ребенок в детском саду

Вальдорфский детский сад напоминает большую многодетную семью: маленькие дети занимаются вместе со старшими и у всех есть свои обязанности. Игрушки в группах — самодельные, в них всегда есть место для фантазии ребенка. У кукол черты лица только намечены, а дети сами «подбирают» им выражение под настроение. Окружающая среда из натуральных материалов, игрушкой может даже стать обычный деревянный брусочек или пенек.

Неподготовленные родители, прийдя в вальдорфский детский сад, иногда недоумевают: — Что это такое в корзинках лежит? С этим можно играть? Но для детей всё по-другому. Ребёнку нужна не игрушка сама по себе, а предметы, стимулирующие деятельность в игре. Поэтому важно, чтобы ребенок мог получить всё, что нужно для его фантазии в данный момент.

Вальдорфский детский сад — это жизнь в «ритме дня», в «ритме недели» и в «ритме года». Каждый день спокойные занятия сменяются подвижными, групповые — индивидуальными, и такое привычное расписание делает ход жизни для детей спокойным и размеренным: после завтрака — игры, после прогулки — сказка, после обеда — сон. В ежедневное расписание входят и утреннее приветствие, и уборка группы. А каждый день недели малыши запоминают не только по названию, но и по традиционному для него интересному занятию, например: понедельник — лепка из воска, вторник — рукоделие, среда — приготовление овощного салата на обед, в четверг все пекут пирожки к полднику, а в пятницу рисуют акварелью. Благодаря недельному ритму каждый день недели имеет свою окраску. Ритм года в вальдорфском саду связан с природным ритмом: осень, зима, весна и лето. Каждый период включает в себя специально подобранные виды деятельности воспитателей и детей, свой характерный набор игр, песен и сказок.

Одна из главных установок вальдорфской педагогики: ребёнок до 7 лет учится через подражание и пример взрослых.

Маленького ребёнка ведь никто не учит специально ходить — не заставляет и не переставляет ему ноги, ребенок просто наблюдает за взрослыми и старается изо всех сил. Так и в остальном, что мы, взрослые, делаем — дети просто смотрят на нас и потом обязательно будут пытаться это повторить. Поэтому занятий в вальдорфском детском саду как таковых нет, когда детей сажают за столы и командуют «сейчас мы возьмем то-то и будем делать то-то». Обычно просто воспитатель сидит за столом и что-то делает, а дети играют вокруг — кто-то заинтересуется, подойдет, посмотрит, захочет поучаствовать, кто-то нет.

Отзывы самих родителей достаточно полно отражают суть вальдорфской педагогики: — В первую очередь, если вы отдаете своего ребенка в вальдорфский детский сад, нужно хотя бы представлять, что это такое. Их девиз — ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ДЕТСТВО. Вальдорфцы считают, что главное — развитие творческих способностей детей и игра. Такие садики отличаются близостью к природе и «фольклорностью». Воспитатели много поют (сами, без магнитофона), есть пальчиковые игры и хороводы (то, что называют ритмикой). В один из дней мы все лепили из воска. Потом детям показали сказку про животных, которых они слепили. Получилось очень красиво! На клумбе перед домом посадили разные овощи (не для того чтобы есть, разумеется, а просто детям показать). Мой сын был просто в восторге! Еще дети рисуют акварелью, пекут пирожки, режут винегрет и занимаются рукоделием. Но больше всего играют. Можно перевернуть стол и будет корабль. Или привязать на палочку веревку и «удочкой» ловить рыбу. А можно нарядиться в принца и принцессу, или отправить бумажные кораблики в плавание по волнам из голубой ткани. Главное, чтобы работало воображение. Если ваша цель — юный гений, читающий в 2 года и разговаривающий на 4-х языках — вам не сюда. Ну а если хотите для ребенка домашней теплоты в ваше отсутствие — адресом не ошиблись. Вальдорфская педагогика, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы. Можно много о них спорить. Главное решить, подходит ли она лично вам и вашему ребенку».

Если вы до сих пор не решились, отдавать ребенка в вальдорфский детский сад или нет, положитесь на свою родительскую интуицию и … фотографии, которые помогут дополнить общее представление о вальдорфском детском саде. Фоторепортаж из вальдорфского домашнего детского сада ДОМОВЕНОК

Традиционный ежегодный праздник Урожая

Игрушки, сделанные воспитателями

Игровой материал: слева — игрушка гномик, сшитая родителями, наполненная крупой; посередине — бусы, сделанные детьми для калядования; справа — вальдорфская кукла, сделанная воспитателями

Время свободной игры

Куклы для Рождественского спектакля: пастухи, Мария с Иосифом, волхвы

Почти «театр». Дети играют сказку «Репка»

Ежедневное утреннее приветствие — пальчиковая игра

Столик времен года — время урожая

Рабочий стол: дети с воспитателем режут винегрет для обеда и солят капусту.