ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

Внимание! В статье интервью с автором методики Марией Григорьевной Дрезниной.

Все дети так или иначе рисуют: красками, карандашами, фломастерами. Мы стремимся к оттачиванию линий, точной передаче образов, но так ли это важно? Важен не результат, а само действие, ведь «каждый ребенок – художник».

Мария Григорьевна Дрезнина – создатель уникальной арт-терапии, в основе которой лежит искусство рисования.

«Лечить искусством» Мария Григорьевна начала еще в семидесятые. Ее книга «Каждый ребенок – художник» — настоящее подспорье для воспитателей, педагогов и, конечно, родителей. В книге подробно раскрывается методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Мы вместе с детьми учимся рисовать через образы и близкие всем понятия. Оказывается, линии тоже бывают с характерами: спокойные, прыгучие, зубастые. Не уступают линиям и формы, похожие на рыб и облака, а то и вовсе на фантастические фигуры. В одной из глав книги ребятам предлагается почувствовать себя волшебниками. Для этого потребуются краски и мокрая бумага. Мы часто встречаем в заданиях М.Г. Дрезниной слова «волшебство», «волшебный».

И действительно, арт-терапия творит с детьми волшебство – они развиваются, раскрываются, справляются со своими страхами, учатся фантазировать и мечтать.

Недавно у Марии Григорьевны Дрезниной вышла новая книга – «Путешествие во времени в пространстве музея». Уникальный проект был выпущен при поддержке детского фонда ООН – ЮНИСЕФ. Книга предназначена для работы с детьми-сиротами, «особенными» ребятишками и детьми из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Эта книга открывает перед нами новый мир музея, безгранично интересный и любопытный для детей, понять который можно лишь создавая «свое» искусство. Экскурсия по залам дополняется занятиями в мастерской. Так, узнав про древнейшие маски, дети затем учатся делать маску «Моро-З-омби» — это маска, в которой совмещены сразу два образа — Деда мороза и героя известного мультфильма. Просмотрев экспозицию предметов искусства Древней Греции, дети на занятии украшают узорами бумажный шаблон греческой вазы.

Кроме этого, Мария Григорьевна – автор социально- художественных акций, направленных на сотворчество родителей и детей. Во время таких творческих встреч взрослые и дети лучше узнают друг друга, становятся ближе. Не обязательно быть художником или уметь хорошо рисовать, для того, чтобы принять участие в этих акциях. Главное – желание. В каждой программе участники создают совместными усилиями необычные панно, картины, объекты, макеты, подарки.

В одном из столичных детских садов под руководством Марии Григорьевны была реализована серия художественных программ под общим названием «Семейная креативная терапия». Каждое занятие – это уже путешествие в мир взрослых и детей. Например, родители и дети создают «Комнату для души» — комнату-идеал, комнату-мечту, создают буквально с чистого листа: на руках у всех одинаковые заготовки пространства будущей комнаты и листки, обозначающие пол. Далее открыта дорога фантазии: комнату разкрашивают, дополняют ее интерьер различными деталями. Участники сидят попарно: взрослый – ребенок. При желании можно друг другу помогать. Заготовки не случайны – каждая семья может составить из своих комнат настоящий, полноценный, гармоничный дом – такой дом, который должен быть у каждой семьи.

Если участники не догадаются об этом, ведущий в конце занятия в детском саду им подскажет как можно реализовать свои творческие находки у себя в реальном доме.

Другое интересное занятие называется «Я взрослый, ты ребенок». На нем взрослые и дети меняются ролями и создают своими руками из картона фигуры людей, детей и взрослых. Взрослые создают фигуру ребенка, а дети фигуру взрослого человека — маму, папу, близких родственников или вымышленного персонажа. С помощью различных деталей и аксессуаров из цветной бумаги авторы рассказывают о своих героях, показывают их характеры. Созданные образы, детей и взрослых, могут «вступать в диалог» и решать вместе сложные задачи, обсуждать планы на будущее.

