Рубрика — Детская психология
Вопрос: Здравствуйте! Дочке 1г и 10 месяцев. Практически не интересуется игрушками, пока я не сяду с ней играть, если я чем-то занята, то она просто будет лежать на подушках на кровати, чем-то заинтересовать могу на несколько минут, не рисует!
В последнее время перестала слушать, например, говорю «собери игрушки», а она сидит и как будто это не ей говорят, или будет настолько все медленно делать, что я понимаю, что она это делает специально! На улице за руку ходить не хочет, не боится, что мама «потеряется», что впереди машины и т.д. Подскажите, как поступать в этих ситуациях! Заранее благодарна!
Отвечает Елена Николаевская, детский психолог:
Добрый день. Внимание маленького ребенка неустойчиво. Сосредоточиться на любой деятельности ребенок может лишь на несколько минут, это его физиологическая особенность, поэтому мамы ежеминутно ищут, чем занять ребенка.
До 2-х лет малыши не играют в дочки-матери, не строят городов из конструкторов. Это сложные игры, которые возникнут позже. Дети овладевают предметной деятельностью и основами игровой деятельности. То есть изучают предметы, которыми постоянно пользуются в ближайшем окружении. Если в семье один ребенок — складывается следующая ситуация. Мама немного поиграет с малышом игрушками, а затем переходит к обычным домашним делам. Дел много, они разнообразные, все время меняются. Что же видит малыш? Мама в игрушки почти не играет, а вот с этой плитой, с этими кастрюлями, этими тряпочками-губочками мама играет каждый день, до-о-олго, не оторвешь. Вывод: игрушки — неинтересны, а вот бытовые предметы — да. Возможно вашей девочке сейчас интереснее бытовые предметы? Постарайтесь больше уделять времени играм с девочкой. Необходимо, однако, привлекать дочку к домашней работе, где пол протереть, где салат помешать. Чем больше — тем лучше, дочке не скучно и помощница вырастет. Внимательно отследите, как долго ребенок лежит на диване и что он при этом делает. Для малышей это не характерно. Может ей смертельно скучно? Займите ее.
Рисование — важный элемент в развитии ребенка, но интерес к нему может возникнуть только с вашей подачи. Рисуйте вместе с ребенком и, что более важно, рисуйте при ребенке с удовольствием, даже если вы не умеете рисовать. Рисуйте сказки, комиксы, папу, маму, ребенка, собаку, все, что видите вокруг и комментируйте процесс и результат. Дочке станет интересно, и постепенно, она станет подражать вам.
Возможно, вашей дочке слишком трудно, а значит неинтересно рисовать карандашами, и она избегает излишне сложного для нее процесса? Моторика руки ребенка еще только начинает развиваться, пальчики плохо слушаются, поэтому для рисования лучше всего использовать самые простые материалы: мелки для асфальта на улице, профессиональные масляные мелки, сангину, уголь, акварель, гуашь, пальчиковые краски, краски «для ванной». Все эти материалы легко ложатся на любую поверхность, что открывает возможность для творчества и эксперимента, столь необходимого малышу; дают натуральный интенсивный цвет, что благоприятно сказывается на развитии зрения и цветовосприятия; их легко и просто держать в руке, и малыш не перенапрягает еще не окрепшие мышцы кисти руки, при этом присутствует достаточная свобода движений для совершенствования мелкой и крупной моторики руки.
Лучше всего начинать рисовать пальчиками, затем кистью и в последнюю очередь карандашом.
Ваша дочка перестает слушаться, игнорирует вас и ваши указания? У девочки идет подготовка к кризису 3-х лет. Она морально отделяться от мамы, и определяет границы своего поведения. В этот период вам важно пересмотреть ваши взаимоотношения с дочерью. Команду следует заменить игрой. Не хочет собирать игрушки — мотивируйте: » Уберемся и почитаем, пойдем гулять и т.д.». Иначе нежелание может закрепиться в стереотип поведения. Сведите запреты до минимума. В случае, когда ребенок перестает идти по улице за ручку, следует объяснить малышке, почему вы настаиваете на своем, например: потрогайте стоящую машину; посмотрите какая она большая, тяжелая; если об нее удариться — будет очень больно (необязательно рассказывать про летальные исходы) и едет она быстро; и найти компромиссное решение, например: «Ты уже большая, поэтому по тротуару, перед магазином и т.д. ты вполне можешь идти без руки, но через дорогу (перечисляете опасные зоны) ты будешь ходить только за руку, как большие умные детки (показываете примеры)». Четко придерживайтесь установленных разграничений, тогда у ребенка возникнет ощущение свободы, а вы проконтролируете его в опасных местах. Очень важно, чтобы малышка понимала, что вы позволяете ей быть самостоятельной, но в определенных ситуациях она должна подчиняться безоговорочно.
И еще раз присмотритесь к девочке, возможно, что ее непослушание усиливается в те дни, когда вы очень мало обращаете на нее внимание.