Конспект организованной образовательной деятельности во 2 средней группе детского сада на тему: «Роспись Дымковской игрушки с использованием нетрадиционных техник»
Подготовила — воспитатель Загузина Евгения Сергеевна.
Интеграция образовательных областей:
— речевое развитие
— художественно-эстетическое
— социально-коммуникативное
— физическое
— познавательное
Цель: продолжать учить детей расписывать объемные игрушки, используя элементы дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски, волнистые дуги).
Задачи:
— обучающие:
*расширять представления детей о цвете;
*закреплять умения работать с кистью и красками.
— развивающие:
*развивать творческое мышление, воображение;
*развивать мелкую моторику рук;
— воспитывающие:
* воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе;
* воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа:
1.Беседа с детьми по теме «Для чего нужны дымковские игрушки?»;
2.Разучивание стихотворений по теме;
4.Лепка из глины лошадок.
Методы обучения:
— наглядные (демонстрация образца, картинки с изображением Дымковских игрушек, Дымковские игрушки)
— словесные (объяснение материала, беседа, рассказ о возникновении Дымковских игрушек)
— практические (выполнение работы)
Материалы и оборудование:
Дымковские игрушки, краски, кисточки, ватные палочки, цветной картон, салфетки, лошадка с образцами дымковских орнаментов для воспитателя, лошадки из соленого теста для работы детей, картинки с изображением Дымковских игрушек, столы, стульчики, магнитная доска, ноутбук.
Продолжительность занятия: 20-25 минут.
Ход занятия:
Воспитатель:
— Ребята! На нашем занятии сегодня будут присутствовать гости. Поздороваемся с ними!
Дети:
— Здравствуйте!
Воспитатель:
— Тема нашего занятия сегодня: «Роспись Дымковской игрушки»
— Ребята, мы с вами ранее уже познакомились с Дымковскими игрушками, поэтому сегодня я хочу, чтобы вы мне рассказали немного о них. Что вы усвоили на прошлых занятиях?
( на столе расставлены Дымковские игрушки)
— Так как называются все эти игрушки?
— Давайте все вместе, хором! (Дымковские игрушки!)
— А почему их так назвали, ребята? (потому что они сделаны в деревне Дымково)
— Кто знает, из какого материала сделаны Дымковские игрушки?
— Из глины, правильно! Но как же эти глиняные фигурки превращаются в веселые игрушки? Ребят кто знает?
Дети:
— Сначала фигурки лепят из глины, потом обжигают в печи, потом их белят молоком, смешанным с мелом, а затем расписывают узорами!
Воспитатель:
— Раз их белят молоком с мелом, каким цветом они бывают? (Только белые)
-А кто мне скажет, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (точка, круг, кольцо, клетка, прямая линия, волнистая линия)
-Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
(голубой, красный, желтый, зеленый, синий)
Воспитатель:
Какие вы у меня молодцы! Всё рассказали! А о том, как появились Дымковские игрушки, расскажу вам я. Слушайте внимательно.
Воспитатель:
— Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни.
Не было у них тогда таких игрушек как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.
Так и появились Дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, олени. Яркие, веселые задорные – полюбились они деткам.
— Интересный рассказ?
(Входит Дымковская барыня)
Барыня:
— Здравствуйте, ребятишки! Я пришла к вам с дымковской страны, где живут разные дымковские игрушки. Ой, у вас тоже они есть!
— А вы знаете, где изготавливают такую красоту?
Дети:
-Да! В селе Дымково
Барыня:
— Правильно!
Там любят люди песни, пляски
В селе рождаются чудо – сказки
Вечера зимой длинные,
А лепят там из глины
Игрушки не простые,
А Дымковские расписные!
— Ребята, в нашем селе скоро будет проходить чудо – Ярмарка, хотите в ней принять участие?
Дети:
-Хотим!
Воспитатель:
— Для этого нам нужно превратиться в дымковских мастеров.
