ребенок в детском саду

 

Игровая коррекционно-развивающая методика «Волшебные клавиши» была разработана и апробирована автором в работе с детьми с нормальным уровнем развития и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методика учитывает основные положения ортобиотики (технологии самосбережения здоровья и жизненного
оптимизма): чередование двигательной активности со снятием мышечного и эмоционального напряжения и
творческим самовыражением ребенка. Включение этой методики в дошкольное образование детей с различными моторно-двигательными нарушениями позволит максимально компенсировать и корректировать двигательные дефекты, что будет способствовать социализации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, адаптации их в современной жизни.

Методика может быть использована как в условиях ДОУ, реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями, так и в условиях семейного воспитания.

Известно, что тяжелые дефекты речи чаще всего сочетаются у детей с разнообразными патологиями неречевых функций. У таких детей

  • страдают эмоционально-волевая, двигательная сферы,
  • отмечается неустойчивое внимание,
  • незначительный объем памяти,
  • присутствует также неврологическая симптоматика, усугубляющая общую картину психического развития.

Какой деятельностью, которая бы обладала разносторонним эффектом (как коррекционным, так и стимулирующим развитие), кроме занятий с логопедом, можно не только занять, но и увлечь такого ребенка (чтобы она работала на устранение или коррекцию его дефекта)?

Я хочу познакомить вас с увлекательной игровой методикой «Волшебные клавиши», которая поможет ребенку
войти в мир волшебных звуков, научиться играть с ними, превращая своими пальчиками клавиши инструмента в
волшебные, потому что звуки складываются в мелодию. И эти клавиши, как своеобразный тренажер для разработки крупной и мелкой моторики рук и пальцев у детей с ограниченными возможностями, могут сотворить настоящие чудеса!

В настоящее время можно говорить об имеющемся положительном опыте работы автора, о создании новых методических подходов к коррекции двигательной сферы ребенка и развитию музыкально-сенсорных способностей
детей с задержкой психического развития, нарушениями речи, аутизмом. В музыкальной деятельности одновременно участвуют все органы чувств — зрение, слух, восприятие. Игра на музыкальном инструменте является прекрасным средством в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, особенно речевые. Между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь: играя на музыкальном инструменте, ребенок развивает свои органы чувств, а также мелкую моторику и координацию рук и пальцев, тем самым совершенствуя свою речь, т. к. зоны, отвечающие за речь и движения рук, соседствуют. В процессе игры на инструменте ребенок вынужден развивать ловкость своей левой руки до уровня правой, что влияет, прежде всего, на обмен информацией между полушариями головного мозга. А это напрямую связано с развитием интеллекта.

По данным Конференции музыкального образования Совета колледжей США, учащиеся с музыкальной подготовкой показывают лучшие знания по общим предметам, чем те, кто никогда не занимался музыкой.

Российские ученые также отмечают эту особенность. В частности, А. Л. Сиротюк в работе «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» подчеркивает, что «у музыкантов, особенно пианистов, благодаря большой подвижности их пальцев, развивается тонкая двигательная координация и, следовательно, мозолистое тело мозга, которое осуществляет быстрый доступ информации из одного полушария в другое, способствует интегрированному мышлению».

Как заинтересовать ребенка?

Заинтересовать ребенка помогут «три кита», на которых основывается включение игровой методики «Волшебные клавиши» в дошкольное образование: И — интерес, Д — движение, И — исполнительство = ИДИ!

Интерес. Образные ассоциации: клавиатура, звуки, ноты, интервалы, движение мелодии и т. п. Создание опорных образов.

Движение. Опорные двигательные образы. Все образы-звуки «оживают» в двигательных играх-превращениях, а затем во время игры ребенка на инструменте.

Исполнительство. Самостоятельное управление образами-звуками — исполнение простейших музыкальных произведений.

Чем младше ребенок, тем интереснее и разнообразнее можно использовать клавиатуру. Применение специфических игровых приемов в начальный период работы возможно и без овладения знаниями нотной грамоты. Это так называемый «донотный» период, который в музыкальной школе заканчивается в 5—6 лет. У детей с моторными нарушениями он может растянуться и до 9 лет. Играть на фортепиано, не привязываясь к нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-двигательной реакцией, так и с существенными поражениями моторных функций при спастических и вялых парезах.