Интервью с М.Г. Дрезниной

— Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создать методику арт-терапии.

М.Г. Дрезнина: — Я профессиональный художник. С самого детства училась в одной из лучших художественных школ СССР при Московском Государственном Академическом Художественном институте имени В. И. Сурикова, а потом и в самом институте. К тому же я сама из семьи художников, с детства вращалась в этой среде. А после окончания института я, как и многие в тот период, стала работать с детьми. Сначала это были государственные центры психолого-педагогической реабилитации и коррекционные школы, где я проработала более 15 лет. И там в какой-то момент, занимаясь с детьми с нарушениями речи, я стала придумывать для них специальные упражнения. Дети, с которыми приходилось работать, как правило, бывают очень замкнутые и с трудом идут на любое общение — это их главная проблема. У них прерван контакт с окружающим миром, потому что им тяжело говорить. Они поэтому получают меньше информации из окружающего мира, чем их сверстники. Вот для таких детей я и разработала целый цикл рисовальных упражнений на ритм, которые бы стимулировали и подталкивали детей к развитию речи, к общению. В этих заданиях педагог задает голосом ритм определенных фигур и цветов: звуковой ряд переходит в рисовальный ритм на листе бумаги, а затем уже, глядя на свой рисунок, ребенок сможет озвучивать и читать этот ритм для всех участников занятия.

Это практический путь, который все время требовал встречи с разными детьми и продолжает требовать от тебя решать все время новые задачи. Мне всегда помогала в этом моя фантазия, мои креативные способности, как художника, и, конечно, внимательность, интерес к личности ребенка. Желание работать рождалось именно так. Оно рождалось и подсказывало пути реализации, а я откликалась.

— Вы учите детей рисовать. Учат ли занятия с детьми Вас чему-либо?

М.Г. Дрезнина: — Эти занятия дают свободу, заставляют все время придумывать новые темы и задания для современных детей. Наша задача — не только сделать свободными наших детей, с которыми мы работаем. Очень важная проблема на сегодняшний день — труд педагога, который работает с трудными детьми. Здесь идет речь о так называемом эмоциональном выгорании этих педагогов. Поэтому сейчас, мне кажется, задача номер один — раскрыть творческий ресурс преподавателей. И это то, чему я уделяю внимание в последнее время, разработке таких программ и занятий.

Педагогам, психологам, воспитателям я даю практические методы, задания, упражнения, куда они потом смогут добавить и свое творческое начало.

Надо сначала открыть себя, понять, что ты творческий человек, что таким образом улучшается твое состояние, и только тогда ты можешь что-то передать другому.

— Важно ли ребенка хвалить и как правильно это делать? Любой ли рисунок достоин похвалы?

М.Г. Дрезнина: — В арт-терапии главное не результат, а то, что ребенок творит, занимается деятельностью, развивается, взаимодействует с другими людьми. Например, аутичные дети могут просто сидеть и молчать, для них уже достижение, когда они ЗАХОТЕЛИ взять карандаш и что-то сделать.

Если педагог хочет достигнуть цели, то, безусловно, ребенка нужно поощрять: хвалить, давать понять, что рисунок выполнен удачно. В Пушкинском музее я работаю с детишками из приюта «Красносельский». Мы стараемся с помощью искусства поднять самооценку детей, и моя программа «Путешествие во времени в пространстве музея» как раз предназначена для того, чтобы педагоги могли привлекать искусство как средство коррекции в работе с трудными детьми.

— Какие-то рисунки особенно запомнились?

М.Г. Дрезнина: — Я хорошо запоминаю детей, их рисунки, различные ситуации, происходящие на занятиях в залах музея и в творческой мастерской.

Дети для меня – это интересные люди и собеседники, с которыми можно обсуждать различные темы и проблемы нашей жизни.

— Мы постоянно твердим о разных поколениях. Сейчас дети стали «продвинутее», шустрее что ли. Скажите, пожалуйста, это отражается как-то в рисунках?

