ребенок в детском саду

Вопрос: Здравствуйте! У меня девочке 2 года 1 месяц. Проблема в том что, она не слушается, во всем упрямится, в туалет по маленькому ходит в штаны, может и на диване и на кровати написать, садиться на горшок не хочет, какать ходит на горшок, просится, устраивает истерики, все хватает, например берет попить чашку, и выливает остатки на пол, крошит хлеб и другую еду на пол, вынимает все из ящиков, например, не хочет одевать тапки, и бегает босиком. Как в таком случае наказывать или объяснять? если по 5 раз объясняем, сначала тихо, потом повышаем голос? Как можно наказать 2 годовалого ребенка?

На прогулке просится на руки, хотя дома как батарейка энерджайзер. Играть в игрушки она не хочет, пластилин специально берет в рот, краски тоже размазывает, выливает, фасоль, бобы тут же раскидывает, тесто крошит, разговаривает только первыми слогами, книжки долго не рассматривает, ей бы только хулиганить и ломать все. Что делать? Пугает, что дальше будет еще хуже.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Очень неординарная у вас ситуация дома. Наверное, Вы могли бы еще долго продолжать перечислять все «подвиги» Вашей малышки. Ведь дети очень изобретательны. И если поставят себе какую-то цель, например, делать все наоборот, то уж будут отрываться по полной.

Согласна с Вами, что наказывать ее, маленькую, нет смысла. (Добавлю свое мнение, что большую – тоже.) Абсолютно правильно Вы поступали, когда пробовали разные способы настоять на своем объяснениями и последующим нажимом. К сожалению или к счастью, Вам приходится идти дальше в этом поиске нужного Вам решения. Посмотрим, что можно еще попробовать.

Конечно, можно попробовать разобраться, почему ребенок ведет себя «наоборот». Это может быть реакция протеста против чего угодно (здесь я могу всего лишь фантазировать или вспоминать свой опыт, а найти реальную причину можете только Вы). Например, против слишком сторого порядка – в доме, в отношениях, в распорядке дня, в требованиях к поведению ребенка и т.д. Поведение «наоборот» вносит хаос в устанавливаемую взрослыми упорядоченность. В природе все стремится к равновесию. Если кто-то в семье чрезвычайно трепетно следит, например, за порядком и чистотой дома, обязательно найдется человек (а может быть, и кошка), который будет ему противодействовать. И это получается не из-за чьей-то зловредности, а из-за стремления к равновесию. Согласитесь, ведь равновесие, баланс – это хорошо? Ситуация имеет очень простое решение: отпустить свое чрезмерное стремление (к чему бы то ни было), и положение дел тут же, постепенно и неуклонно, начнет исправляться.

Я ни в коем случае не призываю Вас превратить свою квартиру в безалаберное нагромождение предметов, нет. Речь идет о том, чтобы немного ослабить свой контроль, ровно в той степени, при которой Вы все еще будете чувствовать себя комфортно. Когда убедитесь, что никакой катастрофы не происходит, Вы сами поймете, что делать дальше – отпустить еще немного или нет, Вам придут в голову нужные мысли, реализовав которые, получите еще больше и комфорта, и порядка, и удовлетворения. Что толку тщательно следить за чистотой одежды и белья, если какой-то маленький человечек это белье регулярно записивает? Вы понимаете, о чем я?

Одно дело – самому отвечать за определенную сферу, самому выполнять всю работу в этой сфере и контролировать окружающих, и совсем другое – позволить другим участвовать в этой работе и делить с Вами Вашу ответственность. Во втором случае все происходит легче, проще, как бы само собой, и контроля особого не требуется. Потому что соблюдается равновесие, нет чрезмерного контроля, нет чрезмерно важных вопросов.

Иногда дети (да и взрослые) делают все назло, если им не хватает эмоций окружающих. Ребенок постоянно испытывает в этом смысле голод, ему никогда не бывает много любви окружающих. А мало – бывает. Взрослые и работой, заботами, делами часто заняты, и разные по характеру – один с удовольствием двести раз в день и поцелует, и скажет «я тебя люблю», а другой – сдержанный, не склонный к частому проявлению эмоций. По-разному бывает. Если ребенок недополучает необходимую ему норму позитивных чувств от окружающих, он будет пытаться разными способами эти чувства получить. Если и это не получится – будет вызывать в близких негатив, эмоционально питаться тем, что удалось добыть. Если взрослые не ведутся на любовь – безвыходная ситуация, ребенок заставит их злиться, негодовать, обижаться, все подойдет. Потому что эмоциональный голод для ребенка невыносим.

Что делать в этом случае, Вы, наверное, уже поняли. Во-первых, разрешить себе проявлять свою любовь к малышу, одобрение, даже восхищение им. Позвольте себе быть живым, эмоциональным человеком, не стесняйтесь хвалить, любить и радоваться. Во-вторых, контролировать свои негативные реакции, насколько сможете. Малыши – экспериментаторы. Они устраивают разные ситуации и смотрят, что из этого получится, как взрослый себя поведет, что будет дальше. Им это нужно, чтобы учиться жить. Покажите ему, что делая что-то «не то», он не получит никаких (или почти никаких) Ваших чувств. А если сделает что-то хорошее, полезное, то, что Вам нравится – получит от Вас искреннюю любовь, радость и благодарность.

Если двигаться таким путем, нужна определенная доля смелости, уверенности в себе и гибкости. Все-таки это, как любой эксперимент, метод проб и ошибок. Ошибки тоже могут быть, но не ошибается только тот… (сами знаете). Ничего страшного! Попробовали что-то новое, а оно не дает нужного результата? Тогда Вы просто будете искать лучший вариант. Это нормальный ход. В каком-то смысле вся наша жизнь – один большой эксперимент. Предлагаю сделать его интересным, приятным и увлекательным.