Детское плавание — пожалуй, единственный вид спорта, которому можно обучать ребенка чуть ли не с рождения. Если раньше в бассейн не принимали раньше 5-6 лет, то сейчас этой проблемы нет: многие центры раннего развития предлагают малышам познакомиться с водой, а инструктора могут провести и «плавательный» урок на дому.
О том, когда лучше отвести ребенка в бассейн, как помочь ему избавиться от страха воды и в какие водные игры играть, мы побеседовали с инструктором по детскому плаванию Марией Гавриловой.
— Какой самый благоприятный возраст для обучения плаванию?
Мария Гаврилова: — Обучение плаванию в бассейне можно начинать, когда ребенок держит голову и спинку, то есть, с трех-четырех месяцев. Этот период и есть самый благоприятный: дети обычно хорошо «заходят» в воду, не боятся воды, быстро привыкают к инструктору. Наиболее тяжелый период для «вхождения» в воду — от семи месяцев до полутора лет: дети начинают бояться чужих. Но и в этом возрасте есть свои плюсы: ребенка легче заинтересовать игрушками, которые есть в каждом детском бассейне.
— Если ребенок боится воды, то как можно помочь ему преодолеть это чувство?
Мария Гаврилова: — Бывает, что дети боятся воды. Этот страх может передаваться от родителей, может быть врожденным, а может быть приобретенным: например, был неудачный опыт контакта с водой (уронили ребенка в воду, напугали его).
Как правило, инструктор делает все возможное, чтобы заинтересовать ребенка. Для ребенка процесс обучения и игра — одно и то же. Играя, ребенок учится. Поэтому в детских бассейнах много игрушек, которыми можно увлечь ребенка.
Немаловажную роль в процессе адаптации ребенка к воде играют и родители. Очень часто они вовлекаются в игру, подсказывают, во что ребенок любит играть.
Каждая ситуация индивидуальна, зависит от возраста ребенка, поведения родителей, от настроения ребенка. Может, он только что проснулся или, наоборот, хочет спать. У совсем маленьких детей прогресс виден уже на третьем занятии: ребенок активно интересуется игрушками, начинает нырять.
Некоторые родители удивляются: в ванной так хорошо плавает, а в бассейне плачет, не проявляет интереса к игрушкам. Но если ребенок не боится воды в ванной, то бассейн для него совершенно другая история. Во-первых, ребенок впервые сталкивается с «большой» водой – он не чувствует границ: дна нет, для него бассейн кажется огромным. Во-вторых, он знакомится с новым незнакомым человеком – инструктором, которому сразу нужно доверять.
И, тем не менее, дети, которые наотрез отказываются заходить в воду, встречаются не так уж и часто. Так или иначе, выводы рекомендуется делать не раньше третьего занятия, первые два не являются показательными. Считается, что ребенок постепенно привыкает к воде, к бассейну и инструктору. Бывает, что ребенок плачет на первых двух занятиях, а на третьем просто плывет как ни в чем ни бывало.
— Встречались ли вам такие дети, и как удалось помочь им избавиться от страха перед водой?
Мария Гаврилова: — Конечно, мне встречались дети, которые не хотели заходить в воду на первом занятии. Повторюсь: нужно заинтересовать ребенка и завоевать его доверие. На первом занятии просто усаживали ребенка на бортик, опускали ноги в водичку, завлекали игрушками. В конце занятия девочка «зашла» в воду при поддержке родителей. На втором занятии малышка стала интересоваться игрушками, с третьего начались активные занятия: полный комплекс упражнений, обучение нырянию.
На первых занятиях не нужно требовать от ребенка выполнения упражнений. Ничего страшного даже, если он не отплавал все занятие. Наша цель — не продержать ребенка в воде 30 минут любыми способами, а подарить ему положительные эмоции, оставить хорошие впечатления и сформировать желание зайти в воду в следующий раз. Ведь цель грудничкового плавания – оздоровительная. Важно не забывать, что для ребенка эта ситуация новая, ему может понадобиться время, чтобы привыкнуть.
Даже если ребенок активно отказывается заходить в воду в течение трех занятий, не отчаивайтесь. Попробуйте еще раз через пару месяцев, ребенок подрастет и, возможно, по-другому станет относиться к происходящему.
— Сейчас существует масса «помощников» для обучения ребенку плаванию. Например, специальные круги. Насколько они необходимы и полезны?
Мария Гаврилова: — Я не сторонница таких вещей. Но здесь опять же все зависит от возраста. Прогресс заметен после того, как у ребенка появляется сознательный интерес к нырянию и ему начинает нравиться нырять за игрушками, просто нырять, на спор задерживать дыхание.
