Воспитатели и родители уже вовсю готовятся к 23 февраля в детском саду. Столько всего надо успеть: позаботиться о подарках мальчишкам, продумать конкурсы на 23 февраля в детском саду, отрепетировать сценарий, пригласить пап на утренник. И если с конкурсами и подарками на 23 февраля в детском саду идей хоть отбавляй, то пункт с папами явно требует доработки.
Пишет воспитательница:
В группе больше чем у половины детей неполные семьи. Ладно еще у кого-то старший брат, отчим или дедушка, но есть и такие, что и открытку поздравительную, сделанную к 23 февраля в детском саду, подарить некому. С остальными (благополучными) вроде учить надо, но как-то некоректно получается. Вы бы слышали, что сами дети говорят: «У меня опять новый папа, этот мне больше нравится, он мне Винксы покупает». Кого-то папа бьет, когда пьет, у одного вообще понятие «папа» отсутствует. Вместо него есть бабушка и разницу ребенку не объяснили.
Как правильно в данном случае обыграть 23 февраля в детском саду, отвечает детский психолог Любовь Голощапова:
Ну что ж, если много семей без пап, придется вспомнить, что мы собственно празднуем в этот день, и немножко переориентироваться.
Начнем с того, что праздник посвящен защитникам отечества, поэтому всех мужчин, как потенциальных и фактических защитников, и поздравляют.
Стало быть, поздравлять нужно прежде всего самих мальчиков, ведь это они – наши будущие защитники. Очень хорошо, что есть такой праздник, всем мужчинам, независимо от возраста, говорят: вы – наша сильная половина, мы вас любим, мы в вас верим, мы вами гордимся. Безотносительно к тому, сколько у вас родственников и насколько эти родственники хороши или плохи.
Это главная посылка, которую должны получить мальчишки. В наше время мальчикам и мужчинам живется не всегда сладко. Мама, недовольная своей личной жизнью, невольно всем своим поведением и словами показывает сыну: мужчина – слабак, мужчина – лентяй и т.д., и т.п. Что чувствует при этом мальчик? Как он видит свое будущее? Обычно встречаются два противоположных варианта, которые, как ни странно, приводят к одному и тому же результату. Мальчик либо смиряется с тем, что он будет таким же, как его отец (отчим), либо решает: я буду совсем другим, я не буду повторять ошибки отца, все буду делать иначе. Но в голове у мальчика в обоих случаях сидит один и тот же образ несовершенного отца, которым мама недовольна, и мальчик постоянно сравнивает себя с этим образом. Это не самая лучшая практика. Гораздо больше пользы для всех, и для ребенка в первую очередь, если он будет акцентироваться не на сравнениях, а на своих личных качествах и успехах, своих планах и устремлениях. Вот тут нам праздник очень пригодится.
Сама жизнь ставит нас в условия, когда ребенок сам выбирает себе образ мужчины, как образец для подражания, он сам его находит, не обязательно в рамках семьи. Это может быть дедушка, брат, знакомый, друг, а может – киногерой или вообще вымышленный персонаж. По моим наблюдениям, в большинстве случаев в окружении ребенка всегда находится мужчина, достойный уважения, которого мальчик или девочка любят и считают «настоящим мужчиной». И неважно, что при этом они могут всячески идеализировать и приукрашивать этого человека – пусть, это только на благо.
Сама я выросла в семье с мамой и бабушкой, правда, в отличие от вашего воспитанника, разницу между бабушкой и папой я как-то поняла)). Папу я вообще в глаза не видела. Но у меня был «названный дедушка» (я сама так его назвала, и всем хвасталась), муж бабушкиной подруги, которого я просто обожала, действительно, достойный, добрый, хороший человек.
Если в вашей группе у многих детей нет поблизости папы, не стоит делать акцент на том, что подарок и открытку мы делаем для пап. Перенесите фокус внимания на мужчин вообще, что мешает мальчику или девочке подарить свою поделку брату или другу? Или, если уж совсем туго с кругом общения – мальчику из своей же группы.
Разнообразьте стихи, пусть они будут не только про папу, а про разных людей — про деда, про друга, соседа, знакомого, про мужские профессии, про мальчиков и те черты, которые мы хотим у них видеть: мужество, смелость, ум, решительность, креативность, сила, воля, отвага, настойчивость, знания, умения и лидерские качества. Дети могут сами выбирать, про кого они хотят рассказать, пусть выбирают, кому что ближе, и рассказывают от души и с полным удовольствием. Тогда и утренник получится радостный и светлый.
Фото: Анна Кузнецова.