ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день! Моей дочери 6,5 лет. Стала грубить, разговаривает просто, как подросток невоспитанный — откровенно хамит. Утром не поднять с постели. В детском саду ребята ее любят, а она жалуется почти на всех, что ее обижают, хотя воспитательница говорит, что она всех бъет.

Я порой не выдерживаю ее упрямства и абсолютного непослушания, перехожу на крик, могу по попе шлепнуть. Стараюсь себя, конечно, держать в руках. Но у моей дочери по любому поводу слезы, истерика.

Слово «нет» вообще не воспринимает. Наказания в виде лишения мультиков и мороженого вызывают у нее ответную реакцию истерики.

Девочка она развитая, с характером, не могу сказать, что капризная по природе, любит рисовать, любознательна, все делает по-своему.

Помогите советом, как мне себя правильно вести в этом возрасте: как ее друг или родители должны быть авторитетом? Федорова Анжелика

Отвечает Зиновьева Екатерина, психолог детского Монтессори-центра СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте. Вопрос, кем быть по отношению к ребёнку – другом или авторитетным наставником, возникает у родителей довольно часто. Особенно сложно бывает в ситуациях, когда к упрямству и непослушанию добавляются слёзы и истерики. Однако, каким бы безвыходным ни казалось положение, всегда есть возможности изменить его.

Давайте попробуем разобраться.

Вашей дочери 6,5 лет. Если её поведение изменилось именно в последнее время, а до этого подобных проблем с поведением у неё не возникало, возможно, у неё начался так называемый «кризис 7 лет». В таком случае, с одной стороны вас можно поздравить – ваша дочь выходит на новый уровень развития. С другой – вам так же придется изменить и своё поведение и отношение к ней.

В период кризиса поведение ребёнка всегда становится несколько утрированным. Он испытывает сильные эмоции по поводу своих переживаний, а управлять ими может пока не в полной мере.

Как и в любой сложной ситуации, когда ребёнка обуревают всевозможные чувства, ему необходимы ориентиры. Именно они помогают почувствовать опору под ногами, стабильность и предсказуемость окружающего мира. Такими ориентирами в вашем случае могут быть границы дозволенного (что можно, что нельзя, а где можно договориться). Надёжные границы в первую очередь делают мир для детей предсказуемым, логичным, понятным.

Каким же образом наиболее эффективно устанавливать эти границы?

Итак, в ситуациях, когда ваша дочь не слушается, упрямится, на слово «нет» не реагирует, очень действенным бывает метод естественных и логических последствий. Как он работает?

  • Промокли ноги – надо идти домой переобуваться.
  • Отказалась одевать куртку, когда прохладно – замёрзла.
  • Разлила воду – надо вытирать.
  • Кричит в общественном месте – придется оттуда уйти.

То есть каждое действие имеет последствие. И очень здорово, если ребёнок научится понимать, какое следствие будет иметь то или иное его решение. Часто оно логично вытекает из самой ситуации (как в примерах выше).

Но также часто родителям следует заранее оговаривать правила, которые будут применимы в данном конкретном случае.

  • Если ты балуешься за столом, ты выходишь.
  • Ты можешь ничего не есть за завтраком, но до обеда я уже никого кормить не буду.
  • Ты можешь разбрасывать по комнате свои вещи, но и убирать всё это ты будешь сама.
  • Если ты хочешь пойти на детскую площадку в своей праздничной одежде, ты можешь это сделать. Но если твое платье испачкается, тебе придётся стирать его самой.

То есть у ребёнка всегда есть выбор, и он в состоянии оценить, что получится в результате его действий.

Итак, вы сначала предупреждаете дочку, то есть говорите правило, после чего действуете.

Например, она отказалась от завтрака – вы не даёте ей никакой другой еды до обеда (конечно, если договорились об этом заранее). Промочила ноги на прогулке – ведёте её домой несмотря на слёзы, уговоры, протесты.

Прежде, чем устанавливать правила обязательно взвесьте свои силы – сможете ли вы выполнить поставленное условие. Если не сможете, лучше не говорите. Иначе дочка не будет верить вашим словам.

В этой ситуации ответственность за принятое решение лежит на ребёнке. Она сама решила не есть во время завтрака или прыгать по лужам. А это значит, что вы вполне можете сохранить дружеские отношения с дочкой, так как не вы «виноваты» в том, что её постигла неудача, и она проголодалась раньше времени или промокла. Вы можете ей искренне посочувствовать, поддержать, пожалеть её (ведь она действительно оказалась в довольно неприятной ситуации). Но, ни в коем случае не меняйте оговоренное заранее правило.

Основные принципы метода естественных и логических последствий:

1. Принцип связанности.

Последствие должно быть непосредственно связано с неправильным поведением.

Например, не встала вовремя с постели – опоздала в детский сад – получила выговор воспитательницы – не успела на завтрак – до обеда осталась голодной.

Имеет ли смысл лишать ребёнка мультиков за то, что он плохо себя вёл? Ребёнок не увидит никакой логической связи и у него не появится никакого логического стимула улучшить своё поведение.

2. Принцип осмысленности.

Последствие должно быть осмысленным для ребёнка (то есть быть в пределах его житейского опыта). Так последствия в виде ограничения денежных расходов на какую-либо покупку вряд ли будут иметь смысл для маленького ребёнка, так как представление о деньгах у него еще не сформировано.

3. Принцип предварительного знания.

Вы сначала предупреждаете ребёнка о возможных последствиях, после чего действуете.

4. Принцип неотложности.

Последствия должны наступать как можно быстрее после того, как произошёл факт неправильного поведения.

5. Последствия должны быть недолгими и ограничиваться только той ситуацией, к которой они относятся.

Долгосрочные воздействия вообще редко бывают эффективными.

6. Последствия влекут за собой действие, а не разговор или нравоучительную лекцию.

Чем меньше сказано родителями, тем лучше. Предостережения, напоминания, угрозы и гнев приводят к тому, что в сознании ребёнка даже самое невинное последствие превращается в наказание. Самыми эффективными последствиями бывают те, которые возникают без всякого обсуждения

Например, обидела подругу — она не захотела с тобой гулять.

7. Принцип участия.

Чем больше членов семьи принимают участие в планировании последствий, тем лучше. Кроме того, если вы хотите, чтобы эта система работала, вы должны сами служить образцом для установок и способов поведения, которые вы хотите привить своему ребёнку.

Например, если вы ввели правило убирать все лишние вещи до 9 часов вечера, а после 9-ти то, что не убрано складывать в коробку и не пользоваться этим неделю, будьте готовы после 9-ти расстаться и со своими неубранными вещами.

8. Принцип постоянства.

Если вы не будете следовать этим принципам последовательно, методично и постоянно, то всё окажется бесполезным. Дочка поймет, что может сыграть на вашем настроении, покричать посильнее, поплакать погромче, и вы уступите.

Если у вас получится применять этот метод на практике, вы сможете оставаться дочке другом в любой ситуации. А кроме того, научите её делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

А то, что у вашей дочери есть своё мнение и она умеет настаивать на своем – это прекрасный ресурс, замечательные качества характера, которые нужно только дополнить осознанием собственной ответственности за свои решения.

Когда вокруг ребёнка появляются чёткие границы, он получает возможность на что-то опираться, ориентироваться. И как следствие, ему легче преодолеть любой кризисный период и выйти на новый уровень развития.

Я уверена, вы справитесь. Но хочу предупредить, на преодоление ситуации понадобится время и силы. Удачи вам.

___________

Читать также: