«Все мы родом из детства». Знакомая фраза и очень правильная. И правильная она не только по отношению к нашим знаниям, способностям и умениям, но и по отношению к таким вещам, которые казалось бы появляются у человека только во взрослой жизни. А значит, полагаем часто мы, и научится можем тоже уже став взрослым.
Вот так мы полагаем, располагаем и не учим детей и не учимся сами. И это является большой ошибкой!
Поговорим о такой взрослой части нашей жизни, как финансы. Некоторые рассуждают так – «детям деньги не нужны, зачем с детьми говорить о деньгах, все равно все покупают родители, дети не должны знать, что такое деньги – вот вырастут и все узнают в свое время». Но почему же тогда в наше время столько финансовых проблем у взрослых людей, почему же они выросли и не узнали?! Почему в новостных строках и сводках о происшествиях изо дня в день слышим, об обманутых гражданах, о кибер-мошенничестве?! Ведь мошенники действуют по очень простому психологическому алгоритму. Первое – это вывести человека из состояния равновесия, ввести в определенное эмоциональное состояние, например, страх, тревога, паника и т.д. и далее дать ему «средство для спасения». И мы чувствуем искусственное облегчение — вот оно, «спасение». Попадаемся на крючок обманщиков и выполняем все их указания.
Анализ случаев финансового мошенничества достоверно показал, что успех такого алгоритма работы преступников основан на нашей финансовой безграмотности!
Финансовая грамотность личности базируется на знаниях (финансовых знаниях), способности думать (финансовое мышление) и уверенности (уверенном финансовом поведении). И для успешного формирования этих качеств личности все эти три составляющие должны закладываться в детском возрасте.
Поэтому говорить о деньгах с детьми нужно и важно! Учить основным понятиям, способам и формам финансового взаимодействия в обществе, финансовым правилам и законам.
Первые знания в любой области жизни необходимо начинать давать ребенку с детства. Важно формировать как объем первоначальных знаний, так и познавательную активность, укреплять желание познавать и мыслить.
Одним из условий полноценного развития личности ребенка является развитие его речи. Речь – это отражение мыслей человека, его интеллектуальных способностей, его понимания мира и себя. И правильная, грамотная речь – это залог успешного познания, самопознания и обучения. Сундучок логопеда или Логопедический куб АЛМА поможет с применением научно-обоснованных методов скорректировать речевое поведение ребенка.
Финансовая грамотность для детей разного возраста и созданы с учетом возрастных особенностей с применением самых современных технологий.
Включая в образовательный процесс курс занятий, посвященный финансовой грамотности детей, мы формируем в ребенке не только умения «выживать» и обороняться (например, от мошенников), но и занимать активную жизненную и финансовую позицию, которая с раннего возраста будет способствовать развитию ребенка и движению его к успеху.
Ведь основная цель воспитания и образования – это вырастить такую личность, которая сможет стать успешной и счастливой в современном мире.
А современный мир – это мир скоростей, мир информации, технологий и мультимедиа. В настоящее время человек переживает период огромной информационной нагрузки: поток разноонаправленной информации из различных источников настолько насыщен, что мы, не останавливаясь на обдумывание, проглатываем все, что нам дает внешний мир. Когда мы читаем, например, новостную ленту, нам кажется, что мы в этот момент о чем-то думаем. Но это иллюзия. Думать и воспринимать информацию – это два несовместимых друг с другом психических процесса. Поэтому или одно, или другое. И, как правило, мы выбираем просто воспринимать, то есть поглощать, не думая. Наш мозг действует по принципу экономии, и, сталкиваясь с двумя задачами, он, естественно, выбирает ту, что проще.
Поэтому крайне важно еще в детском возрасте учить ребенка, размышлять и думать, постепенно, формируя у него привычку критического осмысливания всей поступающей информации.
Включая в развитие ребенка элементы финансового образования, с помощью интерактивных комплексов АЛМА, начиная с простых понятий и первичных знаний (что такое деньги, откуда они берутся, как их использовать) и заканчивая умением пользоваться банкоматам и пониманием, например, банковской системы, а также развивая правильную речь с помощью Логопедического Куба АЛМА мы закладываем в будущую личность не только знания, но и основы таких важных качеств, как способность анализировать информацию, видеть факты, быстро принимать правильные решения и действовать.
Автор — Ольга Владимирова, практический психолог.