ребенок в детском саду

семья

Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.
Бернард Шоу

Почему я решила рассказать о сюжетном обучении? Меня, как педагога и методиста, очень волнует такая проблема: неумение или нежелание некоторых педагогов проводить занятия в детском саду по методике развивающего обучения через игру. Непонимание некоторых родителей, что только через игру обучение будет посильным для ребенка, а значит, интересным.

Почему-то считается, что наивысшее достижение педагога – это дошкольник, которого он научил читать. Но какой ценой? Так хотели родители, но не ребёнок. Это родители заставляли его ходить на занятия, заставляли делать домашние задания, заставляли читать, писать… И зачастую всё это сопровождалось окриками и слезами… и нежеланием идти на занятия.

Но, ведь обучение можно сделать интересным, весёлым и совсем не трудным! А увлекательным занятие делает сюжет, который тесно связан с педагогическими задачами.

Побывав на семинарах педагога и автора методики «От слова к звуку» Колесниковой Елены Владимировны, я прочно уяснила, что ребёнок не должен знать, что его обучают. Для него процесс обучения должен быть игрой. Дети играют и учатся.

Поэтому у Елены Владимировны все пособия направлены на обучения через игру. Они так и называются: «Сценарии учебно-игровых занятий». На таких занятиях дошкольники отправляются в дальний путь, чтобы помочь зайчишкам, путешествуют на корабле, летят в космос на ракете, совершают кругосветные путешествия, учатся в лесной школе….

Сюжетное обучение – это некий магнит, средство мотивации и развития интереса.

Игровые приёмы обучения, сочетающиеся с педагогическими приёмами, приводят к возникновению интереса к обучению через игру. Ведь игра, по словам психолога и психотерапевта А.С. Спиваковской, – «это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого».

При помощи сюжетного обучения исчезает «прессинг»: нужно сделать, ты должен прочитать, написать, необходимо выучить…С сюжетным обучением появляется раскрепощение и свобода мышления. Ребёнок выбирает то, что ему интересно. Его не нужно заставлять. Интерес – это двигатель развития ребенка.

Но, если это так увлекательно и интересно, так почему же, на вопрос малыша: «Мама, а зачем собака лает?», мама отвечает: «Отстать, мне сейчас некогда, потом расскажу». Почему же некоторые педагоги и воспитатели сидят всё занятие с детьми за столом и только дают команды: раскрась, соедини, найти, прочитай, забывая о том, что существуют теория изобретательских задач (ТРИЗ) и общая теория сильного мышления (ОТСМ), типовые приёмы фантазирования (ТПФ) и развитие творческого воображения (РТВ). Ролевые игры, дидактические и развивающие игры, которые помогают сделать занятия в детском саду интересными и желанными.

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», — говорил академик А. Минц. Действительно, чтобы знания дошкольника пополнялись изо дня в день, чтобы они стали результативными, чтобы ребёнок мог пользоваться своими знаниями, необходимо, чтобы он получал их через деятельность. А что является основным видом деятельности до школы? Конечно, игра.

Если мы хотим, чтобы дети с радостью и хорошим настроением шли в школу, были успешными, то уже сейчас, в 2, 3, 4 года надо развивать творческие способности, воображение, развивать речь, память и мышление через игру. И в этом очень помогает сюжетное обучение.

Недавно увидела «Космические прописи» А. Агафонова для первоклассников. Наконец-то появились прописи, где отражаются игровые приёмы обучения! Что не урок, то игра! «Сюжетные прописи строятся на основе эмоционально-образных ассоциаций и метода фантастической аналогии. Введение в прописи образа буквы в виде планеты и ее обитателей позволяет связать этот образ с эмоционально значимыми для ребенка моментами и обратиться к правому полушарию мозга ребенка. Это облегчает процесс обучения, повышает интерес к самому процессу письма, способствует гармоничному развитию личности ребенка»- пишет А. Агафонов.

