ребенок в детском саду

Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, член Международной Академии образования, разработавший уникальную методику раннего развития детей. В 1998 году он был удостоен Всемирной премии мира за вклад в исследования головного мозга. Его методика пользуется огромным спросом за границей (открыто более 460 центров в Японии, Тайланде, Сингапуре, США), и напротив, у нас в России совсем не популяризирована.

В Интернете вы не найдете ни одной мало-мальски полной статьи, посвященной его методике, или хотя бы печатного перевода книги. В распоряжении есть лишь книги на японском, английском и испанском языках. Одну из книг группа активных мамочек перевела буквально по отрывкам и это все, на что может опираться российский родитель.

Попробуем вкратце рассказать про профессора Макото Шичида и описать его методику. Тем более, однажды узнав ее, вы либо полностью включите ее в дошкольное образование своего ребенка, либо позаимствуете какие-то упражнения и занятия из нее – но безразличным она никого не оставит, это точно.

Основные принципы методики Макото Шичида

Нынешнее дошкольное образование имеет один существенный недостаток – оно основано исключительно на активации левого полушария мозга, ответственного за логику и анализ. Правое полушарие, ответственное за все бессознательное, интуитивное, эзотерическое, не удостаивается должного внимания. Существует ряд учебников по правополушарному развитию, но в классических детских садах или школах вы их не найдете.

Вразрез с общепринятой доктриной Макото Шичида утверждает, что у детей до 6 лет доминирует правое полушарие. В этом есть существенные плюсы. Если левое полушарие постоянно избавляется от старой информации, попросту говоря – удаляет ее, то в правом полушарии ничего не исчезает бесследно. Оно как архив, которым всегда можно воспользоваться. Более того, заимствуя термины из музыковедения, темп работы левого полушария можно определить как adagio (медленно), темп правого полушария – как prestissimo (очень быстро). Соответственно последнее намного эффективнее усваивает информацию.

Макото Шичида однако говорит, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной». Это подтверждают исследования ученых Гарвардского университета, обнаруживших, что у выдающихся деятелей оба полушария развиты одинаково.

Кроме этого, все дети, по мнению Макото Шичида, от рождения гении и в них скрыт глубокий потенциал. Занимаясь обучением детей до шести лет и развивая у них правое полушарие головного мозга, можно способствовать их развитию в творческом направлении, развить интуицию, быстрое чтение, математические способности, фотографическую память, способность к изучению нескольких языков.

То, что подвластно детям, не подвластно взрослым. Как известно, все в мире имеет свои сигналы. Даже вещи испускают сигналы с определенной частотой. Дети могут ловить «другие», альфа сигналы, на которых основана телепатия, ясновидение и другие паранормальные явления. Макото Шичида приводит простой пример.

Девочка после болезни собирается идти в детский сад. При этом сообщает родителям, что ее лучшей подруги в саду не будет, а придет новенькая воспитанница. Все так и вышло.

Условно говоря, событие, заключающее в себе эти действия, уже сложилось в мире и подавало сигнал. Девочка лишь уловила нужный сигнал.

Помимо известных нам пяти органов чувств левого полушария (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), есть еще и шестое чувство, относящееся к правому полушарию. Оно включает в себя:

  • телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств);
  • ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств);
  • психометрию (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним);
  • предвидение (способность, уменье предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить);
  • духовную силу (энергия).

Если у ребенка развито в полной мере правое полушарие, то ему подвластны:

  • запоминание информации посредством образов,
  • скорочтение,
  • уникальные вычислительные способоности,
  • способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты (музыкальная особенность правого полушария)
  • способность к овладению языком (языковая способность правого полушария)

Сыграть музыкальный отрывок по памяти, лишь однажды услышав его! Прочитать том «Войны и мира» менее, чем за час! Освоить к 6 годам пару-тройку иностранных языков!

Это все становится понятно и легко объяснимо с помощью методики Макото Шичида.

Развитие правого полушария направлено не только на учебные успехи. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум.

Задача родителей по Шичида — запустить в работу правое полушарие, с помощью которого ребенок в дальшейшей жизни сможет учиться чему угодно быстро и легко, практически не прилагая усилий.

Как пишет Шичида,

— Ребенок младше пяти лет может легко впитать огромное количество информации.

— Ребенок младше четырех лет сделает это легче и эффективней.

— Ребенок младше трех лет сделает это намного легче и гораздо эффективней.

— Ребенок младше двух лет сделает это самым эффективным способом и ему будет легче всего.

Как строится урок в школе Макото Шичида

Обычный урок в школе Макото Шичида длится около 50 минут. Группа состоит из 4-6 детей.

Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

Подготовительный этап состоит из работы с:

  • созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза;
  • дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное;
  • внушением и позитивным настроем.

Активности быстро, менее чем за 5 минут, сменяют друг друга. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

Ученики принимают участие более чем в десяти различных играх за занятие, а именно, приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита и чисел и т.д. Детям помогают мамы.

Упражнения на налаживание гармоничных отношений с ребенком

Ввести элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Мы все об этом знаем, но порой забываем.

Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым – правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между вами, родителем, и ребенком.

Внимательно слушать,что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает, разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Примените тактику «метода эха», основанного на том, что взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

— Мама, Катя плохая.
— Да, Катя плохая. Что она тебе сделала?
— Она ударила меня.
— Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» поистине палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелание ходить в детский сад, сосание пальца, лень и прочее.

