ребенок в детском саду

Все повально увлечены раннем развитием детей. И, как минимум, уже на этом фоне методика Алексея Михайловича Кушнира выделяется. Развитие ребенка по его методике можно, скорее, отнести к позднему развитию.

Кушнир Алексей МихайловичАлексей Михайлович — директор НИИ школьных технологий, кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование», а, помимо всего прочего, еще и отец семерых детей.

Согласитесь, один этот список достижений говорит в пользу того, что к методике следует присмотреться. Суть ее заключается в естественном развитии: не забегании вперед и навязывании стандартов, а воспитанию и обучению ребенка согласно его физиологической и психологической готовностям.

Методика А.М. Кушнира дает потрясающие результаты. Дети в пять раз делают меньше ошибок в работах по русскому языку, чем в обычной школе. Скорость чтения – в два-три раза выше нормы. Английский язык, который начинают учить с пятого класса, выпускники знают на уровне лингвистических гимназий.

Свою методику Кушнир разработал еще в далеком 1983 году. Сегодня по ней занимаются в более 200 школах по всей стране.

Учимся читать по методике А.М. Кушнира

Основные расхождения с методиками «раннего развития» 

Подход к обучению чтению у Алексея Михайловича отличается и является довольно нестандартным. Он воспитывает Читателя, любящего книги.

Что делают другие методики? Они обучают навыку чтения: по буквам или слогам, не важно. При этом сама суть чтения, как увлекательного мира открытий, отходит на второй план, если вообще про нее не забывают. Во главу ставится правильное прочтение, а не осмысление прочитанного. В результате,  к школе у детей возникает стойкая неприязнь к чтению и книгам.

Главное — осмыслить прочитанное

Алексей Михайлович считает, что знакомство с чтением должно быть полноценным. К возрасту 6-7 лет ребенок осознает — люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. Это главное.

Предметом урока становится само чтение. Читают не по слогам, не отрывками, не адаптированными текстами. Здесь нет теоретических заданий и примитивных текстов, к которым дети не восприимчивы. Читают сразу высокохудожественные произведения в оригинале. Вначале это детская поэзия, в том числе книги Михалкова, Барто, Маршака, Чуковского. Со временем к списку литературы добавляются сказки, географические и исторические произведения, фольклор.

Ради чего это делается? Ради пробуждения души. Ведь если ребенок глубоко не переживет прочитанное, то это пройдет бесследно и не останется в его памяти.

Дети, обученные чтению с помощью методики Кушнира, к книгам неравнодушны: они умеют размышлять, анализировать, переживать.

Чтение вслух вредно

Читают не громко вслух и с выражением, нет — читают для себя. Декларирование вслух — это другая деятельность, которая наделяет чтение служебной функцией, не более того.

Чтение вслух вообще вредно. Ребенок старается выговорить слова, уделяет большое внимание интонации, и впоследствии, читая про себя, ребенок так или иначе будет концентрироваться именно на этих мелочах, что существенно ограничит скорость его чтения.

У чтения вслух есть и еще один минус. Озвучивание текста и его осмысливание — две независимые операции. Ученые провели эксперимент. Взрослых людей попросили громко прочитать газетные вырезки, а затем рассказать, что они поняли. Так вот, все участники с трудом могли воспроизвести то, что они прочитали секунду назад. Другую же группу попросили прочитать текст про себя. Участники из этой группы смогли пересказать текст без каких-либо трудностей.

Дети, учась читать вслух, зачастую вынуждены возвращаться к началу предложения — чтобы восстановить в памяти прочитанный текст и понять его. Это действие, заметно сокращающее скорость чтения и доведенное до автоматизма, становится своего рода вредной привычкой на всю жизнь. Поэтому дети, обучаемые по методике Кушнира, учатся следить движением глаз по строке, без возвращений к началу предложения.

Кому не рекомендована методика А.М. Кушнира:

  • рассеяным детям с неустойчивым вниманием,
  • гиперактивным детям.

Инструкция по обучению чтению

Первый этап: освоение азбуки

Для начала необходимо ребенка познакомить с буквами. Делается это с помощью обычных кубиков (не Зайцева). Показали кубик — назвали букву. На это отводится до десяти дней.

Игры, которыми вы занимаетесь с ребенком в эти десять дней, должны касаться букв. Можно привлекать также и дополнительный материал: магнитную азбуку, карточки — все, что угодно.

Второй этап: первые уроки чтения

Как только ребенок сможет собрать из кубиков слово, написанное ручкой, это означает, что он готов двигаться дальше.