Игровые импровизационные задания призваны заинтересовать и стимулировать детей с различными моторно-двигательными нарушениями рук к работе на инструменте, вселить уверенность в свои возможности и, в конечном
итоге, максимально компенсировать и корректировать двигательные дефекты.

Вот одна из игр, которую я использую в начале занятий.

Все огромное пространство клавиатуры населяют животные со своими детьми: слон со слоненком, медведица с медвежонком, кошка с котенком и мышка с мышонком. К ним можно ходить в гости, они тебя приветствуют разными голосами и т. д. С ними интересно играть, спрашивать их о чем-то, а они тебе ответят с твоей же помощью… Так ребенок осваивается в новом для него игровом пространстве клавиатуры.

Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать «Зайчик и морковки».

Для закрепления названий клавиш и их расположения на клавиатуре я использую яркие и понятные ребенку образы. В моей практике — это Зайчик. Ушки — две черные клавиши, морковки — три черные клавиши. С помощью цветных стикеров ребенок располагает и ушки, и морковки на всей клавиатуре, а «волшебные пальчики» озвучивают их. Так рождается музыкальная импровизация.

Через игру с такими доступными и понятными образами дети абсолютно естественно учатся ориентироваться в
«топографии» клавиатуры, узнавая группы из двух и трех черных клавиш, и легко находят нужную клавишу (зрительная ориентация). Они не только определяют на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие (осязательная ориентация). Это позволяет в дальнейшем удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами, и подключать слуховой контроль (слуховая ориентация).

Например, игра «Зайчик подмигивает тебе» помогает ребенку запомнить расположение клавиш «до» и «ми» на клавиатуре.

Я нажимаю на «ушки зайчика» и прошу ребенка нажать клавишу «до» — «левый глаз нашего зайчика тебе подмигивает. Давай найдем все глазки „до“ на клавиатуре». Таким же образом мы играем с клавишей «ми». «Подмигнул тебе зайчик, а теперь он показывает тебе свой носик, хочет поиграть с тобой. Вот он, носик — клавиша „ре“. Нажми на носик зайчика».

Так дети не только знакомятся с нужными клавишами, но без труда начинают играть простейшие мелодии, импровизируют. Пусть ребенок потрогает свои глазки, носик, потом — носик и глазки игрушечного зайчика, а потом попробует озвучить это на клавиатуре. Я прошу ребенка каждое нажатие нужной клавиши сопровождать пропеванием ее названия. Какой эффект заложен в этом приеме? Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, а подключение к работе тактильных ощущений (игра на инструменте) с одновременным пропеванием нот укрепит речевые навыки. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата и формирования моторно-двигательной координации.

Доступные и понятные образы ребенок легко и быстро усваивает и, как правило, прочно запоминает.

Приведу еще несколько примеров того, как опорные двигательные образы помогают ребенку включаться в игру на инструменте и не замечать, что игра обучает его определенным навыкам и умениям.

К примеру, можно «озвучить мультфильм».

Котенок с помощью пальчиков правой руки ребенка «шагает» по клавишам во второй октаве (в октаве «Котенок»), а медвежонок с помощью пальчиков левой руки «идет» по клавишам в малой октаве (в октаве «Медвежонок»).

Осваивая интервалы, в общем-то трудную для детей тему, мы можем предложить ребенку игру — образную характеристику интервала. Маленьким детям она просто необходима. Непременно обсуждаем характеристику интервала с ребенком, предложив ему сначала свою версию.

Например, «курочка-секундочка» (интервал «секунда»).

«Сначала курочки были маленькими, и все называли их цыплятами. Два цыпленка были всегда беленькие, и звали их Чистюльками (показать малые секунды на белых клавишах). Чистюльки всегда гуляли важно, неторопливо, как взрослые курицы, и всегда отдельно от других цыплят. Все другие цыплятки были веселые и шумные, бегали друг за другом, играли в подвижные игры, а потому никогда не приходили домой чистыми (показать на клавиатуре все остальные малые секунды)». Строим на клавиатуре и играем большие и малые секунды от всех клавиш.

