Автор статьи — педагог-психолог Шмаль Светлана Викторовна, СП Лекотека ГБОУ детский сад № 865 (г. Москва).
Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году. Родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку»(собрание) развивающих игр и игрушек. Слово лекотека переводится как «хранилище игрушек».
Наша лекотека открылась в детском саду № 865 в 2008 году, и с тех пор дети, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья, с удовольствием приходят на занятия к нам.
Наша лекотека бесплатно обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями в физическом и/или психическом развитии, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи) и особыми образовательными потребностями.
Каждый ребенок уникален, но иногда детям нужна особенная помощь. Для детей с особыми нуждами, чтобы учиться и развиваться, в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У таких детей имеются специфические проблемы, ограничивающие их способности к развитию.
Эту помощь и поддержку оказывают специалисты нашей лекотеки: педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог.
Педагоги нашей лекотеки помогают детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) многое дается гораздо труднее, чем другим. Зачастую они не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира.
Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы найти, чем можно было бы заинтересовать ребенка с ОВЗ; определить мотивацию ребенка исходя из его интересов.
Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку. В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. Родителей знакомят с задачами каждого занятия в детском саду, проводится обучение родителей приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, умениям привлекать внимание, отсроченного речевого сопровождения, поощрения; формирование чувствительности к совместному взаимодействию со своим ребенком.
На подгрупповых занятиях родители учатся приемам установления эмоционального контакта ребенка со сверстниками, организации эмоционально практического взаимодействия ребенка с другим детьми, учатся наблюдать за детьми и «подключать» своего ребенка к действиям партнера по игре. Родители «особенных детей» счастливы, когда видят, что ребенку приятно, что он весел и доволен.
Отличительной особенностью лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе.
Посещать лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.
Индивидуальные программы, по которым проводятся занятия с детьми, строятся на основе современных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием последних достижений специальной психологии и коррекционной педагогики. При организации занятий применяются игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник
Основной метод работы нашей лекотеки – это игра.
С ребенком нужно делать все через игру.
Д. Б. Эльконин.
Мы проводим как индивидуальные, так и групповые игровые сеансы с детьми (в присутствии родителей и с их участием).
Дети посещают лекотеку 2-3 раза в неделю. Продолжительность игрового сеанса составляет 60 минут. Дети, как и другие воспитанники детского сада, принимают активное участие в конкурсах и досугах, посвященных праздникам.
Основная цель, которую мы ставим перед собой — создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей, оказать благотворное влияние на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельностей. Мы развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Так, в ноябре 2012 года наша воспитанница участвовала в районном фестивале детского и молодежного творчества «Гольяновские дарования» в номинации декоративно-прикладное искусство и получила грамоту за рисунок на тему: « Мама, папа, я — спортивная семья».
Способствуем сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей.
Помочь детям адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы — вот, что мы считаем главным на сегодня.
Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал. В работе с детьми используется специальное оборудование DUSIMA, направленное на:
- развитие тактильно-двигательного восприятия;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет;
- экспериментирование: изучаем движение и свойства воды;
- экспериментирование: оптические эффекты;
- художественное творчество,
- развитию координации движений.
Оборудование включает в себя такие разделы, как:
- Пишем и рисуем на песке.
- Я и мой волшебный дом.
- Сортировка.
- Мягкие забавы.
- Игры для развития и коррекции: шарик в лабиринте, зоопарк из Тарамбуко, магнитный лабиринт, мольберт гонщик, Формидо, игровой стол для занятий с водой и песком, материалы Никитиных и М. Монтессори, кубики логические, кубики напольные, «кочки на болоте», кукольный театр, компьютерные технологии по методике Г. Домана и многое другое.
Нашу лекотеку посещают дети с различными нарушениями в развитии, и каждому из них мы стараемся дать возможность ощутить собственную значимость, включая в процесс сопровождения точечную инклюзию: наши детки участвуют в досугах, праздниках совместно с другими воспитанниками.
Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
В следующем учебном году двое наших воспитанников идут в общеобразовательные школы, двое — в детские сады, и мы за них очень рады.
Завершить свою статью я хотела бы словами В. А. Сухомлинского :
«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».
В нашей лекотеке рады принять Вас и Вашего ребенка!
Вас ждут:
- Сеансы индивидуальной и групповой игротерапии.
- Сеансы музыкотерапии и движения под музыку.
- Дидактические игровые занятия с целью формирования у ребенка новых навыков и знаний, предпосылок к учебной деятельности.
- Специалисты нашей лекотеки, имеющие углубленные знания во многих областях психологии, медицины и специальной педагогики. Ориентированы в особенностях нормального и патологического психомоторного развития детей, владеют навыками практической работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Наши координаты:
Адрес: Москва, район Гольяново, ул. Хабаровская, д. 12, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 865 СП «Лекотека».
Задать свои вопросы вы можете по телефонам: 8-909-670-27-05 , 8-916-887-68-28.