Вопрос: Здравствуйте. Моей дочке 3,5 года. Она очень эмоциональна и впечатлительна. Последние полгода стала чересчур плаксивой. Плачет по любому поводу: что-то не получается, что-то ей запрещают, неудобно сидит, что-то не понимает. Причем такое поведение у нее только дома. В садике или в гостях она примерный, послушный ребенок. Кроме того, ее часто стали беспокоить ночные кошмары.
На ее поведение мы реагировали по-разному, но результат один и тот же. Причем, когда начинаешь разбираться в ситуации, она плачет еще громче и сильнее, независимо — ругаешь ее или жалеешь. Были на приеме у невролога. Он поставил диагноз: РЭП, неврозоподобное состояние, ночные страхи. Прописал принимать Тенотен на протяжении месяца.
Я работаю учителем, стала за собой замечать учительский тон по отношению к дочери, что происходит непроизвольно. Может, это влияет на поведение дочки? Подскажите, пожалуйста, что происходит с моим ребенком? И как нам вести себя с ней в течение дня и во время такого плача? Заранее спасибо.
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
“Примерный, послушный ребенок» — это Ваш ответ на Ваш вопрос. Это и есть кошмар наяву. Зачем Вам это нужно?
Когда сможете полно, подробно и честно ответить себе на этот вопрос, тогда все у Вас наладится.
Тщета – так, наверное, можно было бы самым кратким образом описать усилия воспитателя, пошедшие не в то русло.
Почему какой-то другой человек, неважно, маленький или старый, или просто взрослый, должен выполнять все Ваши указания? Имеет ли он право на свое мнение? Позволено ли ему поступать по-своему? Пробовать, ошибаться, находить свои решения, узнавать новое, учиться, наконец?
Ребенок (человек) приходит в этот мир отнюдь не умственно отсталым дебилом и невеждой. Наоборот, он приходит с мудростью, которая стоит много больше, чем любые «рациональные», умственные и интеллектуальные достижения. Эта мудрость охватывает всю жизнь в целом, и мир, и человека, и всех других людей — в общем, все сущее. Этой мудрости НАУЧИТЬ НЕВОЗМОЖНО – и это то, с чем любой хороший, настоящий учитель должен смириться. Она есть у каждого человека. Но кто-то ею пользуется, а кто-то загоняет в дальний угол, именуя «глупостью», «вседозволенностью», «примитивизмом» и прочими нелестными эпитетами.
Именно этот процесс, как мне кажется, Вы пытаетесь спровоцировать у своего ребенка – и она плачет, а что еще делать? Мама большая, сильная, «она мое всё», что я буду делать, если мама будет на меня сердиться или обижаться?
Это реальная катастрофа для ребенка – когда его самого или его поступки не принимают родители.
Ребенок нутром чует, что ему нужно. Вот надо потрогать, потыкать пальцем в какую-то штуковину, а нельзя, надо залезть в лужу, а запрещают, обязательно надо сказать вот это – но если сказать, как потом с мамой вместе быть?
Ребенок не может не учиться. Такова его природа. Он учится ежесекундно, он все впитывает, все испытывает, все пробует – новые запахи, новые виды, новые звуки, новые ситуации, новые решения, новые отношения. Информация. информация, информация…. И постоянная жажда. Запрет – закрывают кран – жажда становится нестерпимой. Что делать? Чтобы сбросить невыносимое напряжение, можно плакать. Это помогает на время.
Как ест Ваш ребенок? Угощаете ли Вы ее, как дорогого гостя в доме, предлагаете ли ей попробовать то и это? Или заставляете съесть до чистой тарелки то, что сами выбрали? В первом случае Вы проявляете уважение, доверие и любовь. Во втором – недоверие и подавление («Ты ничего не понимаешь, вот я – знаю, поэтому делай, как я сказала».) Вот принцип, по которому формируется «послушание». Еще раз повторю: это недо-верие, не-уважение и не-любовь.
Как еда, так и «умственная пища», то есть знания, и любые другие виды «пищ» лучше всего подавать как угощение, как наше предложение дорогому гостю – что тебе понравится?
Ну, поставьте себя на место гостя. Станете ли Вы ходить к хозяйке, которая, едва увидев Вас на пороге, уже несется с тарелкой и ложкой наперевес? Она, что же, думает, что Вы сами не понимаете, чего хотите?
Свободный доступ к знаниям (или к еде, как и ко всему остальному) – это максимум, что можно сделать для голодного к знаниям человека. А дети все время испытывают такой голод.
В принципе, у взрослых он тоже постоянно присутствует, но не все взрослые позволяют ему проявиться. И роль учителя, на мой взгляд, здесь очень важна. Он носитель многих знаний, умеющий их «приготовить» и преподнести соответствующим образом для конкретной аудитории, например, для детей. В легкоусвояемой форме. А захочет аудитория это кушать, или нет – это уже дело каждого человека, слушателя, учащегося, ребенка.