ребенок в детском саду

«Ребенок обладает не всеми правами, но права — это все, что у него есть. У родителей нет никаких прав на его личность — у них есть только обязанности». Франсуаза Дольто

Франсуаза Дольто

Франсуаза Дольто (1908-1998) — одна из ключевых фигур детского психоанализа. Ее идеи нашли воплощение в так называемых Зеленых Домах — центрах, направленных на социализацию детей. Франсуаза Дольто вела ряд передач на радио для родителей и тех, кто собирается ими стать. Была практикующим педиатром, находившим путь к исцелению ребенка посредством слова. Она написала несколько десятков книг, самые известные из которых «На стороне ребенка», «Детское дело».

Биография Франсуазы Дольто

Ключевым словом в работе Франсуазы Дольто было «умение слушать». Еще будучи ребенком, Франсуаза четко знала, что хочет стать «врачом-воспитателем» и лечить детей, страдающих от «непонимания взрослых».

Она основала собственную психоаналитическую школу и высказала предположение о связи детских заболеваний с психомоторикой. В одной из книг Франсуаза Дольто приводит в качестве примера заболевание брата. Врач прописал мальчику строгую диету.

Уже тогда Дольто удивилась, почему доктор так однобоко подошел к лечению брата, у которого резко заболел живот. Ведь стоило более подробно распросить домочадцев, что происходило в доме в последнее время. Он бы узнал, что няня поругалась с кухаркой и именно после этого мальчик заболел.

Позднее это приведет ее к мысли, что отклонения в поведении детей вызваны проблемами в семье, одну из которых можно описать так: РЕБЕНКА НЕ СЛЫШАТ.

Взрослый должен быть другом ребенку, как была сама Франсуаза Дальто. Она работала так, чтобы дети могли говорить с ней «в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым».

В ходе своей многолетней аналитической практики, а также благодаря детским консультациям в медицинских центрах, Дольто создаст собственный метод работы с детьми. Она отстаивает право на уважение желания каждого, даже самого маленького ребёнка, при этом не подразумевая под этим удовлетворение всех его просьб и чаяний.

Маленький ребенок проявляет самостоятельность уже в том, что родился. Дольто пишет: «это самостоятельное желание исходит от крохотного человека, которое необходимо уважать, как желание любого взрослого».

Одна из сфер обязанностей родителей — объяснить малышу, пришедшему в этот мир, законы и постулаты жизни. При этом на каждом этапе физического и психического взросления ребенка встречаются моменты, когда малыш сталкивается с ограничениями своих желаний, с невозможностью их реализации. Именно тогда ребенок узнает слово «нельзя», но запрет накладывается не на желания, а на способы их реализации. Правда, окружающий социум не остается в долгу — он предлагает малышу свои, наработанные веками способы.

Франсуаза Дольто говорит: «Детство – не подготовка к жизни, а сама жизнь, и ребенок – не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, человек, за которого и перед которым мы ответственны».

Она впервые поставила задачу профилактики и преодоления «адаптационного синдрома» у детей, поступающих в детские дошкольные учреждения. С этой целью в 1979 году она открыла в Париже своеобразный клуб для детей раннего возраста и их родителей, получивший название «Зеленый Дом».

Зеленый Дом — принципы и правила работы

Сейчас Зеленые Дома можно встретить в Швейцарии, Бельгии, Франции, Канаде, России. Все они объединены идеями Франсуазы Дольто. В Санкт-Петербурге Зеленый Дом назвали «Зеленым островом» в надежде, что этот детский мир впишется в культурную карту города. В Москве судьба Зеленого Дома претерпела ряд серьезных испытаний. В 2009 «Зеленая дверца» из-за недостатка финансирования была закрыта, но к счастью, возродилась в «Московском Зеленом Доме».

Дольто так описывает Зеленый Дом: «Это — не ясли, не детский сад, не группа, где оставляют детей под присмотром. Это — место слова, место отдыха, где матери и отцы, дедушки и бабушки, няни и кормилицы принимаются вместе с детьми, о которых они заботятся». Возраст детей строго ограничен — с рождения до трех лет. Взрослые, пришедшие вместе с ребенком, никуда не уходят, а сидят тут же, не вмешиваясь в естественный процесс общения детей.

Зеленый Дом живет по строгим правилам

Во-первых, здесь учат слушать ребенка во многих смыслах. При входе у ребенка спрашивают его имя, пускай он еще не говорит, но он уже все понимает и слушает. Он личность. Он может выражать свои желания на языке жестов. Детям предоставляется свобода перемещения и действия. Они делают то, что хотят, идут туда, куда хотят. В этом и состоит умение взрослых «слышать» детей. Занятия в Зеленом Доме не проводят.

Во-вторых, пространство четко структурировано. Это открытое для обозрения ребенка помещение с несколькими зонами, разделенными по функционалу: раздевалка, зона шумных игр, зона спокойных игр, катание на колесных игрушках, зона для игр с водой, «столовая», где дети могут съесть принесенный родителями из дома паек, и «улица», соединяющая все зоны. Это помогает структурировать жизнь ребенка. Например, стенки, разделяющие две зоны — это преграда, запрет, а в более широком понимании — символ будущего отделения ребенка от родителей, призыв к самостоятельности.

Для маленьких имеется специальный подиум, благодаря которому малыши находятся на одном уровне со старшими товарищами.

В-третьих, все оборудование, размещенное в Зеленом Доме, подбирается с учетом рекомендаций педагогов и методистов: это игрушки, направленные на взаимодействие, сотрудничество с другими ребятишками, игрушки, помогающие высвободить эмоции. Имеется и специальная литература для родителей.

В-четвертых, при том, что детям предоставляется свобода, предоставляется она и с учетом правил, которые должны неукоснительно всеми выполняться. Например, для игр с водой необходимо одеть фартучек. В зону спокойных игр нельзя въезжать на машинках и так далее. Это своего рода тренировка к социуму, в котором все живут по четко заведенному обычаю.

В-пятых, Зеленый Дом — место принципиально бесплатное.

Зеленый Дом

dom2

dom3

dom4

dom5

Фото с сайта «Московского Зеленого Дома» — moszeldom.ucoz.ru.

Литература:

  • «На стороне ребенка», Франсуаза Дольто. Издательство «Рама Паблишинг», 2010 год.

Автор — Мария Даниленко.