Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Фольклорные праздники в детском саду заканчиваются ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.
Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.
Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:
- объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
- удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
- определение участников проекта и направления работы каждого из них;
- рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
- рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
- фольклорные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.
Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание, составляющих фольклорные праздники в детском саду.
Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.
Важно продумать сценарный ход праздника («Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки»). И только после этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация праздника. Сценарий следует завершить развязкой.
Проектная деятельность, связанная с организацией фольклорного праздника, обязательно включает постановку поисковых действий и предварительную работу, построенные в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников.
Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.
Но изготовить простую игрушку, поучаствовать в выставке «Народная игрушка», выразив свои впечатления через продуктивную деятельность ребенок может и самостоятельно.
При разработке фольклорного праздничного проекта важно каждый законченный его этап обсуждать с ребенком: что у него получилось, что можно сделать еще.
Например:
- искусствоведческий этап: посещение музея, выставки, конкурса и беседа об увиденном;
- продуктивно-художественный этап: изготовление игрушки, поделок; организация выставок и конкурсов;
- художественно-образный этап: исполнительское мастерство;
- театрализация действий на основе подобранного фольклорного материала (устного, музыкального и изобразительного);
- заключительный этап, завершающийся всеобщим ярким действием.
Приведем в качестве примерного сценарий, подготовленный и реализованный ДОУ ЗелАО г. Москва.
Сценарий костюмированной ярмарки ремесел «Во деревне Филимоново»
Фольклорный праздник подготовили сотрудники детского сада с этнокультурным русским компонентом образования № 2096 ЗелАО г. Москвы:
- педагог дополнительного образования Сарибекян Сусанна Исраеловна,
- музыкальный руководитель Бобрович Маргарита Александровна.
Цель
Познакомить детей с народной филимоновской игрушкой, способом ее изготовления и росписи желто-красно-зелеными полосками. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушки, нарядность, яркость. Создать радостное настроение от встречи с народной игрушкой, усиливая впечатление использованием фольклорных произведений, костюмов.
Оформление зала
Осенняя картина деревни: изба, колодец (крыши расписаны филимоновским орнаментом), деревья, украшенные листьями под филимоновскую роспись; под деревом на скамеечке сидит дед Филимон. Вывешены таблицы с узорами и фигурками. Подготовлены
- стол, на котором расставлены филимоновские игрушки: петух, корова, солдат, сударыня, птичница, всадник; вертящаяся карусель с фигурками;
- товары для ярмарки: баранки, бусы, платочки.
Сценарий
Дети в филимоновских костюмах (порты и юбки из ткани в полоску) перед началом праздника рассаживаются в зале на стульчиках. В зал входят гости. Дети встают в полукруг. Исполняется приветственная песня.
— К нам гости пришли
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли. (2 р.)
Филимонова деревня
Мастерами славится.
Приходите, гости, чаще –
Всем у нас здесь нравится!
Разыгрывается ярмарочная суета: кто-то из детей «продает» баранки, бусы, платочки. Остальные ходят, рассматривают товары.
Дети (зазывалы):
– Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
– Как у нас ли, тары-бары,
Всяки – разные товары…
– Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите!..
– Кому бусы?
– Кому баранки?
– Кому платки расписные?
– Небольшой расход,
Подходи, народ!
Появляется Мастерица, обращает внимание детей на крутящуюся «карусель» с висящими на ней нарисованными фигурками, на расставленные на столе филимоновские игрушки. Несколько детей, заинтересовавшихся яркими фигурками, подбегают к Мастерице.
Мастерица: — Чудо-игрушки – разноцветные зверюшки!
Дети: — Ой, а что это у вас такое интересное?
Мастерица: — А разве вы не знаете, ребятки, чем наша деревня славится? Ну, да ладно, послушайте, я вам сейчас расскажу… Давным-давно жил в нашей деревне дед Филимон, который делал игрушки-свистульки. А игрушки те были не простые, а расписные. И далеко пошла слава о них… Полюбуйтесь, как вы думаете, из чего сделаны эти замечательные игрушки? (Ответы детей.)
— Да, правильно, из глины, потому что лесов вокруг Филимоново мало, но много оврагов, а в них разная глина: белая, красная, розовая, черная. Глина у нас мягкая, рукам послушная, лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Посмотрите, какие филимоновские игрушки необычные! Их трудно спутать с какими-либо другими. У всех животных сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов, а медведи – на забавных Змеев Горынычей.
Ребенок: — Не желает медведь реветь – желает свистеть! (Жестом показывает на фигурку медведя.)
Мастерица: — Раньше в этих краях и стар и млад со свистульками на праздник ходили и веселились. И нам пора веселиться.
Сценка «Небылицы со свистульками»
Дети исполняют сценку «Небылицы со свистульками».
— Уж и где же это видано,
Уж и где же это слышано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросенок яичко снес.
Чтоб по поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал!
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Малых деток – поросяточек,
Поросятки по сучкам висят.
Поросятки по сучкам висят,
В небеса глядят, лететь хотят!
Небылица, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина!