Дети обычно с интересом начинают выполнять в общем-то скучное задание — строить малые секунды вверх и вниз от всех клавиш. Образная характеристика способствует зрительному восприятию и запоминанию, поэтому найти интервал на клавиатуре или узнать его в произведении не составляет труда для ребенка любых музыкальных способностей. Так ребенок включается в заранее продуманную систему игр-упражнений, которые развивают его двигательные навыки. Это не только маленькие песенки-упражнения, но и подвижные игры, различные психофизические упражнения («Представь себя…»), пальчиковые игры, пластические этюды, дыхательная гимнастика, фонопедические упражнения (по системе проф.В. В. Емельянова), различные танцы с предметами (шарами, шарфами, лентами, палочками, стаканчиками, ложками и т. п.). Благодаря этому раскрепощается тело ребенка, снимаются мышечные зажимы, улучшается его настроение, наступает релаксация.

Такие игры-упражнения призваны не только помочь детям в овладении определенными видами движения, но и обогатить их двигательный опыт, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела, рук и движениях пальцев.

Ниже представлены упражнения для формирования пластики рук, развивающие умение напрягать и расслаблять мышцы плечевого пояса, предплечья, кистей. Все движения выполняются под музыку Вальдо де Лос Риос «Жан»
(медленный вальс).

«Ленточки»: маховые, круговые, змеевидные движения выполняются плавно, легко, расслабленными руками от плеча, от локтя, кистями.

«Большие крылья»: «самолет» — жесткие руки; «птица» — мягкие, с ощущением небольшой тяжести; «бабочка» — легкие, невесомые руки (для большей выразительности можно прикрепить к плечам и запястьям легкие шарфы).

«Маленькие крылья»: «самолет», «птица» — руки скрещиваются в запястьях и движение выполняется напряженными, жесткими или мягкими кистями.

«Маленькие бабочки»: «вьются в воздухе», «перелетают с цветка на цветок», танцуют в паре. К запястьям обеих рук на резинке или тесьме прикрепляются крылышки из бумаги, а кисти выполняют роль туловища бабочки. Движения мелкие, трепещущие. Можно изобразить маленьких бабочек, широко растопырив ненапряженные пальцы рук. Для этого упражнения, помимо предложенной музыки, можно использовать «Мотылек» С. Майкапара.

Руки-«цветы»: плечо и предплечье — «стебель цветка», кисти — «чашечки разных цветов» (ромашка, тюльпан, одуванчик и т. д.). Цветы растут, раскрывают чашечки к солнышку, их раскачивает легкий или сильный ветер,
наклоняет, пригибает к земле. Цветы «разговаривают» друг с другом, танцуют  и т. д. Можно прикрепить искусственные цветы или бантики к запястьям и выполнять плавные медленные движения руками — «цветы танцуют вальс».

«Руки художника» — упражнение на напряжение и расслабление локтевых суставов, предплечья, кистей. В руках у детей воображаемые карандаши, палочки, мелки, кисти, которыми они «рисуют» на стене или большом листе бумаги, прикрепленном к ней, на мольберте, песке. Руки напряжены или расслаблены, когда рисуют кистью. «Рисовать» нужно то правой, то левой рукой, можно «рисовать» одновременно двумя руками (солнышко, бабочку, елочку и т. п.). Для расслабления всей руки (от плеча) можно одной или двумя кистями «красить» забор, стену, стол, скамейку, пол и т. п.

«Руки дирижера»: в зависимости от инструмента (например, скрипки «поют» или играют пиццикато), руки расслабляются или слегка напрягаются. Это упражнение можно выполнять под другие музыкальные произведения, в
которых ярко и по-разному солируют инструменты: труба, барабан, флейта, скрипка, рояль и т. п.

«Поющие руки»: свободная импровизация.

Когда ребенок прочувствует свои возможности по воплощению образов с помощью музыкальных звуков и собственного тела, ему захочется воплотить свою мечту — чтобы руки умели, как определил это состояние Ф. Шопен,
«управлять звуками». Так у ребенка появляется интерес к тому, чтобы читать нотный текст, озвучивая его своими
пальчиками. Ребенок становится исполнителем, и этот результат доставляет ему не меньшее удовольствие, чем
новая игрушка, компьютерная игра и другие занимательные для него вещи. При таком подходе игра на инструменте очень нравится детям. Выученную песенку они с удовольствием исполнят для близких, друзей, будут использовать в играх с куклами, напевать, подбирать на других инструментах, играть вместе с мамой в ансамбле (если она владеет
инструментом). Так исполнительство становится для ребенка по-настоящему увлекательной игрой и в то же время активизирует его к собственному музицированию и творчеству.

