ребенок в детском саду

Дошкольное образование за границей, особенно в Скандинавии, резко отличается от нашего, российского. Сегодня мы расскажем вам про типичный детский сад, в который, наверняка, ходил Малыш из книги про Карлсона. Речь пойдет про Швецию.

Различия начинаются уже при постановке в очередь. Если у нас детский сад можно ждать годами, то в Швеции, как правило, место ребенку обязаны выделить за три месяца с момента подачи заявления. Три месяца — это максимум, а так могут пригласить малыша уже и через две недели стать полноправным дошкольником.

Обычным домохозяйкам в Швеции в каком-то смысле не повезло. Для того, чтобы ребенка приняли в детский сад, нужно либо учиться, либо работать, либо состоять на бирже труда. Причем находящимся в активном поиске работы разрешено оставлять ребенка в детском саду не более, чем на 15 часов в неделю.

В детский сад (вот бы порадовались наши мамы) принимают без справки. Никаких утомительных диспансеризаций. Кроме этого, если ребенок проболел, то справку в детском саду о состоянии здоровья не требуют. Можно, например, позвонить в любой день и сказать, что вы пропустите занятия в детском саду на неделю. И ничего страшного не произойдет — никаких штрафов или иных наказаний не предусмотрено.

Названия групп могут показаться российскому обывателю довольно странными: «Пенек», «Поляна», «Источник». Разновозрастная группа — явление для Швеции типичное. При этом, с 15 детьми одновременно присутствуют 2-3 (!) педагога.

Очень показательны взаимоотношения между воспитателями и детьми. Воспитатель — это не суровый наставник, а по-настоящему «вторая мама». Вот, например, на рисунке изображена кошечка-мама, а рядом с ней — котята. Рядом с кошечкой пишут имя воспитательницы, рядом с котятами — имена детей. Такие рисунки в шведском детском саду часто встречаются. Эта картинка не дорисована — не хватает подписей.

Подписанные фотографии детей вывешиваются на большом плакате. Рядом могут разместить фотоотчет одного из дней, проведенных в детском саду.

Родительские собрания в детском саду проводятся раз в год, причем с кофе-чаем-пирожными. Тем не менее, воспитатели регулярно общаются с родителями — посредством информационных писем. В раздевалке висят файлы с именами детей. В эти файлы воспитатели вкладывают информационные листки для мам и пап: про выходные и праздничные дни, про одежду для прогулок, про болезни и т.д.

Информация в письмах одинаковая, но забирать листки можно только из своего файлика-папки. Так воспитатели сразу видят, кто получил информацию, а кто нет. Обычно долго лежат бумаги только у тех деток, кто болеет. Все остальные разбирают свои бумаги за 1-2 дня.

Вот примерное содержание информационного письма:

Здравствуйте! Уже наступила зима и наконец-то выпал снег. Мы чаще стали бывать на улице с детками, поэтому проверьте, чтобы следующая одежда была у Ваших детей: зимние сапоги, варежки, шапки…

Мы приветствуем в нашей группе двух новых девочек: Анну и Элен. Надеемся, что они быстро подружатся с остальными детьми.

Скоро мы будем делать интересные поделки, поэтому хорошо бы, чтобы каждый ребенок из дома принес глянцевый журнал и пустую баночку.

Не забудьте, что 15 декабря садик закрывается на час раньше из-за того, что у воспитателей ежемесячная педагогическая встреча.

Удачной зимы!

Дети часто делают совместные поделки, которые, надо сказать, отличаются от творений наших маленьких соотечественников. Вот, например, обычное колесо от велосипеда с бусами и разукрашенными лампочками.

А это ветка, украшенная бусами.

Помимо стандартных отсеков-вешалок для одежды детей, имеются еще и вентиляционные шкафы для сушки.

На одной из дверей рядом со входом висят наклейки с верхней одеждой, которая актуальна. Детки по этим наклейкам показывают, что одевается сначала, что потом. В зависимости от погоды картинки меняют. Воспитатели нередко прикрепляют некоторые наклейки к индивидуальным полочкам детей с просьбой принести сменную одежду.

В детском саду ничего не пропадает. Даже если вы что-то потеряли, то, наверняка, обнаружите в таком подвесном варианте бюро находок.

В главной комнате детского сада под потолком висит черный квадрат, на котором нарисованы очертания уха. Это датчик звука. Если звук становится в комнате слишком громким, то ухо краснеет и надо разговаривать потише.

Скандинавы, в том числе и шведы, любят демонстрировать чувство гордости за страну. Хотя бы посредством такого вот маленького флага на кухне в детском саду.

В разновозрастной группе дети едят все вместе. Стол достаточно высокий, однако за ним на равных сидят и взрослые, и малыши. Старшие детки кушают сами вилкой и ножом, а маленькие кушают руками или ложкой или им помогает воспитательница.

В комнате для гигиены стоят пеленальные столы, у которых есть полки с памперсами, салфетками, одноразовыми перчатками и одноразовыми мочалочками. Высоту стола можно отрегулировать с помощью пульта управления.

Спят дети в том же, в чем и ходят по группе. Самые маленькие укладываются спать на маты. В первые дни, когда наиболее остро у новичков проходит период адаптации, им разрешают ложиться вместе с мамами. Под голову кладут небольшие подушки и укрывают пледами. Родители, уложившие ребенка, могут отдохнуть за чашечкой кофе.

В детских садах существуют свои традиции. Например, если ребенок переходит в другую группу, то он готовит небольшие подарочки для своих бывших «коллег».

Питание — отдельная тема. Завтрак день ото дня не сильно отличаются. Как правило, это мюсли с молоком и бутерброды. Причем, старшие дети не получают готовые порции, а обслуживают себя сами. Намазывают хлеб маслом, кладут колбасу — все в тех пропорциях, как посчитают нужным.

На обед едят салаты, хлеб и основное блюдо. Супы — большая редкость. Примеры основных блюд: рыбный суп с чесночной сметаной; паста с соусом из тунца; мясо с брокколи.

Два раза в год в детском саду родителям выдают небольшую книжечку с меню обеда на ближайшие полгода. Внешний вид меню на фотографии ниже.

Более продвинутые родители могут загрузить на телефон специальное приложение, через которое можно получить информацию о меню в любых школах или садах.

В меню указаны также специальные дни: например, День котлеток, День картошки, День кебаба, Всемирный День вегетарианства, День капусты. В такие дни в каждой столовой подают блюдо, связанное с названием дня.

Есть отдельные дни, называемые ЭКО, когда все продукты в составе блюд экологические: полезные, питательные, выращенные без удобрений и добавок. Иногда есть дни, когда повар в садике-школе сам решает, что приготовить.

На полдник дают молоко или воду с печеньем, мороженое или фрукты. Причем вода наливается из-под крана.

Благодарим за предоставленный материал Елизавету Никифорову lisiko.blogspot.se.