«Существующая система образования, созданная для развития наших способностей и указывающая путь в жизни, в действительности, ограничивает нас, подавляет наши таланты и отбивает охоту учиться».
Кен Робинсон в интервью для газеты «the Guardian», январь 2009 г.
Кен Робинсон — одна из ключевых фигур в сфере модернизации современного образования. Он широко известен за границей как международно признанный эксперт по развитию креативности, инноваций и человеческих ресурсов. В 2003 году Кен Робинсон был посвящен королевой Елизаветой II в рыцари за служение искусствам, а его речь на конференции на тему «Как школы убивают способность творчески мыслить» стала одной из самой популярных в Интернете (более 4.000.000 просмотров).
И хотя Кен Робинсон далек от России, все его слова идеально ложатся и на российскую действительность: с ее пережитками советской дисциплины, равнению всех под одну гребенку и подозрительностью к талантам и нестандартному мышлению.
Кен Робинсон не дает нам готовых рецептов или четких инструкций, что надо делать. Он озвучивает проблему, которая давно вертится у нас в голове, но мы боимся сделать первый шаг, он дает название современной болезни общества, имя которое «образование». Наше дело — прислушаться и подготовить наших детей к жизни в далеком будущем, в том числе предоставив им «не калечащее», а созидающее образование, начиная с дошкольного возраста.
Кен Робинсон о будущем наших детей
Дети, которые только пошли в школу, уйдут на пенсию в 2060-х годах. Что будет тогда, никто не знает. Но мы точно знаем, что будущие 2060-е никоим образом не будут похожи на нынешние 2010-е. Наша обязанность родителей заключается в том, чтобы подготовить детей к жизни в том мире, мире неизвестного будущего.
Кен Робинсон говорит о том, что на фоне мирового кризиса работодатели не нуждаются в прогрессивных работниках — работниках творческих, быстро адаптирующихся к изменениям. В 2001 году компанией МакКинзи было опрошено 6000 руководителей из 400 крупнейших компаний. Топ-менеджеров спрашивали, какие сложности они испытывают на своем посту. Большая часть опрашиваемых посетовала, что очень сложно найти людей, которые могли бы быстро и творчески приспосабливаться к изменениям.
Компании сами организуют тренинги, на которых повышают творческий потенциал своих сотрудников, вышедших из школы одной формации и мыслящих шаблонно.
Система образования нуждается в реформе
Нынешняя система образования была внедрена еще в конце 18-го века, века индустриализации, когда над умственным трудом преобладал ручной. Времена изменились, система образования — кардинально нет.
Эксперты говорят о том, что нужно повысить стандарты. Их действительно нужно повышать, но проблема в самой стандартизации. Стандарты загоняют в рамки, когда человек не способен мыслить творчески, гибко.
Раньше многие из нас верили, что достаточно хорошо закончить школу, поступить в университет, получить диплом, и спокойная работа с хорошим заработком обеспечена. Тогда это было правдой, но не сейчас. Посмотрите вокруг — сколько безработных выпускников университетов. Те же, кто устроился, работает не по своей специализиации.
Школы против творческого подхода
Кен Робинсон приводит любопытные результаты исследования Джорджа Лэнда и Бэта Джарман, опубликованные в книге «Контрольная точка и дальше: освоение будущего сегодня». Исследование касалось так называемого дивергентного мышления (мышления с помощью аналогий и ассоциаций).
Участникам исследования на протяжении десятка лет через равные временные промежутки давали одни и те же тесты, начав с 3-х летнего возраста. В тестах приводились нестандартные вопросы, например, сколько способов использования канцелярской скрепки вы знаете. Ответы разнились от 10 до 200, в зависимости от способности человека мыслить творчески. Если ребёнок достигал определённого результата, его считали гением дивергентного мышления. Из 1600 детей в возрасте от 3 до 5 лет «гениями» оказалось 98%.
Через пять лет ученые повторили опрос. «Гениями» на этот раз оказались всего 32%. Через следующие пять лет порога «гениальности» достигли только 10%. У взрослых этот показатель упал до 2%.
Как видно из исследования, ребенок рождается талантливым, творчески мыслящим, однако со временем он теряет свои потрясающие способности.
Мы не знаем, что происходило с этими детьми в промежутке от 5 до 15 лет, но одно мы знаем точно: все они ходили в школу. В современной школе учат не выходить за рамки, не ошибаться. Есть один ответ, написанный в конце учебника, и других вариантов быть не может.
Отсюда можно сделать с одной стороны позитивный вывод: все мы рождаемся с огромным потенциалом, с огромными естественными талантами; а с другой — не столь радужный: образовательное учреждение душит эти таланты на корню.
Это происходит по нескольким причинам:
- в школах предметы, направленные на развитие творческого потенциала, не столь популярны;
- детей обучают и проверяют их знания с помощью стандартизированных тестов;
- преподавание естественных наук отличается сухостью, безынициативностью.
Список можно было бы продолжить.
Кен Робинсон говорит о том, что ребенок в традиционной системе образования изучает не то, к чему у него есть способности, а то, что нужно изучать: властям, родителям. Современные школы можно сравнить с промышленными фабриками: с их звонками, похожими на гудки; корпуса напоминают цеха; дети разделены на классы по возрастам. Но почему дети разного возраста не могут иметь одинаковый уровень развития? Почему никто не задумывается о том, что одному ребенку учеба лучше дается во второй половине дня, а другому — в первой. Все эти кажущиеся на первый взгляд пустяки имеют на самом деле огромное значение для будущего.
Откуда берется СДВГ у детей
Кен Робинсон заостряет внимание и на болезни 21-го века — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Узнав диагноз ребенка, по мнению Кена Робинсона, мы начинаем на него еще больше давить. На самом деле ключ к успеху кроется в том, чтобы найти то, что ребенку интересно, то, что его может заинтересовать. Большая часть людей с диагнозом СДВГ — это просто люди, которым не предложили то, что интересно.
СДВГ — приобретенный диагноз, который возникает во многом из-за неврозов, из-за неуверенности ребенка в том, что он любим, что он уважаем, или же в излишнем поощрении ребенка, когда мы постоянно говорим ему «Молодец».
Ребенок старается сам решить эти проблемы с помощью компьютерных игр или сладкого, что не есть хорошо. Именно поэтому «мы не должны усыплять детей, мы должны их пробуждать».
Литература:
- Кен Робинсон: «Наше целостное будущее: Творчество, Культура и Образование»;
- Кен Робинсон: «Образование против таланта».
Автор — Даниленко Мария.