ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Мама и дочьВопрос: Здравствуйте! Моей дочке 2 года! Уже около 2-3 недель у нее такое поведение, что я не понимаю, что делать, как бороться или никак не реагировать, а просто переждать этот момент. Дело все в том, что всех родственников друзей она знает, но стоит им перешагнуть порог помещения, в котором она находиться, то она с криками «Мама-мама» бросается мне на шею, обнимает и начинает плакать, хотя за окном она всех знает и всем улыбается! Это будет продолжаться до тех пор, пока они не уйдут, но при этом она может разойтись чуть ли не до истерики! И так со всеми и с бабушками и с дедушками!

Начинаю с ней разговаривать — почему не должны приходить к ней бабушки, ты их любишь, ответ- нет! В гости друзья с детками ее возраста тоже не должны приходить — это она так говорит! Играть должна с ней только мама, даже папа не должен играть! Я, конечно, понимаю, что сейчас в этом возрасте у детей присутствует страх расстования с мамой, но ведь в эти моменты я с ней рядом и обнимаю ее! Подскажите, пожалуйста, как быть в этой ситуации! Заранее благодарна за ответ!

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

А я не знаю, как Вам поступать. Вообще понятия не имею. У меня только, как всегда, куча вопросов к Вам возникает:

1. Дочка плачет, когда гости входят в ее комнату, или вообще в квартиру?
2. Какие события в жизни ребенка, встречи, контакты предшествовали новому поведению?
3. Каково было состояние здоровья у девочки перед изменением поведения, во время этого изменения и каково оно сейчас?
4. Что происходило лично с Вами и с членами Вашей семьи перед изменением поведения дочки? Что изменилось в Вашей и их жизни в это время?
5. Есть ли среди знакомых человек (люди), на которых дочка и раньше негативно реагировала?
6. Когда она успокаивается? Как это происходит?
7. Какие чувства возникают у Вас во время визитов гостей, сопровождающихся плачем дочки? Как Вы себя ведете, о чем думаете до, во время и после приема гостей? Что говорите малышке?
8. А другие члены семьи – что делают они в это время и после?

Как видите, Вы в явно выигрышном положении, потому что Вы ответы на все эти вопросы знаете, а я нет. Это с чисто психологической точки зрения.

А с чисто экзистенциальной точки зрения все гораздо проще. Ребенок протестует против бесконечного потока гостей, возможно, против потери времени на ненужные сейчас разговоры ни о чем, в то время как (возможно!) необходимо время на какое-то очень важное дело. Может быть, ей просто о чем-то нужно с Вами поговорить? Только она не знает, как это делать. Понимает, что для этого вы должны какое-то время провести вдвоем, без посторонних, не отвлекаясь.

Предлагаю попробовать – а вдруг получится?

Оставьте на время своих знакомых – все равно под истерику малышки пообщаться не удастся. Возьмите большой лист бумаги, краски и мелки, и рисуйте вдвоем – смело, уверенно, от души. Рисуйте все, что хочется, и маленькая пусть тоже рисует все, что угодно, не исправляйте ее и себя, не старайтесь руководствоваться правилами и геометрическими представлениями, просто разрешите себе и ей вылить на бумагу свои чувства, мысли и ощущения. А если хотите, можно сначала договориться, о чем будет рисунок. Никто не должен руководить, работайте, как равный с равным, и будьте собой. В вашем совместном рисунке самым главным будет не правильность форм, не фотографически точная передача видимых образов, а яркость красок и штрихов или мазков кисти, расположение цветовых пятен, настроение, выразительность.

Само совместное творчество и самовыражение, его процесс и результат позволят Вам многое понять в себе и в дочке. А если Вы категорически не хотите рисовать, то же самое можно сделать любым другим способом, играя, гуляя, сочиняя песенки, сказки и смешные стишки, делая кукол из подручных материалов и во время любого другого занятия. Главное, чтобы вам обеим оно было интересно.