5 минут – это время после того, как ребенок заснул и заснул его сознательный разум. Но подсознание-то бодрствует и работает. Поэтому, очень эффективно воспользоваться этим временем и работать на подсознательном уровне.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама только что заснувшему дошколенку начинает нашептывать следующие слова: «….(имя ребёнка),ты теперь большая девочка, тебе уже целых 2 года. Тебе 2 годика и поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко. Ты чувствуешь себя прекрасно. Спи здоровым сном до завтрашнего утра, проснись в хорошем настроении, завтра будет хороший день. Вот видишь,ты можешь крепко спать, ты можешь спать таким сладким сном.»

В своей книги Макото Шичида отмечает успехи этого упражнения. Все мамы, обращавшиеся к нему с теми или иными проблемами, которые их тревожили, вскоре сообщали о положительной динамике. Один ребенок в течение недели прекратил сосать палец, другой – через три дня с удовольствием пошел в детский сад.

Практические занятия по методике Макото Шичида

Показ картинок

Каждый день вы показываете ребенку порядка 100-150 картинок/слайдов с разными изображениями. На одну картинку отводится не более полсекунды. Мама должна озвучить, что изображено на картинке. Существует три вида изображений:

  • изображение без подписи,
  • изображение с подписью,
  • изображение только со словом – им отводится не более 10% от общей презентации.

Надо сказать, что это упражнение требует больших физических затрат — карточки изо дня в день не должны повторяться! Минимум, через который можно возобновить показ уже знакомых карточек составляет 4 месяца.
Макото Шичида обнаружил, что быстрое мелькание карточек/слайдов помогает отключиться от обычного восприятия информации и перейти на другой уровень – интуитивный. Чуть замешкались, и мозг перебрасывает информацию в левое полушарие, которое начинает анализировать поступившую информацию.

Игра в телепатию

Маленькие дети имеют телепатические способности. Макото Шичида предлагает ряд упражнений на поддерживание этих уникальных возможностей ребенка.

Прижмите ребенка крепко к себе и скажите: «Я тебя люблю. Ты и я одно целое».

Затем представьте у себя в уме красный квадрат и мысленно пошлите его ребенку, прокомментировав: «Мама представила цвет у себя в голове и посылает его тебе. Ты можешь его увидеть. Теперь закрой глазки, поймай этот цвет и назови его мне». Ребенок с легкостью угадывает задуманный цвет.

В следующий раз играйте в телепатию не соприкасаясь с ребенком. Результат будет такой же.

Игры на память

Вам понадобятся карточки с разными картинками. Можно использовать элементы из лото. Начните с двух карточек – придумайте какую-нибудь абсурдную историю. Например, «собака ехала на велосипеде». Затем перемешайте карточки и предложите ребенку восстановить цепочку событий. То есть нужно первой положить карточку с изображением собаки, вторую — с изображением велосипеда. Постепенно вы можете увеличить количество карточек до 50. В этот момент ребенок сможет запоминать последовательность как единый образ – с первого взгляда, без слов.

Другое упражнение называется «мандара» (мгновенная память). Ребенок смотрит на карточку мандара около 5 секунд, закрывает глаза на 5 секунд. Снова смотрит на карточку – снова закрывает глаза.

Далее мы убираем карточку и даем ребенку листок с шаблоном узора, который был на демонстрационной карточке.

Ребенок должен схематически отметить, какие цвета присутствовали на картинке.

Этот метод строится на том, что сетчатка глаза некоторое время сохраняет увиденный образ.

Упражнения на то, чтобы видеть образы

Один из способов, который поможет ребенку ВИДЕТЬ образы, называется «напряжение — расслабление». Этот метод используется широко в театральных студиях. Ребенка просят представить себя тем или иным предметом. Например, стать твердым, как бревно. Затем стать мягким, как перышко.

Как отмечает Макото Шичида, ребенок через некоторое время показывает удивительные результаты: он может визуализировать и слышать различные образы, такие как цвет, звук и т.д.

Развивать способность видеть образы можно также с помощью оранжевых карточек. Для этого нам понадобится оранжевый лист бумаги. В центре листа наклеиваем синий круг диаметром 2 сантиметра. Пусть ребенок закроет глаза и успокоится. Сначала пусть дышит медленно и глубоко. Затем сделает глубокий вдох на восемь секунд, задержит дыхание на восемь секунд и сделает глубокий выдох в течение восьми секунд. Эти дыхательные упражнения следует повторить три раза. После этого ребенок дышит спокойно – он расслаблен.

Расположите оранжевый лист на расстоянии 30 сантиметров от глаз ребенка. Скажите ему, чтобы он пристально смотрел на лист в течение 30 секунд.

После того, как он закроет глаза, он увидит послеобраз. 4 вида послеобразов которые он увидит:

  1. синий цвет в центре будет выглядеть как оранжевый;
  2. увидит только синий цвет;
  3. увидит вместо синего цвета в центре другой цвет, другую форму (например, квадрат) ;
  4. увидит синий цвет в центре и сможет менять его произвольным образом.

Цель обучения — увидеть себя в образе. Ребенок добьется этой цели, если сможет представить сам себя.

Игры на обучение скорочтению

Небольшой рассказ необходимо прочитать несколько раз в течение минуты. Для обучения скорочтению подойдут басни Эзопа. Затем попросите ребенка книжку закрыть и написать по памяти, что он только что прочитал.

Пример рассказа. Северный ветер и солнце.

Однажды северный ветер и солнце поссорились. И они договорились: кто заставит путешественника снять одежду, тот и победил. Задул северный ветер, но напрасно. Солнце светило изо всех сил. «Так жарко, я не выдержу», — сказал путешественник. Снял с себя одежду и прыгнул в воду.

Когда ребенок закончит писать, проверьте, правильно ли он написал, проверяя также пунктуацию.

Возможно, что он запомнит не все сразу. Тогда пусть прочитает еще раз в течение одной минуты и запишет то, что прочитал.

Автор — Мария Даниленко.