Одной из актуальных проблем современного мира является сохранность нашей планеты и экологии. В таких условиях очень важно прививать любовь и бережное отношение к природе с самых малых лет. Задействовать стоит и процесс обучения в детском воспитательном учреждении, где испокон веков закладывались основы воспитания ребенка.
На данный момент в педагогике существует ряд разработанных и рекомендуемых программ, которые характеризуют экологический детский сад и помогают развивать навыки бережного отношения к природе у детей.
Экологические программы:
- Программа А. Вересова «Мы земляне».
Основной мыслью данного методического пособия является демонстрация взаимосвязи человека и его деятельности с природой; неизбежности отражения плохого отношения к окружающей среде на жизнь и в будущем существование человека.
- Программа Е. Рылеевой «Открой себя».
Данное пособие помогает дать представление ребенку о том, как правильно вести себя в живой природе, чтобы нанести минимальный вред.
- Программа «Жизнь вокруг нас» Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой.
Курс занятий, предлагаемых программой, учит ребенка бережному отношению к природе. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
- Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной – Новиковой.
Программа дает информацию в более практичном русле в нескольких направлениях: «Где я живу» (знания об окружающей среде), « Когда я живу» (взаимодействие во времени), «Как я живу» (ответственность и поведение), «С кем я живу» (взаимосвязь между «соседями» по планете).
Помимо перечисленных, существует масса другой полезной литературы, которая может помочь в правильной организации воспитательного процесса в сфере экологии.
Однако экологическое образование может быть организовано не только в виде курса занятий, но и в форме отдельных мероприятий, которые будут способствовать достижению поставленной цели.
К экологическим мероприятиям в детском саду относятся:
- Празднование специализированных праздников «День Земли», «День птиц», «День воды».
Тематика дня может быть разнообразной, в зависимости от того, на что вы хотите сделать акцент. В процессе мероприятия можно проводить викторины, конкурсы рисунков.
- Конкурсы творческих работ из природного материала.
Перед конкурсом можно провести ряд бесед о том, как нужно правильно, без вреда для природы собирать материал для изготовления поделок, как люди научились перерабатывать и использовать даже мелкие «остатки» от природных ресурсов.
- Подготовка рассады для цветников и клумб.
Трудовая деятельность как нельзя лучше помогает детям проникнуться ключевой идеей экологического детского сада — идеей защиты и бережного отношения к природе. Дети сами ухаживают сначала за рассадой, подготавливают ее к пересадке в грунт, а затем поливают, удобряют под цветок на клумбе.
- Уход за мини-огородом.
Ни один экологический детский сад не обходится без мини-огорода, на котором дети совместно с воспитателями выращивают помидоры, огурцы, капусту, кабачки и другие овощи.
- Создание собственного экологического журнала или экологической выставки.
При проведении данного мероприятия можно привлечь родителей, которые вместе с детьми изготовят отдельные листы журнала, а также помогут в оформлении выставки, подготовке экспонатов или работ для нее.
- Создание уголка лекарственных растений.
Это мероприятие направлено на решение двух важных задач. Вы не только сформируете у детей бережное отношение к природе, но и расскажете о том, как раньше лечились люди во всем мире, что в каждой из стран есть свои особенные лекарственные растения, дадите представление о лекарственной флоре нашей страны и области, научите элементарным методам гигиены.
- Оформление макетов разнообразных экологических систем.
Можно проводить это мероприятие в виде игры, где дети будут выстраивать животных в экологическую цепочку. Возможно также изготовление стационарного плаката, куда можно будет каждую неделю вставлять картинки с новыми участниками системы.
- Проведение целевой экологической экскурсии.
Изучая какую-то конкретную тему, вы можете закрепить полученные знания на местности. К примеру, если в тематический план входит изучение проблемы несанкционированной вырубки лесов на овражистую местность, то целесообразно организовать выезд воспитанников в проблемный район. В местах, где проводилась незаконная вырубка деревьев, происходят обвалы и дальнейший рост оврага. Давайте детям не только информацию о последствиях подобных действий, но и о том, как можно спасти природу, не допустив разрушительных действий человека.
Необходимо со всей серьезностью подходить к экологическому воспитанию дошкольников всех возрастов, так как основы поведения закладываются именно в этом возрасте.
Автор — Олеся Галактионова.