(каждому на голову надевается тесьма)
1, 2, 3, 4, 5
Начинаем мы играть
Вправо, влево повернитесь
В мастеров все превратитесь (повернулись вокруг себя)
Барыня:
— Ребята давайте с вами распишем дымковским узором лошадок? у меня здесь есть несколько, их дымковские мастера еще не успели расписать до конца
— Подходите все ко мне
Воспитатель:
— Ребята, взяли лошадок и садимся за стол. Стульчики пододвигаем, чтобы наша спинка ровная была.
— Слушаем меня внимательно, чтобы потом не было вопросов, хорошо?
— Прежде чем приступить к работе кто мне скажет, как нужно работать с красками? (Аккуратно)
— Что мы делаем после работы? (Вытираем или моем руки)
— Кисточку мы как держим, покажите мне все
— И конечно внимательно слушаем Евгению Сергеевну, да?
— Молодцы, мои деточки!
— И прежде чем начнем расписывать лошадок, давайте разомнем свои пальчики
Пальчиковая гимнастика
Разотру ладошки сильно-
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним крепко
И вытягивать начну!
Руки я затем помою,
Пальчик к пальчику сложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу!
— Теперь можем приступать к работе! Всё делаем аккуратно, не отвлекаемся, хорошо?!
— Наша задача с вами добавить на лошадку волнистые линии и точки.
Волнистые линии у нас будут голубого цвета, а точки красные.
Посмотрите на образец! Вот такая лошадка у нас с вами должна получиться.
— Ребята, а каким цветом сама лошадка? (белым)
— А какой цвет уже присутствует, грива например? (черный)
— А тогда скажите мне, сколько цветов здесь присутствует, давайте посчитаем! (1, 2, 3, 4)
— Правильно молодцы!
Для того чтобы нанести волнистые линии мы берем кисточку, правильно берем, обмакиваем ее в воде и набираем голубую краску. Об край стаканчика мы оставляем лишнюю воду и наносим на игрушку.
-Пробуем (деятельность детей под спокойную музыку)
— Далее, точки мы наносим, используя нетрадиционную технику, которая называется ПУАНТИЛИЗМ. Возьмите, пожалуйста, приготовленные для каждого ватные палочки, обмакните в гуашь красного цвета и поставьте точки между волнистых линий. Ребята, кому нужна помощь?
Барыня:
— Какие прекрасные лошадки у вас получаются! Ребята, из вас получились
отличные мастера!
Воспитатель:
-Кто выполнил работу, вытираем руки влажной салфеткой и приводим в порядок своё рабочее место.
— Ребята вы просто волшебники! У вас получились очень красивые Дымковские игрушки.
Барыня:
— Мне тоже очень понравилось! Все лошадки красивые, яркие! Все они отправятся на чудо – Ярмарку! Спасибо вам ребята!
(дети рассказывают стихотворения)
Игрушки эти не простые,
Они волшебно — расписные, (Никита Т.)
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор!
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил, (Афет А.)
И за хвост не удержаться
Если гриву отпустить
Воспитатель:
— Коня для украшения сегодня мы выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома, т.к. они считаются защитниками.
— Наше занятие подошло к концу, и я хочу узнать у вас, ребята, что вам сегодня запомнилось и понравилось на занятии?
-Какие эмоции вы получили?
— О чем было наше занятие и что мы делали?
Воспитатель:
— Умнички все ребята! Спасибо вам за старание и терпение! Вы молодцы! И заслужили подарки от Барыни!
(Барыня вручает детям подарки — мячики)
— Наше занятие окончено! Всем спасибо! А гостям: До свидания!
Фотоотчет с мероприятия
Приветствие гостей
Выход Дымковской Барыни
Физ. Минутка
Пальчиковая гимнастика
Демонстрация образца и объяснение этапов выполнения работы
Выполнение работы
Готовые работы детей