ребенок в детском саду

детский сад

Как известно, дошкольное образование является первым уровнем в системе основного образования. Оно активно включено в процесс поиска и разработки современных подходов к пониманию сущности качества образования. Дошкольное образование закладывает фундамент основного образования.

В дошкольном учреждении обеспечивается не только стабильное функционирование системы дошкольного образования, но и ее устойчивое развитие. Сегодня сформировано целостное дошкольное образовательное пространство, позволяющее обеспечить вариативность педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка. Дошкольное образование имеет свою специфику: акцент в работе с малышами обычно ставится на интеграцию разных видов их деятельности, на педагогику сотрудничества, на приоритет игры как ведущего вида деятельности дошкольников.

Огромное внимание дошкольное образование в нашей стране уделяет нравственной стороне развития личности и патриотическому воспитанию.

Для формирования полноценной личности необходимы базисные знания и представления о Родине, о ценности человечного отношения к близким. При этом необходимо ориентироваться на доминанту души ребенка, занятия и игры в детском саду должны быть направлены на формирование его психофизического здоровья и эмоционального благополучия. Формирование добродетельного характера и сочувственного отношения к людям – одна из доминирующих задач дошкольного учреждения. Кроме того, ставка делается на приоритетность регионального культурного наследия, с которым необходимо знакомить ребенка с раннего возраста.

Огромное внимание уделяется в детском саду созданию комфортной предметно-развивающей среды. В домашних условиях создать такую обстановку для ребенка очень сложно.

В детском саду ребенок расширяет связи с окружающим социумом, дошкольное образование направлено и на интеллектуальное, и на моральное созревание личности ребенка. Поэтому чрезвычайно важно образовательный процесс начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование ценностей, развитие эмоций, чувств, мышления, механизмов адаптации в обществе, самоидентификация, осознание маленьким человечком себя.

Конечно, можно научить маленького человечка читать и писать. Но дошкольное образование гораздо шире.

Если через этот этап ребенок не прошел – то есть риск, что нет системы подготовки к школе. Наличие дошкольных учреждений создало систему воспитания, подготовки ребенка к школе и к жизни. Разный уровень подготовки «домашних» дошкольников при поступлении в школу отрицательно сказывается на качестве школьного образования.

Сегодня существует проблема с наличием мест в детских садах. Однако, с другой стороны, можно говорить и о расширении возможностей. Наряду с традиционными моделями дошкольного образования, активно расширяется сеть новых типов учреждений: детские развивающие комплексы, игровые площадки, семейные детские сады и т.д., существуют новые формы работы с дошкольниками: группы кратковременного пребывания детей, адаптационные группы. Несмотря на сформированную систему, в каждом дошкольном учреждении – своя система работы, основанная на личностном подходе к детям.

Дошкольное образование имеет важное значение в воспитании ребенка не только в нашей стране.

Так, в Великобритании, например, дошкольное образование – явление добровольное, однако, так называемые «ясельные школы», муниципальные и частные, весьма востребованы. Школьный возраст в стране начинается с 5 лет, а в дневные ясли можно водить ребенка в возрасте от нескольких месяцев до 4-5 лет. Кроме этого, работают дневные детские комнаты, детские классы при школах. Отдать ребенка в ясли до 2 лет – удовольствие дорогое, так как для таких малышей создаются группы по три человека, каждому малышу необходим индивидуальный уход и питание.

Польские родители могут выбирать: отдать ребенка в детский сад на полный или сокращенный день. А можно не отдавать вовсе. И только в последний год перед школой дошкольное образование обязательно для всех. Большинство садиков в Польше являются муниципальными; очень развита система семейных микросадов, располагающихся в квартирах многоэтажек. Пять часов в день дошкольное образование юные поляки получают бесплатно, за остальное время родителям приходится доплачивать.

В Германии все желающие имеют право на посещение дошкольного учреждения, и государство гарантирует место в таком учреждении. Но на деле посещают детские сады лишь 30% дошкольников. Кстати, здесь дошкольные учреждения относятся к сфере услуг, но не образования. Дети чаще всего посещают группы из 10-15 человек, разновозрастные. Целью дошкольного образования в Германии видят развитие социальных, эмоциональных, умственных, физических способностей ребенка через игру.

В Чехии родители тоже могут выбирать: отправить ребенка в садик только до обеда или на весь день, до 17.00; государственный, ведомственный или частный детский сад.

Достойна внимания и система материнских школ Франции. Здесь достаточно жесткая дисциплина, а дети разделены по возрасту, на три группы. С двух до четырех лет основное занятие детей – игра, с четырех до пяти – лепка, рисование, приобретение навыков общения, с пяти до шести лет – обучение письму, счету, чтению.

Автор — Ольга Погудо.