Мастерица: — А знаете, почему такие длинные шеи у зверюшек? Я вам открою секрет: филимоновская глина такая, что очень быстро сохнет. Поэтому, когда мастера сушили игрушки, на них образовывались трещины, тогда приходилось им эти трещины еще раз намазывать глиной и разглаживать пальцами. И от этого шея у фигурок становилась все длиннее.
Выходит мальчик, рассматривает фигурку петушка:
— Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет.
Ку-ка-ре-ку!
Выходит девочка-курочка:
— Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки – желтые ребятки.
Песня-игра «Курочка-рябушечка»
Исполняется песня-игра «Курочка-рябушечка».
Играющие по считалке выбирают «курочку», «коршуна», остальные дети – «цыплята». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает:
– Курочка-рябушечка, куда пошла?
– На мельницу.
– Курочка-рябушечка, за чем пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка, кому вода?
– Ребятишкам.
– Курочка-рябушечка, ребята чьи?
– Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!
«Коршун» бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить «цыпленка», стоящего в самом конце. «Курочка» загораживает «цыплят» «крыльями». А «цыплята» стараются увильнуть от «Коршуна». Игра продолжается до тех пор, пока не будут схвачены все «цыплята».
Загадки
Мастерица: — Ребята, а ну-ка угадайте, каких зверюшек любили лепить филимоновские мастерицы?
Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
(Олень)
Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам
Молоко дает.
(Корова)
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны,
Летом в лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)
До того жирна, даже шея не видна,
Лежит замарашка в щетинистой рубашке,
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все в стоне она.
(Свинья)
Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса.
Догадались – кто?
(Лиса)
Песня-игра «Тень-тень-потетень»
Исполняется песня-игра «Тень-тень-потетень» (поет одна группа детей).
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася Лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем я выколю глаза!»
Мастерица: — Кроме зверюшек мастерицы лепили и фигурки людей. Вот, посмотрите: «Один солдат – на базар, другой – с базара».
Выходят два мальчика и показывают сценку «Фома и Ерема».
Фома: — Здравствуй, брат Ерема.
Ерема: — Здравствуй, брат Фома.
Фома: — Куда путь держишь?
Ерема: — На ярмарку иду.
Фома: — На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых. А кто же тебе про ярмарку-то сказал?
Ерема: — Кума сказала.
Фома: — А кума откуда знает?
Ерема: — Кума все знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома: — Бывал…
Ерема: — Велика?
Фома: — Не мерил.
Ерема: — Сильна?
Фома: — Не боролся.
Ерема: — А кого ты на ярмарке видел?
Фома: — Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у ней узенькие, а лоб широкий.
Ерема: — Это ведь медведь был.
Фома: — Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ерема: — Да это же волк!
Фома: — Все же ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.
Ерема: — Это заяц.
Фома: — Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.
Ерема: — Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать-то перестань.
Мастерица: — А вот еще: «Собрались Иван да Маланья на гулянье; танцует парочка, солдат да сударочка».
Исполняется парная «Кадриль» (танцует другая группа детей).
Мастерица: — Руки у филимоновских мастериц сильные, теплые и ласковые, у них и терпение есть, и глаза красивое видят. Оттого и узоры получаются такими яркими, в разноцветные полоски: красные, желтые, зеленые.
Номер с ленточками
Исполняется «Номер с ленточками» (сопровождение народным наигрышем в записи).
Участвуют шесть девочек. Они делятся попарно. У каждой пары – свой цвет ленточки: желтая, зеленая, красная. Девочки сначала «рисуют» полоски, затем «рисуют» дорожку.
Мастерица (комментирует нарисованный орнамент): — Как красиво получилось у наших мастериц! Что же означают эти полоски?
Дети: — Это наша земля, наше полюшко.
Мастерица: — А что растет на нашем полюшке? Правильно – рожь, пшеница, лен. Но это все без воды не вырастет. А ну-ка, мастерицы, в ваших узорах есть символ воды? (Показ на мольберте.)
Девочки «рисуют воду».
Мастерица: — А без чего же еще не вырастет урожай? Правильно, солнышко дает всему жизнь.
Девочки «рисуют солнышко».
Мастерица: — Солнышко – это уже более сложный узор. Есть еще другие узоры: ветвистая елочка, лучистая звездочка, яркая ягодка. Много нарядных узоров придумали филимоновские мастерицы. (Показать на плакате, на мольберте нарисовать.)
— Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Вот вроде все, что я хотела рассказать…
Ну а теперь пора нам всем сплясать!
Дети встают со стульчиков на общую пляску.
Мастерица:
— Пестро, красно кругом:
Штаны на парнях полосатые,
Рубахи всех цветов.
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!
Звучит веселый народный наигрыш, танцуют все.
Дети под пляску поют частушки:
– Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей!
Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги –
Куплю Маше серьги.
Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся пятаки –
Куплю Маше башмаки.
Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся грошики –
Куплю Маше ложки.
Купил милке перстенек –
Милка доброй стала.
Позабыл купить платок –
Милка нос задрала.
Автор статьи — Зацепина Мария Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Материал предоставлен журналом Современное дошкольное образование №4 за 2010.