«Девочки и мальчики! С сегодняшнего дня уроки письма у вас отменяются! На них просто нет времени! Дело в том, что наш знакомый Учёный Кот набирает экипаж звездолёта для путешествия к таинственной звезде Альфа Вита. С одной из планет, которые вращаются вокруг этой звезды, долетели до нас загадочные сигналы. Эти сигналы поймал и расшифровал Учёный Кот. Оказывается, жители далёкой планеты приглашают в гости всех, кто хочет с ними познакомиться.

Звездолёт готов к полёту, его люки гостеприимно распахнуты для вас! Он оснащён по последнему слову техники. Управлять им очень просто: достаточно взять в руки специальную космическую ручку и нарисовать какую-нибудь фигуру, как мощные двигатели включатся и понесут космический корабль по точно такой же траектории, только увеличенной в миллионы раз. Для тех, кто ещё не знает: траектория — это такая линия, по которой что-нибудь движется. Каждая страница «Космических прописей» — это новая открытая планета. Мимо десятков таких планет поведёт корабль его капитан Учёный Кот. Всем членам экипажа просто необходимо научиться управлять звездолётом.

Поэтому возьмите космические ручки, переверните космическую страницу и приступайте к тренировкам на борту корабля.

Счастливого путешествия!» Это первые строчки сюжетных прописей, созданные на основе ассоциативной, развивающей методики: «Космические прописи, или Путешествие к звезде Альфа Вита». Как вы думаете, интересно ли учиться писать по таким прописям?

Цель сюжетного обучения — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы. Отсюда перспективная цель ТРИЗ-педагогики – подготовить ребенка жить в динамично изменяющемся мире.

Сюжетное обучение – это свобода мышления, это когда учение «не заковано в наручники», это творческий полёт и фантазия, игра воображения и перевоплощения, театр…

Психолог и педагог Гин С.И. писала, что «дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».

Сюжетное обучение помогает детям искать свойства предметов, явлений, они учатся разрешать противоречия, это самостоятельный выбор материала и вида деятельности. А ведь это и есть ключ к творческому мышлению. В игре ребенок не только получает новые знания, но также учится обобщать и закреплять их. Это самый светлый, радостный и комфортный способ познания мира. И, тем более, что в игре, все непонятное для дошкольника становится понятным и доступным, это некий сосуд для добывания знаний, ведь игры носят обучающий и развивающий характер. Сюжетное обучение обеспечивает прочное усвоение знаний, умений и навыков на основе уже имеющихся знаний и открывает волшебный мир неизвестного по принципу «от простого к сложному». Не считайте игру бесполезным занятием! В игровой ситуации ребёнок быстрее научится находить решения и сумеет овладеть смыслом определенного понятия.

Не забывайте, что игра является стимулом к высказыванию собственных мыслей и идей.

Больше играйте, развивайте речь, воображение и мышление ребёнка задолго до поступления в школу. Нелегкий путь в страну Знаний с сюжетным обучением будет веселым, доступным и интересным!

Несколько идей для сюжетного обучения:

  • Сделайте «Игротеку». Собирайте туда ребусы, кроссворды, загадки, шарады, лабиринты.
  • Собирайте интересные пальчиковые игры, подвижные игры. Сделайте папку «Картотека игр».
  • Домашний театр. Играйте в сказку. Используйте аквагрим. Делайте вместе с детьми своими руками героев для театра.
  • Проводите «Тематические недельки». О птицах, о насекомых, о рыбах, о космосе, о временах года и т.д.
  • Создавайте вместе с детьми всевозможные стенгазеты: «Скоро праздник», «Я расту», «Зоопарк», «Пришла весна» ит.д.
  • Сделайте папку «Сюжетное обучение». Собирайте различные ролевые, дидактические, развивающие игры с использованием сюжетов.
  • Создайте папку «Фонетичекая ритмика». Пополняйте папку упражнениями, сочетающими движение и речь, способствующие развитию речи и фонематического слуха. Заучивайте потешки и стихотворения. Загадывайте и придумывайте загадки.

Доставайте свои идеи по развитию и обучению ребёнка из «Волшебного сундучка» и всегда помните, что любая детская игра не только должна доставлять удовольствие, но и должна быть интересной и познавательной. Ведь игра, как сказал В.А. Сухомлинский, «это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Автор — методист Наталья Логинова.