Отбираем тексты для обучения. Тексты должны быть узнаваемыми ребенком, лаконичными и интересными.

Начинать учить ребенка чтению надо не ранее 5,5 лет. До этого времени читаем ребенку вслух. И даже, когда ребенок научится сам читать, мы продолжаем сеансы чтения вслух, вплоть до 16 лет.

По мнению Кушнира, попытки взрослых пораньше перекинуть функцию чтения на самого ребенка — ничто иное, как лень и эгоизм взрослых.

Итак, садимся читать. Кладем перед собой книгу. Читаем ребенку текст, проводя его пальчиком по строчкам синхронно чтению. Одного-двух уроков достаточно, чтобы ребенок освоил прием.

Следующий этап — малыш сам показывает пальчиком, где читать, и двигает пальчиком по мере движения по тексту.

Далее играем в «догонялки» с ребенком: читаем вперед и ждем, когда пальчик ребенка «догонит» нас.

Этап третий: наращивание темпа

Взрослый читает, а ребенок следит по тексту. В минуту взрослый произносит до 50-60 слов. Предлагаем ребенку к нам присоединиться и читать вместе, шепотом повторяя слова. Однако не следует настаивать. Малыш должен быть готов к этому заданию.

Как только мы убедимся, что ребенку следить за чтением взрослого не составляет труда, что это происходит быстро и естественно, ускоряем темп до 120 слов в минуту. Постепенно доводим до 150 слов в минуту.

Учтите, что малышу всегда должно быть немного сложно. Если он потерял нужное место в тексте, ненадолго вернитесь обратно по тексту, без комментариев.

Заключительный этап 

Как только мы поймем, что ребенок читает про себя намного быстрее, чем мы читаем вслух, можно вас поздравить — он освоил навыки чтения.

При обучении следует избегать следующих ошибок:

  • многократное чтение одного и того же;
  • чтение ребёнком вслух (на всякий случай);
  • самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира;
  • обсуждение прочитанного при посторонних.

Обучение английскому по методике А.М. Кушнира

Алексей Михайлович против обучения английскому языку «с пеленок». Раннее неестественное обучение иностранному языку может заблокировать интеллектуальные перспективы ребенка. Билингв не по своей воле он, по сути, окажется в ситуации конфликта двух языковых культур и не сможет нормально говорить ни на одном языке.

Родителям важно расставить приоритеты. Нужно определить: хотим ли мы, чтобы ребенок вошел в среду обслуживающего персонала и мог бы говорить «Чего изволите», или смог бы побеседовать с англичанином о погоде, политике и т.д.

Ведь если ребенок станет крупным специалистом, у него будет пять переводчиков, которые сами будут узнавать у босса: «Чего изволите?». Но речь даже не совсем об этом.

Смысл в том, что ребенка не стоит учить говорить, пока ему нечего сказать.

Алексей Михайлович рекомендует начинать учить английский не раньше пятого класса. За несколько месяцев изучения дети достигнут тех же результатов, что в начальной школе за три года, занимаясь по три урока в неделю.

Поберегите свое время и время детей.

«За» и «против» методики А.М. Кушнира

Плюсы методики:

  • Дети быстро осваивают чтение по методике Кушнира. Им потребуется всего два-два с половиной месяца, чтобы научиться читать целыми словами.
  • Дети сразу учатся читать быстро: до 300 слов в минуту про себя. Это в 2-3 раза быстрее нормы.
  • Дети любят книги. Эта любовь прививается на всю жизнь. Причем они с детства привыкают к лучшим образцам классики. А это — уже часть успеха в воспитании высоко духовного и интеллектуального человека.
  • Дети не только читают, но и понимают смысл прочтенного.
  • Дети тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова. Это легко объясняет грамотное письмо у детей, обученных по методике Кушнира.

Минусы методики:

  • Занятия нельзя прекращать не на один день. Хотя в какой методике делать перерыв в занятиях можно?
  • Ребенок может столкнуться с трудностями в школе. Он быстро читает, грамотно пишет, но не умеет делать фонематический анализ, который входит в обязательную школьную программу.
  • В школе ребенка ожидают упражнения на развитие фонематического слуха и он может растерять все полученные знания дома. Письмо также может стать менее грамотным.

После знакомства с методикой Кушнира напрашивается вопрос: «А стоит ли превращать жизнь дошколенка в сплошную подготовку к первому классу, лишая малыша детства?» А, может, забыть на время про методики раннего развития, которые неумолимо диктует время, другие родители, будущие педагоги, и пересмотреть взгляд на дошкольное образование в целом?  

Фото: Борис Каулин. Текст: Даниленко Мария.