Автор — Захарова Людмила Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад комбинированного вида №11 «Подковка».
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.
Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например, беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Опыт моей работы убеждает меня в том, что для развития детей не так важны дорогие игрушки (хотя они, безусловно, праздник), как простые и доступные предметы и вещества (песок, вода, воздух, магниты и др.). Главное – чтобы они были разнообразны.
А на занятии тема которого «Будь природе другом» можно проследить, что использованы доступные предметы и вещества, воздух и вода, где учитывалось самостоятельное выполнение практических действий, создавалось проблемное обучение, ситуация успеха. Дети учатся думать, рассуждать, размышлять. Совместно с педагогом пускаться в поиск истины.
3анятие
(старшая группа)
Тема » Будь природе другом».
Задачи:
Образовательная : Систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.
Развивающая : Развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь детей (безголосый, бескрылый, водоем, легенда).
Воспитательная: Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Материал и оборудование: Банка стеклянная, сухие листья, два воздушных шара, два прозрачных стакана, кувшин с водой, краски с кисточками.
Ход занятия
Воспитатель: Планета наша — общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.
Воспитатель: А что такое планета?
Дети: Земля, леса, озера.
Воспитатель: Да, это реки, моря, озера, леса, поля, небо и солнце, почва и воздух, т.е все что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленькая букашка—тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Нас в любое время года учит мудрая природа,
Птицы учат пению, паучек – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости,
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами дышим?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Всегда ли воздух нам друг?
Дети: Дают разные ответы.
Воспитатель: Давайте докажем (предлагает варианты).
Где вы можете встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.
Воспитатель: А что значит чистый воздух
Дети: Это когда легко и свободно дышится.
А где вы можете встретить грязный воздух?
Дети: Рядом с заводом, где из трубы валит дым, на улице где много машин и т.д
Воспитатель: А что значит грязный воздух?
Дети: Это когда дышать трудно и вредно.
Воспитатель: Правильно, не зря гласит поговорка «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья» Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чистый и все были здоровы?
Дети: Не загрязнять его.
Воспитатель: А воздух мы можем увидеть?
Дети: Нет.
Воспитатель: А услышать?
Дети: Да.
Воспитатель: Где вы его слышали?
Дети: Мы слышим его потому, что это ветер, а ветер это и есть движение воздуха.
Воспитатель: А вы хотите сейчас его увидеть и услышать?
Дети: Да.
Опыт
Цель: Определить с детьми как движется воздух.
Ход опыта: Взять стеклянную банку, положить в нее сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить из него воздух прямо в банку.
Вывод: Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает вверх сухие листья. И мы увидим, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит, свойство воздуха – это его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым.
Хоть бескрылый, а летает
Безголосый, а свистит
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает
Так порою он сердит!
Только, что он был везде
Миг – и нет его ни где!
Воспитатель: Кому же нужен воздух?
Дети: Воздух нужен всем и особенно чистый.
Воспитатель: Дети давайте сделаем вывод.
Дети: Не только для человека нужен чистый воздух, но и для всего живого на земле. Потому, что в результате загрязнения воздуха, желтеют и опадают листья, сохнут деревья и т.д.
Воспитатель: Люди заметили, там, где деревья – там чистый воздух, потому что деревья очищают его.
Воспитатель: Предлагает игру «Назови дерево»
Дети: Называют знакомые им деревья.
Физминутка.
Темным лесом и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом,
Чтоб цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой,
Кедр нам хочет низко поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят.
До свидания, лес зеленый,
Мы уходим в детский сад.
(Дети имитируют все движения)
Воспитатель: В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы — это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода ее сделала зеленой и обитаемой. И нет на земле народа, который не чтил воду.
Легенда: У хантов нельзя кидать в воду камни, потому что можно потерять зрение.
Воспитатель: А вы не знаете таких случаев, когда кто-то загрязнял воду?
Дети. Разные ответы.
Воспитатель: Предлагает провести опыт с водой.
Цель: Выяснить, что будет с чистой водой если ее загрязнить, используя простые краски.
Дети делают вывод: Вода имеет свойство растворять вещества и приобретать разный цвет. Та вода, которую закрасили, стала мутной, грязной и ее нельзя даже пить.
Игра на внимание (Да – подняли руки. Нет – присели.)
Вопросы:
1. Из речки можно пить воду?
2. Поливать огород?
3. Грязную воду выливать в реку?
4. Пускать кораблики?
5. Ловить рыбу?
6. Бросать в реку камни?
7. Купаться?
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете как себя вести у водоемов. Сегодня мы убедились, что нам нужна чистая вода, так как вода — это источник жизни.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.