Есть еще одна важная деталь: в процессе музыкальной игры у ребенка активизируется и развивается эмоционально-волевой механизм («я могу!»), формируется вера в свои силы и возможности (оптимизм).

Все, что делает ребенок на эмоциональном подъеме, есть предел его нынешних возможностей, это его достижения, его победы над своим недугом! Как можно оценить эту работу? Конечно, только на отлично!

Не обойдены на занятиях ни эстетический, ни эмоциональный компоненты. Причем эмоциональному компоненту отводится первостепенная роль. Психологи утверждают: матерью учения является отнюдь не повторение, а эмоциональное подкрепление. Многократный механический повтор может снизить или «убить» интерес и инициативу и в результате сделать весь процесс игры малоэффективным. Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент проходит для ребенка незаметно, причем это несет еще и огромный оздоровительный эффект: повышение эмоционального настроя
влияет на участки мозга, связанные с эмоциональным центром коры головного мозга, что помогает организму вырабатывать эндорфины — клетки, отвечающие за здоровье.

Для создания на занятии атмосферы эмоционального удовольствия очень важны личностные качества педагога: доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность все то, что не может быть проявлено формально.

Необходимый компонент каждого занятия в детском саду — релаксационный отдых (мышечная релаксация). Поясню всю важность и полезность такого отдыха для ребенка. Ребенку трудно, практически невозможно управлять напряженными мышцами, а тем более играть на музыкальном инструменте. Релаксационный отдых является прекрасной возможностью снять мышечное и эмоциональное напряжение, накопленное в процессе занятия. Хорошая мышечная релаксация — это чередование движения и расслабления. Необходимо помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным. Поэтому в конце занятия в детском саду использую как активный, так и пассивный отдых. Для активной релаксации можно использовать большие и маленькие мячики, воздушные шары, сухой бассейн, мягкие игровые модули и другие подручные средства. Можно также предложить ребенку потанцевать под подвижную веселую мелодию. В любом случае ребенок должен почувствовать радость от движения и чувство легкой мышечной усталости.

Затем можно переходить к пассивной релаксации. Прекрасной формой релаксационного отдыха является игра «Волшебный коврик» (авторская разработка Д. Б. Юматовой).

Во время проведения этой релаксационной игры звучат специально подобранные музыкальные программы и аранжировки для детей (например, «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш у моря»). Последовательность следующая: ребенок ложится на коврик в удобной для него позе (на спине, на боку), это позволяет снять нагрузку с позвоночника (что очень важно для профилактики сколиоза); для того чтобы достичь состояния пассивной релаксации, необходимо предложить ребенку несколько дыхательных упражнений;  работа с образами в состоянии релаксации способствует развитию у ребенка воображения, что поможет
ему более выразительно исполнять музыкальные произведения.

Приведу один из вариантов релаксационного отдыха.

«Волшебный коврик» умеет делать разные чудеса. Но для того, чтобы они произошли, надо произнести волшебные слова — они очень простые и их легко запомнить: «Раз — два — три — отдохни» — тихонько зайти на коврик и лечь. «Волшебный коврик» — это то место, где ушки хорошо слышат, глазки хорошо видят, а наше тело нас хорошо слушается и выполняет все наши просьбы. Проследите за своим дыханием… Вдох—выдох…

…Представь, что ты находишься внутри большой телефонной нервной сети, которая располагается по всему твоему телу. Много проводов, от каждого органа тянутся они к Мозгу. По нервным телефонным проводам от разных органов бегут, торопятся в Мозг много важных сигналов, и среди них сейчас торопится самый главный: я немножко устал и сейчас мне надо отдохнуть. Уши мои услышали это сообщение и по телефонным проводам-нервам побежало в Мозг главное сообщение, — и вот мой Мозг услышал его и попросил мышцы мои расслабиться, чтобы я смог отдохнуть… Вдох-выдох, вдох-выдох… Чувствуете, как расслабляются ваши мышцы? Я сейчас попробую поднять вашу руку, и она упадет как тряпичная… Очень хорошо. Наши мышцы отдыхают… Значит, Мозг услышал это сообщение… Вдох-выдох, вдох-выдох… А мы переносимся на сказочную полянку…