М.Г. Дрезнина: — Стереотип существует вне времени: для девочек – это куколки, для мальчиков – машинки. Задача педагога заключается в том, чтобы, не ущемляя свободы ребенка, ставить ему новые цели. Четко поставленная задача раскрывает ребенка, открывает путь к самовыражению. Оказывается, когда ребенок работает на вольную тему, то это его сковывает, и возникает стереотип. Такой вот парадокс.

Когда приехали дети из приюта «Красносельский», то они на свободную тему сделали одних диких «человеков-пауков». Я сказала: «Ну что ж, мне жаль, что так получилось, давайте сделаем еще одну попытку, мне хочется от вас большего под Новый Год. Вы хорошо знаете Деда Мороза. Давайте подумаем, как выглядит современный Дед Мороз?» И тогда возник Дед Мороз-гонщик, Дед Мороз-хитрый мальчик, который решил что-то сделать на Новый год. И маска Службы спасения!

Все отчасти идет от взрослых, от родителей. Они сами порой не знают, как важно развивать и поддерживать творческое начало в своих детях. Как правильно оценивать детские достижения. Просто покупают раскраски и дают детям. А потом говорят: «Какой ты ужас нарисовал». Педагог же дает перспективу, показывает поэтапно, как решить поставленную задачу. А главное — вселяет уверенность в собственных силах. Ребенок понимает, что он способен не только копировать и раскрашивать чей-то рисунок, но и создавать что-то свое, не только, например, нового персонажа, человека или животное, но и необычную архитектуру: мост или башню.

Было бы очень хорошо, чтобы родители задумывались об этих вещах, несмотря на дикий темп современной жизни. И, конечно, это потребует от взрослых не только времени, но и душевной отдачи, вот в чем дело.

— Расскажите, пожалуйста, про ваши занятия.

М.Г. Дрезнина: — В Пушкинском музее проводятся благотворительные занятия для детей из коррекционных учреждений Москвы и Подмосковья. Занятия по арт-терапии проходят в детском центре эстетического развития детей и юношества Мусейон. Это новое направление в работе с детьми при музее открыто благодаря директору музея Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой. К нам приезжают дети из детских домов и приютов Подмосковья. Мы работаем с социальным центром «Забота», который посещают инвалиды-опорники. Это люди с непростой судьбой. Вместе с ними всегда их родители или опекуны, которые должны быть рядом и разделять с ними все тяготы жизни. О таких взрослых, которые всегда рядом с детьми-инвалидами, необходимо также думать и разрабатывать для них новые программы по реабилитации.

Важной задачей в работе с такой категорией людей считаю внимание к личности каждого из них. Изобразительное искусство способно дать этим детям и подросткам необходимые знания и точки опоры для проживания более счастливой и полноценной жизни.

Когда в музее проходят занятия с детьми, имеющими различные логопедические проблемы, удивляет тот факт, как они быстро адаптируются к новым условиям в музее и начинают хорошо говорить и общаться с другими детьми. И нередко случается, что такие дети из неблагополучных семей и у многих из них родители – алкоголики.

Вот и получается, что если создать человеческие условия, если сделать так, что это будет кому-то нужно, то и дети начнут проявлять себя совсем по-другому.

Все зависит от отношения к их личности, в заботе о них. Я стараюсь уделять этому особое внимание на своих уроках. Дети чувствуют это и начинают раскрывать свои творческие ресурсы и способности.

Ведь почему каждый ребенок – художник? Потому что это кому-то надо.

Помимо занятий с «проблемными» детишками, я веду в музее еще несколько групп изостудии, это для обычных ребят. В начале сентября мы устраиваем прием детей, которым исполнилось 5 лет. Дети должны прийти со своими рисунками.

— Как вы воспринимаете преобладание темных красок в рисунке ребенка? Родители, как правило, начинают тревожиться и сразу обращаются к психологу. Всегда ли это тревожный сигнал родителям?

