ребенок в детском саду

Что касается речей, тут важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит.
Д. Морли

Что обозначает термин «развитие речи»? Кто должен развивать речь? Где? Как сформировать речь ребенка и обогатить словарный запас? Как помочь ребёнку научиться пересказывать услышанное? Некоторые ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника и синквейн.

«Речи развитие — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека». (А.Г. Рузская). Многие учителя начальных классов говорят о несформированности речи и слабом речевом развитии. Очень часто у дошкольников перед школой все ещё существуют некоторые проблемы в виде скудного словарного запаса, они не умеют составлять предложение из слов, неправильно согласовывают слова в предложении. Бывает, что у дошкольников нарушено не только звукопроизношение, но неразвито логическое мышление, нарушено внимание и не развита память.

Поэтому задача педагогов и родителей ещё до школы научить детей грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать и рассказывать об увиденном или прочитанном.

При подготовке ребёнка к школе, уделяется большое внимание развитию речи, с детьми играют в словесные игры. Когда-то Сократ сказал: «Заговори, я хочу тебя увидеть». И при знакомстве с первоклассниками недостаточно внешних данных, педагог в первую очередь оценивает речь ребёнка. Нельзя не согласиться и с Плутархом: «В речи гораздо более, нежели в лице, открывается характер человека». Культура речи, правильность языка, богатый словарный запас говорят об уровне развития ребёнка и содержании его речи. А это показатель ума и интеллектуального развития.

В детском саду, в развивающих центрах, на занятиях с логопедом и психологом, с дошкольниками проводят занятия, направленные на развитие фонематического слуха, учат развитию речи и мышления. Не только специалистам, но и родителям необходимо больше обращать внимания на развитие и обучение ребёнка. Чем больше вы будете находиться рядом с ребёнком, чем больше будете интересоваться его достижениями, тем легче ребенок будет воспринимать трудности, ведь он знает, что рядом с ним всегда будут его родители.

Если Вы хотите дружить со своим ребёнком, посвящайте ему чаще своё свободное время, играйте вместе с ним. Педагог Е.А. Флерина в своих педагогических трудах обращала внимание на то, что «игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка и его родителей».

Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.

Понятно, что чем лучше у него дошкольника будет развита речь, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Однако, незаметно для родителей, процесс подготовки ребёнка к школе иногда превращается лишь в бесконечное «натаскивание» по чтению и математике, лишая ребёнка возможности играть, гулять, заниматься спортом или просто развлекаться, удовлетворяя своё любопытство, например, многие дошкольники любят показывать фокусы, проводить опыты, но на это у них не хватает времени, так как нужно заниматься. Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить процесс обучения и усвоения ребёнком навыков и умений, нужно совсем немного.

При подготовке ребёнка необходимо помнить о трех несложных правилах работы:

  1. Общайтесь с ребёнком.
  2. Играйте с ребёнком.
  3. Обучайте ребёнка.

При этом можно использовать как простые, известные всем с детства обучающие игры, так и специальные, разработанные психологами, педагогами и методистами словесные игры.

Идете в детский сад – играйте по дороге, идёте на прогулку, в магазин – играйте по дороге, едите на дачу – играйте, гуляете в парке- играйте… Совместные игры с родителями доставляют ребёнку огромное удовольствие.

ШАГ 1: Существует множество словесных игр, направленных на развитие речи и пополнение словарного запаса, развитие логического мышления и воображения. Игры можно проводить как дома, так и в детском саду.

Игра ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Известная игра, развивающая слух и внимательность. Правила игры в детском саду: выбирается ведущий, который шёпотом говорит на ухо игроку слово или словосочетание, а тот передает другому игроку и так по цепочке. Если играют двое, то тогда второй игрок говорит вслух то, что услышал от первого.

Игра КТО БОЛЬШЕ

Посоревнуйтесь, кто больше слов назовёт на определенную букву, кто придумает самое длинное слово, кто опишет животное, которого не существует.

Игра В ГОРОДА И СТРАНЫ

Правила игры в детском саду: нужно придумать на определенную букву страну, город. Можно придумывать не только города и страны, а также животные, растения, имена.

Игра ЦЕПОЧКА

Правила игры в детском саду: нужно придумывать слова на букву, на которую оканчивается слово.

Например, кошка-арбуз-зуб-бусы.

Игра СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ

Называете букву, а ребенок придумывает на эту букву съедобное и несъедобное.

Например,

  • Б – банан – билет;
  • К — клюква- ковёр.

Игра УГАДАЙКА

Говорите только первый слог, пусть ребёнок догадается, какое слово вы задумали. Потом слово загадывает ребёнок  — отгадываете вы.

Например, гру (ша), ле (то)…

Игра РИФМОПЛЕТ

Придумывайте рифмы к словам.

Например, огурец-молодец, Саша-каша, ночка-дочка…

Игра ПЛЫВЕТ, ЛЕТАЕТ, ПОЛЗАЕТ…

Считалочка для игры:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…
( Ирина Гамзакова)

Играть в эту игру можно по-разному:

  1. Первый вариант: летает (бабочка, муха, самолет…) и т.д.
  2. Второй вариант: игра с мячом. Один участник игры, бросая мяч другому, называет слово, которое можно найти на небе. Например, облака, самолет, птицы, луна. Затем задание меняется и игра начинается сначала.

Слова можно искать в воде, на земле, в лесу, в борще, в компоте, в саду, в комоде и так далее.

Игра ЕРУНДОПЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА 

Это игра в редкие слова. Набор игры в детском саду состоит из 120 карточек. Играя в эту игру можно узнать, например, что такое ерундопель (это салат из икры рыбы и овощей), пендельтюр, йох, ююба… Из трёх представленных вариантов значения слова выбирается один, правильный ответ написан на обратной стороне карточки. При составлении «Ерундопеля…» были использованы современные словари и справочники.

Это интеллектуальная и весёлая игра. По аналогии можно составить свою игру с определённым набором слов по темам: мебель, времена года, транспорт и т.д.

Игра ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

Правила игры в детском саду: нужно назвать существительные по определенной теме по признакам.

Например, придумать волшебные слова по следующим темам:

  • веселое (смех, улыбка, настроение, радость…);
  • кислое (лимон, щи, варенье…);
  • вкусное (конфеты, апельсин, банан, пирог…);
  • холодное (снег, дождь, руки…);
  • горячее (солнце, чай…).

Автор статьи — методист Наталья Александровна Логинова.