Представь себе полянку, на которой растет мягкая травка-муравка, ты лежишь на ней, как на перине, над тобой склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, твои глаза закрыты, и ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои лоб, щеки, дотрагиваются до твоих губ и рисуют улыбку… Тебе хорошо, приятно… Ты решил понюхать этот полевой цветок, вдыхаешь его запах, и воздух идет от левого носочка твоих ног — к голове, а потом спускается вниз по правой стороне тела и выходит через правый носочек. Вдох (вдыхаем через левый носочек, воздух двигается по телу вверх к макушечке) — выдох (воздух движется вниз: от макушечки по телу и выходит по правой стороне тела через правый носочек).

…Ты прекрасно отдохнул. Пошевели пальцами рук, ног. Сожми пальцы в кулаки. Согни руки в локтях и, подняв их над головой, соедини в замок. Хорошо потянись всем телом, сбрасывая с себя остатки сна… Опусти руки… Разотри свои ладошки до появления тепла. «Умой» лицо, шею теплыми ладонями. Перевернись на бок, немного полежи на боку, перевернись на живот и, как отдохнувшая кошечка, потянись, прогнув спинку. Вставай на ножки… Улыбнись.

По мере взросления ребенка игровой компонент занятия в детском саду убывает, а форма его проведения все более приобретает стандартные формы.

Подведем итоги…

«Волшебные клавиши» — это методика музыкально-педагогической реабилитации (одно из направлений музыкальной терапии), использующая игру на инструменте как средство:

  • формирования тонкоориентированных движений рук и пальцев;
  • разработки артикуляционного аппарата;
  • развития речи;
  • коррекции психомоторных реакций;
  • развития всех сенсорных систем;
  • развития памяти;
  • развития психоэмоциональной сферы ребенка;
  • профилактики эмоциональных отклонений.

В методике применяются как активные, так и пассивные виды музыкотерапии — в зависимости от степени участия ребенка в процессе коррекции и реабилитации.

Хочу также отметить, что игровая методика «Волшебные клавиши» может быть полезна для гармоничного всестороннего развития любого ребенка.

Методики, используемые в работе:

Российские:

  1. Методика овладения основными навыками игры на фортепиано «В музыку — с радостью» О. Геталовой и И. Визной.
  2. Методика освоения основ музыкальной грамоты Е. Королевой.
  3. Музыкальная азбука Н. Перуновой.
  4. Педагогическая система формирования музыкальности (Н.А. Ветлугина).
  5. Методика Железновых «Музыка с мамой».

Американские:

  1. «Soft way to Mozart» (Interactive Piano and Music Learning Soft Ware) Hellene Hiner.

Немецкие:

  1. «Wir Musizieren am Klavier» John W. Schaum.
  2. «Alfred’s Klavierscule fur Erwachsene » Willard. A. Palmer, Morton Manus, Amanda V. Lethco.

Коррекционно-развивающие методики:

  1. Метод музыкально-педагогической реабилитации (д. м. н. С.В. Шушарджан).
  2. Ортобиотические методы10 (д. ф. н., засл. деятель науки РФ В.М. Шепель).
  3. Фонопедический метод развития голоса (проф. В.В. Емельянов).
  4. Методика усовершенствования органов чувств (И.Ю. Матюгин), основы эйдетической памяти.
  5. Методика Джекобсона, способствующая осознанию процессов напряжения—расслабления (подробно раскрыта в работе И.Г. Выгодской с соавторами).
  6. Методы и техники креативной терапии (телесно-ориентированная терапия, игротерапия, ритмопластика), изложенные в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Практикум по креативной терапии». (СПб., 2001).
  7. Методика танцевально-двигательного творчества (Н.В. Фомичева).

Автор — Д.Б.Юматова. Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, май 2012.