Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания девочек и мальчиков, рассматриваются модели гендерного воспитания дошкольников, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании.
Гендер — (от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Гендерный подход в воспитании исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения.
Анализ изменений в системе гендерных представлений у детей показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания мальчиков и девочек.
Благодаря созданному в бюджетном дошкольном образовательном учреждении Кировского административного округа города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 139» проекту «Мы разные», 25 июля 2014 года прошло итоговое праздничное мероприятие с одноименным названием.
Праздник был посвящен гендерному воспитанию дошкольников. В мероприятии приняли участие дети всех возрастных категорий, родители воспитанников, педагоги детского сада.
Цель данного мероприятия:
- Создание благоприятных условий для формирования естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.
Задачи:
- Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно-ценных) посредством ролевых игр.
- Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения, через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.
- Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек, посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.
- Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
Мероприятие открылось зажигательным танцем «Шалунишки» из трех пар мальчиков и девочек.
Затем вокальная группа исполнила песню «Из чего же сделаны наши мальчишки…».
Главными героями мероприятия были Маша и Витя (педагоги детского сада), которые пришли с большим сундуком подарков для детей. Но открыть его не смогли. Коварная Баба-Яга (педагог) заколдовала его. Она примчалась на праздник, прочитала свой указ, в котором было сказано, что для того, чтобы он открылся, необходимо пройти испытания.
Маша с Витей решили вместе с детьми и родителями отправиться за помощью в Тридевятое царство, чтобы отыскать ключ от сундука. Очутившись в сказочной стороне, они встретили Вовку и попросили его отыскать ключ. Но Вовка сказал, что ничего не умеет делать, но может позвать Золотую рыбку.
Приплыла Золотая рыбка, огорченная, и отчитала Вовку. Сказала, что он лентяй и должен сам научиться решать проблемы.
Дальше наши герои встретили Василису Премудрую, которая подсказала, как можно справиться с колдовством Бабы-Яги. Конечно же – потрудиться! Василиса Премудрая указала на два волшебных шатра, в которых располагались гендерные зоны:
Для мальчиков:
- выжигание,
- спортивные состязания,
- мастерская.
Для девочек:
- изготовление мыла из формы,
- изготовление бус,
- плетение косичек,
- вязание.
Девочки отправились трудиться с Машей, а мальчики — с Витей. На помощь пришли родители воспитанников. Они показали свои мастер-классы по представленным видам деятельности, распределенных по гендерному типу.
Выполнив все задания, наши герои нашли ключ. Маша с Витей открыли сундук, в котором оказались сладкие подарки для детей и мыльные пузыри.
В заключение праздничного мероприятия «Мы разные» главные герои Маша и Витя сделали вывод, что мальчикам и девочкам необходимо трудиться, в жизни это очень пригодится, но с акцентом на то, что вид деятельности у мальчиков и девочек все же различается. Нами были показаны примеры видов деятельности с учетом гендерной идентичности.
Таким образом, разработанный нами проект и праздничное мероприятие «Мы разные», посвященное гендерному воспитанию дошкольников, позволяет педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек в ДОУ, выстраивать процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного воспитания дошкольников, их позитивной социализации.
Благодарим за предоставленный материал коллектив «Центра развития ребена — детский сад № 139», г. Омск.