М.Г. Дрезнина: — Мне кажется, что это уже устаревшее представление. Как же мы сможем обойтись в рисунках без темных цветов: без темно-синего ночного неба, без цвета темно-фиолетового ириса и других необыкновенных темных цветов, получаемых с помощью черной краски.

У меня есть специальное задание на составление темных цветов на палитре. После того, как дети выполняют это задание, миф о черном цвете «рассыпается». Предвзятое отношение к черному цвету бывает порой из-за неразвитости ребенка: когда он не знает про другие цвета, оттенки.

Задание заключается в знакомстве детей с темными цветами и оттенками. Мы складываем бумагу, как гармошку, и раскрашиваем ее различными оттенками темных цветов: темно-синим, темно-зеленым, темно-желтым, темно-фиолетовым и так далее. Последнюю полоску гармошки дети красят в черный цвет и по сравнению с ним все темные оттенки кажутся теперь светлыми. В конце детям предлагается рассказать о том, какие цвета им понравились, какие ощущения вызывают эти темные цвета у каждого из них.

Соприкасаясь с цветом, с красками, дети открывают в себе огромный творческий потенциал, который дает ребенку толчок к развитию. Дети изучают различные техники и приемы живописи. Они своими руками создают на палитре новые цвета и оттенки и начинают их видеть в окружающей жизни. Кругозор детей расширяется, их начинает интересовать все, что вокруг него.

Моя цель – дать ребенку возможность развиваться, расти, чтобы совершенствовалась не только рука, но и мысли. Тогда многие страхи проходят сами по себе.

Я стараюсь работать с позитивом. С помощью рисования можно решить проблемы поведения и взаимодействия детей друг с другом. Это особенно актуально в наше время, когда существует много социальных проблем в нашем обществе.

Например, если у ребенка нет крутого телефона, то ему все остальные могут объявить бойкот. Просто потому, что нет телефона. Педагог обязан это остановить, найти средство против этого.

У меня есть несколько проектов: «Навстречу друг другу», «Земля, на которой мы живем», где мы совместно с детьми и родителями создаем большое панно. Я обыгрываю ситуацию таким образом, что ребенок, на которого ребята косо смотрят, на программе становится лидером, номером один. Ребята видят, что у него получается очень интересно, что он совершает творческое открытие, и тогда они начинают его ценить за это, а совсем не за телефоны и другие атрибуты времени.

— Расскажите, пожалуйста, про ваши социальные проекты.

М.Г. Дрезнина: — Расскажу вам про программу «Мир в твоем окне». Она реализуется в московской школе, в которой обучается много детей эмигрантов. Этот проект предполагает участие детей и родителей. Они «строят» свой многоэтажный дом. Смысл в том, что каждый ребенок должен нарисовать рисунок – окно, а в нем, например, солнце, цветок, будущее и так далее. В конце я прошу детей выбрать свой мир в этом доме, где бы они хотели жить. И что интересно, дети эмигрантов выбирают школу, то есть школа становится их домом. При этом, многие дети не хотят быть на одном этаже с родителями.

На одно из таких занятий чуть не опоздала мама одной девочки, участницы программы. К слову сказать, некоторые родители вообще не приходят на такие совместные программы. Так вот, прибегает эта мама, садится и «создает» свой мир в окне. Затем мы обсуждаем общую картину, я спрашиваю у детей: «В какое окно вам бы хотелось попасть?», — и многие дети показывают на окно этой мамы. А мама нарисовала сад своей бабушки, где она росла. Вы только подумайте, а если бы она не пришла…

Знаете, как дети на этих занятиях гордятся своими родителями, открывая в них что-то новое. Социально-художественные акции и проводятся для того, чтобы дети и взрослые взаимодействовали друг с другом, обменивались идеями, а не сидели по струночке смирно, как на родительском собрании.

С Марией Григорьевной Дрезниной беседовала Даниленко Мария.