ребенок в детском саду

детский сад

«Почта Ученого Кота» — игровой проект в детском саду, направленный на развитие познавательной инициативы ребенка-дошкольника. Проект реализуется в Центре развития ребенка — детском саду № 2336 (г. Москва, ЦАО). 

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы» (А.Кинг)

В детский сад приходят дети с разной познавательной мотивацией. Ее низкий уровень у некоторых детей обусловлен не только влиянием компьютеров и телевидения, но и неправильным поведением взрослых в отношении детских вопросов. Ведь уничтожить любознательность проще простого! Пару раз не ответить на вопрос, отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…»). Пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. А самым неподходящим ответом на вопрос «Почему?» становится ответ: «Потому что». Получая такие ответы на вопросы, ребенок рано или поздно перестанет их задавать.

К сожалению, такое происходит все чаще, а ведь вопросы нужны человеку, чтобы ориентироваться в окружающем мире, прокладывать путь в неизвестное. Умение задавать вопросы — это искусство, которому мы учимся всю жизнь.

Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно формулировать вопросы и не бояться их задавать.

Кому-то может показаться странным, но множество взрослых людей стесняются задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которые легко можно было бы избежать. Поэтому очень важно убедить малыша, что чего-то не знать — не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти.

Для того, чтобы дети не боялись и умели задавать вопросы, в нашем Центре уже второй год подряд работает «Почта Ученого кота» — познавательно-игровой проект в детском саду.

Идея проекта возникла у педагога-эколога нашего Центра развития ребенка, этот же педагог и стал «Ученым Котом». Однако не все детские вопросы относятся к сфере экологии, а ответы обязательно должны давать специалисты, поэтому детские письма, при необходимости, переадресовываются другим педагогам. Например, на вопрос «Как сделать так, чтобы все дети со мной дружили?» отвечал педагог-психолог, играя при этом роль Феи Вежливости, а на вопрос «Почему Рождество в Англии и в России отмечают в разное время?» — отвечал кот Куки вместе с преподавателем английского языка. В качестве «Ученого кота» могут выступать воспитатели, а координатором такого проекта может быть старший воспитатель.

Работать почта начала сразу, как только во всех группах появились объявления о том, что Ученый Кот любит получать письма и отвечать на них и приглашает всех детей и родителей писать ему и его друзьям. При входе в детский сад мы поместили почтовый ящик с надписью «Почта Ученого Кота» и сообщили родителям о том, как почта будет работать. Объявление выглядело так:

объявление

Первые письма выглядели как обычные записки, в которых содержался только вопрос и имя ребенка, задавшего этот вопрос. Когда в группу принесли первое письмо с ответом, девочка, получившая его, скромно убрала письмо в свой шкаф, чтобы прочитать вечером дома. Реакция других детей была очень бурной. Они взялись самостоятельно писать Коту. Но дети не должны писать самостоятельно, чтобы не закреплять ошибок в письменной речи. Об этом мы сразу же поговорили с воспитателями и они, призвав на помощь родителей, стали помогать детям в переписке. Оказалось, что даже взрослые не всегда владеют правилами эпистолярного жанра. Это не удивительно, ведь сейчас все пользуются Интернетом. Но неизменно правильно оформленные ответы Кота привели к тому, что детские письма стали также оформляться правильно. Появились слова «здравствуй» и «до свидания», рассказы о впечатлениях от предыдущих писем.

Для нас очень важно, что дети обращаются к взрослым за помощью в написании письма, ведь это не только помогает избежать ошибок, но и устанавливает эмоциональный контакт между детьми и родителями.

Здесь особенно важна роль воспитателя группы, ведь его реакция на получение письма ребенком во многом определяет дальнейшее желание детей участвовать в такой переписке. Мы заметили, что если воспитатель «замечает» каждое письмо, обсуждает с ребенком его вопрос, просит у малыша разрешения прочитать ответ детям всей группы, то из такой группы письма приходят чаще, чем из той, где письмо просто прячется в шкафчик ребенка.

Постепенно изменяется и отношение родителей к развитию познавательных интересов малышей. Занятые работой взрослые вдруг замечают, что ребенка волнуют интересные вещи. Ответ Кота также прочитывается взрослыми. Кроме того, почти на каждый вопрос «Как?» Кот предлагает провести простой эксперимент, который, чаще всего невозможно провести в условиях детского сада. Например, получить «волшебные чернила» из крахмала и йода.

Часто эксперимент, предложенный ребенку, предельно прост и известен родителям, это дает возможность маме или папе более точно объяснить ребенку происходящее. Например, на вопрос «Зачем белке такой пушистый хвост?» можно просто ответить, что это – руль, парашют и одеяло для зверька. Но, если предложить в качестве наглядного пособия обыкновенный бумажный самолетик, то все становится просто и ясно, к тому же опыт может стать началом занимательной игры папы с ребенком.

