так вот, в этом случае, детский сад очень помогает.
В–третьих, если Вы полностью удовлетворены Вашим собственным воспитанием — смело отдавайте бабушке — велика вероятность, что Вам понравится результат, только ведь жить Вашему ребенку придется в другом поколении, а с бабушкиными понятиями о мире и обществе, могут возникнуть проблемы.
Второй миф. В детском саду дети болеют, там инфекция.
Понятно, что в большом торговом центре, куда мама ходит с ребенком за продуктами, инфекций нет. Святое.
Интересно как узнать, болел бы конкретный ребенок больше или меньше, если бы он не ходил, или наоборот ходил в детский сад? Дети по — разному растут. Иммунитета, полученного от мамы, хватает на разный срок, поэтому один ребенок будет болеть межу двумя и тремя, а другой между тремя и четырьмя годами и детский сад, или его отсутствие, могут оказаться совершенно не причем.
И не могу не заметить, что сейчас детские сады очень разные — бывают по 35 человек в группе — ну, понятно, могут простудить на прогулке — не усмотришь. А бывают садики по 6-8 детишек в группе — дальше сами понимаете.
Миф третий. С персональной няней, гувернанткой ребенку лучше, чем в детском саду.
Рождение и становление этого мифа относится к изучению творчества А.С. Пушкина в средней школе («Выпьем няня, где — же кружка», далее «И в летний сад гулять водил»), а также к мифологизации русского барства- ну, вроде у Лариных детям было хорошо с гувернантками, и мы теперь тоже живем не бедно, «чисто баре».
Безусловно, на каждого ребенка в принципе может существовать своя Арина Родионовна, только вот детей с нянями выросло много с тех пор, а Пушкин один.
Поиск нужной няни среди выходцев из Узбекистана и Украины, конечно, позволяет папе ребенка ощутить свое участие в воспитании, путем установки скрытых камер и других высокотехнологичных устройств для подглядывания, но эти действия относятся к социальной психологии, а не к воспитанию детей, хотя в плане сплочения семьи, наверное, полезно.
Следует отметить, что, без сомнения, с няней, имеющей специальное педагогическое образование, ребенок, в большинстве случаев, будет развиваться лучше, чем с мамой или бабушкой без этого образования, но миф был про детские сады.
Раздел второй — о педагогике.
Мы все, так или иначе, занимаемся, по мере способностей, воспитанием наших детей. Речь сейчас не о том, что мы стараемся, чтобы им было хорошо. Мы участвуем в формировании Новой Личности, у которой будут свои отношения с внешним миром и другими людьми.
Если представления нового человека об окружающем его мире будут адекватными, то он проживет в этом мире достаточно комфортно и без больших разочарований.
Так вот, с древних времен, на всей планете, люди придумывали, как правильно воспитывать детей разного возраста, для получения этой самой гармоничной личности.
Не вдаваясь в исторический экскурс – детский сад придумали все народы на планете Земля. Все народы придумали развивающие программы для дошкольников, во всех странах есть научные институты, которые занимаются педагогикой и разрабатывают развивающие программы.
Эти методики проверяются научными институтами, сравниваются контрольные группы детишек, которые занимались по разным системам, в них вносятся уточнения, и, хорошо зарекомендовавшие себя программы применяются в дошкольных учреждениях.
Конечно, любая образованная мама или няня могут попробовать заниматься по системе, скажем, М.А. Васильевой со своим ребенком. Берете методичку — и ничего не понимаете, потому, что педагогов- дошкольников ведь продолжительное время учат…
Да и мама, которая этим займется, должна быть не только упорной, потому что по программе 2-3 занятия в день надо проводить, но и очень разносторонней женщиной — ей, в течение недели, предстоит заниматься физкультурой, рисованием, музыкой, ритмикой, ну и пару поделок с ребенком надо бы сделать для развития мелкой моторики руки, желательно из разнообразных материалов.
Если Вы собираетесь по программе поруководить няней с соответствующим образованием, то Вы, в случае удачи, точно без работы не останетесь — любой директор детского сада с удовольствием возьмет на работу хорошего методиста, т.е. человека, который понимает, что должен знать ребенок на пятнадцатой неделе занятий средней группы детского сада и как это проверить.