«Помощники» могут пригодиться в период, когда ребенок уже освоился в воде, но еще не уверен в своих силах. Они позволяют ему плавать без помощи инструктора, почувствовать себя самостоятельным и независимым, попробовать какие-то упражнения, которые без «помощников» сделать не получается (например, звездочку на спине).
Но не стоит полностью полагаться на такие вещи, ребенок, как правило, достаточно быстро сам учится держаться на воде.
— Плавание полезно всем детям или все же есть исключения?
Мария Гаврилова: — Для посещения бассейна необходимо получить справку от педиатра, посоветоваться с неврологом и ортопедом. Если есть какие-то ограничения, доктор об этом расскажет.
Есть противопоказания к детскому плаванию. К ним относятся:
- тяжелые врожденные пороки сердца;
- различные острые заболевания (пневмония, ОРВИ с лихорадкой) в период обострения, после выздоровления плавать можно;
- неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром;
- серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей;
- кожные инфекции;
- мокнущие диатезы;
- детский паралич;
- эпилепсия;
- глубокая недоношенность.
Могут не допустить к плаванию недоношенных детей, а также детей с рахитом и железодефицитной анемией.
— Сколько потребуется времени для того, чтобы ребенок научился самостоятельно, без поддержки плавать?
Мария Гаврилова: — Это зависит от ребенка, от его возраста, характера, регулярного посещения тренировок и от инструктора, конечно, тоже. Есть дети, которые плывут с первого занятия, есть те, которым требуется время.
Если начать плавать в четыре месяца, то к году ребенок уже может научиться плавать без поддержки. При условии регулярного посещения бассейна.
Очень часто дети пропускают занятия из-за болезни, отпусков, причины могут быть разные. Поэтому, как правило, дети свободно плывут к двум годам.
Навыки ныряния и умения держаться на воде не проходят просто так. Если ребенок ходил в бассейн до года и с удовольствием плавал, а потом по разным причинам не посещал бассейн и через некоторое время снова стал ходить, например, то результат будет быстрее.
Если отдать ребенка плавать в два года, при регулярном посещении бассейна, он научится держаться на воде в течение пары месяцев.
Если ребенок приходит учиться плавать в пятилетнем возрасте, держаться на воде он научится в среднем за месяц.
— Достаточно ли занятий в бассейне для обучения плаванию или родителям также необходимо делать дома с ребенком гимнастику?
Мария Гаврилова: — Нет, такой потребности нет. Достаточно просто посещать бассейн.
— Навык плавания со временем утрачивается или остается?
Мария Гаврилова: — Навыки плавания остаются. Даже если утрачиваются, их легко восстановить. Если долго не плавать, может понадобиться время на то, чтобы привыкнуть к воде.
— Чем чревато самостоятельное обучение плаванию ребенка?
Мария Гаврилова: — Если родители знают и соблюдают технику безопасности поведения на воде, то опасности для жизни нет. Но неправильное обучение плаванию может привести к искривлению осанки. Важно не навредить ребенку, а научить его плавать правильно.
— Очень часто на отдыхе можно видеть детей, которые плавают «по-собачьи». Сложно ли их переучить классическим видам плавания?
Мария Гаврилова: — Конечно, легче работать с ребенком с нуля. Но и в переучивании для инструктора нет особой проблемы. Нужно донести до ребенка информацию, что плавать, например, брасом удобнее и быстрее, чем по-собачьи. Движения многих стилей плавания естественны, ребенок легко учится им.
— Какие существуют игры на воде для маленьких детей при обучении плаванию?
Мария Гаврилова: — Для каждого возраста свои игры. Дети до года просто любят плавать за игрушками, ловить их, «привозить» родителям. Детям постарше можно предложить сюжетную игру: угостить чаем игрушек, показать им фокус, «научить» их нырять, покатать на доске, доставать со дна «сокровища» (игрушки, шайбы и т. д.).
Детям трех-четырех лет можно предлагать ролевые игры с длинной сюжетной линией. Например, с одним мальчиком мы собирали игрушки по бассейну, выполняя при этом разные упражнения, потом усаживали их пить чай, а Антон показывал им представление: новые упражнения, которым он научился в бассейне: на пресс, ныряние, звездочку на животе, поплавок и другие. В ребенке нужно разбудить исследователя: сколько игрушек сможешь спрятать под водой, как самому научиться доставать шайбу со дна, сколько сможешь продержаться под водой.