Беседуя с детьми о письмах Кота, мы с удивлением обнаружили, что все термины, употребляемые в письмах-ответах, свободно используются детьми в речи. Например, сочетание «звездная туманность» нехарактерно для шестилетнего ребенка, но, как оказалось, вполне доступно для его понимания. Этот термин упоминался в ответе на вопрос «Как появилась планета Земля?». Здесь же был предложен несложный опыт с воздушным шариком в тепле и на морозе, чтобы показать, как сжимается газ при холодной температуре. Этот опыт, несмотря на простоту, заинтересовал ребенка и вызвал желание рассказать другим о его проведении и результатах.

Часто при написании ответа сложность состоит не в том, что ответить, а в том, как ответить, чтобы малыш понял, чтобы у него появилось желание спрашивать снова и снова.

Иногда из одного вопроса возникает целый исследовательский проект, ценность которого именно в том, что вопрос задали сами дети, а значит, им это действительно интересно. Вот, например, пришло Коту письмо с вопросом «Откуда берутся цветы?» Легко ли ответить так, чтобы было понятно? Вот и присылает Кот в группу посылку с луковицами, корневищами и семенами цветов и подробно рассказывает о том, что со всем этим делать. Конечно, выгонка луковиц здесь не предусматривалась, но дети смогли сами посадить растения и понаблюдать за процессом их роста и цветения. Они измеряли длину ростков, зарисовывали листья и бутоны и к 8 марта порадовали своих мам цветущими нарциссами.

А Кот с удовольствием получал письма-описания происходящего с растениями. Конечно, эта работа заранее была согласована с педагогами группы, им досталась большая доля участия в этом проекте. Часто бывает, что письмо дети составляют на занятиях по развитию речи или в результате наблюдения на прогулке. Здесь тоже важно, чтобы воспитатель правильно записал и составил письмо с учетом мнения каждого ребенка, тогда и ответ будет касаться каждого малыша.

На наш взгляд важно, чтобы дети могли видеть того, кому адресованы их письма. Это помогает поддерживать интерес к игре. Наш Кот живет в экологической лаборатории. У него есть скамеечка под волшебным деревом, с которой он наблюдает за экологическими занятиями детей. Дети знают, что кот не умеет говорить по-человечески, но, умеет слушать, читать и писать, а это – очень важные качества для друга. Всегда можно в перерыве подойти к Коту, погладить его, поговорить с ним.

Игровая форма позволяет вовлечь в игровой проект в детском саду большое количество воспитанников, так как каждый хочет стать счастливым получателем письма.

Некоторые мамы были удивлены тем, что малыш, не будучи, по сути, почемучкой, вдруг начинает придумывать вопросы, внимательно смотреть по сторонам, чтобы увидеть необычное и спросить о нем, только для того, чтобы иметь возможность опустить письмо в почтовый ящик и затем получить ответ на глазах всех детей в группе. Родители охотно принимают участие в поиске вопросов для Кота, помогают малышу увидеть необычное, правильно сформулировать вопрос.

Если первое время вопрос задавался в большей мере для того, чтобы просто получить письмо, то теперь дети спрашивают о том, что им действительно интересно, они помнят все свои вопросы и охотно делятся с другими полученными знаниями.

Необходимость принимать участие в составлении писем Коту приводит к тому, что некоторые родители сами становятся активными участниками переписки. В письмах мы получаем не только вопросы, но и рассказы о том, где семья провела каникулы, что интересного увидели, о чем узнали из прочитанных книг.

Добавляются рисунки старших братьев и сестер. Таким образом, в процесс познавательного развития малыша невольно включаются все члены его семьи.

Все это позволяет нам не только изучать особенности общения взрослых с детьми в семье, но и показать родителям новую возможность для общения с ребенком, привлекать их к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Грамотные родители оценят такую возможность расширения кругозора малыша, а заинтересованный педагог поможет и менее внимательным родителям понять ценность участия в такой переписке.

Из бесед с родителями мы узнали, что участие в проекте «Почта Ученого Кота» не только научило детей более внимательно смотреть на мир и задавать глубокие вопросы, но и дало возможность родителям научиться грамотно и понятно отвечать на многочисленные детские «Почему?».

Важным нам кажется тот факт, что дети не боятся удовлетворять свои познавательные интересы, они уверены, что если возникнет необходимость, то можно получить любую информацию. Вот, например, диалог детей подготовительной к школе группы во время выхода на прогулку:

— А вот ты не знаешь, почему в дорожке ямы появляются.
— Ну и что? Вот напишу Ученому Коту – и буду знать.

Мы считаем, что «Почта Ученого Кота» — интересная педагогическая находка, позволяющая сочетать игру с поддержкой и развитием детской познавательной инициативы.

Благодарим за предоставленный материал заведующую Центра развития ребенка — детского сада № 2336 Ирину Николаевну Павленко.