Если Вы – состоятельный человек Вы можете попробовать нанять нескольких специалистов и стать директором детского сада, потом, очевидно школы, а дальше ректором института — только вот зачем – может, почитаете что-нибудь по своей профессии?
Раздел третий-социализация.
Придется опять сослаться на зарубежный опыт. Не потому, что считаю его лучше для русских детей — об этом речь дальше, а потому что с некоторых пор зарубежный опыт считается более внушительным, что ли…
Не знаю, как у пигмеев, но в большинстве развитых стран люди, которые могут себе позволить нанять группу педагогов, отдают своих детей в дорогие подчас дошкольные учреждения. Они это делают по рекомендациям тоже педагогов, и даже на эти рекомендации тратятся.
Вот теперь вопрос — зачем? Ответ – социализация ребенка.
Именно там, в дошкольных учреждениях, среди сверстников, закладываются и проявляются основные качества ребенка и будущего человека. Ведь согласитесь, быть бойким с мамой-папой, и уметь постоять за себя перед соседским мальчишкой-хулиганом — далеко не одно и то же. Завоеванию, например, авторитета у сверстников, сидя дома и общаясь с другими детьми в присутствии родителей, тоже научить сложно.
Кроме того, в дошкольном учреждении, ребенок узнает, что такое учиться, уважать права других детей – ну Вы понимаете. На занятиях придется договариваться не с мамой или бабушкой, а с несколькими другими детишками, искать с ними общий язык, научиться помогать и принимать помощь. Никогда игра и общение с мамой – папой – бабушкой – дедушкой не заменит ребенку общение с другими детьми, думаю, хоть с этим никто не спорит.
Раздел четвертый — каким должен быть детский сад?
Хорошим.
Надо, чтобы группы были маленькие, надо, чтобы воспитатели с образованием, надо, чтобы заведующая была ответственной. И этого не может не бывать, потому что есть люди, которые любят детей!
Просто ищите и смотрите. Ведь всем нам в жизни попадались хорошие люди. Их же кто- то воспитал? Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что среди работников дошкольных учреждений попадаются хорошие люди( кстати плохие тоже есть, но меньше, чем в среднем в обществе- дети облагораживают).
В заключение хочу привести пример из одного форума.
«Была на практике в детских садах, смотрела передачу по 1 каналу не так давно про детские сады. Была просто в ужасе от увиденного и услышанного.. Да и потом многие знакомые водят детей в садик.. Одного малыша воспитатель потеряла на улице… Другие (очень многие детки) сильно болеют.. Третьи с воспитателем не могут найти контакт аж до 6-7 лет… Там работают в большинстве случаев пенсионеры или такие дамы, что страшно становится. Да и сами дети в сад идут очень неохотно. И все те же знакомые говорят одно и то же: «если было бы с кем оставить — ни за что не повела бы в сад»
«ХОТЯ — если бы был у нас в городе элитный садик, думаю, отдала бы с удовольствием. Там совсем другой уровень. Видела в другом городе, когда в группе 6 человек. Когда с детьми работают профессионалы, люди, которые имеют подход к каждому, даже самому трудному малышу и т.д.
Так вот и думаю, что важнее — здоровье малыша, его психика… Или развитие личности в 2-3 года?
Если в Европе уровень развития в этой отрасли достиг хороших результатов, то у нас же, в России пока такого нет… Так куда водить детей, а главное — зачем?»
Первая половина этого поста, очевидно, не верна. После телевизионных ужастиков и панегириков можно усомниться, что мы с тележурналистами в одной стране живем. Плохой воспитатель может потерять ребенка, плохой водитель слететь с дороги, плохие строители построили мост в Волгограде. Но хорошие- то тоже бывают!
Что касается возраста воспитателей, то, если 25-летней маме, воспитатель в 50 лет кажется бабушкой, то с точки зрения 3-х летнего ребенка и 30 и 50 лет, наверное, обе бабушки.
Что касается второй части поста, то «товарищ не понимает», что, например, в Москве частных садиков уже 300, там маленькие группы, в муниципальных сейчас группы большие, но и там есть учреждения, в которых накоплен очень большой опыт работы, и хорошо организован контроль.
Что интересно, обе части поста на форуме написаны одним человеком, что полностью подтверждает бесконечную мифологичность детской темы.
Автор — Сергей Яснов.