ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Скажите, пожалуйста, где найти информацию, какие игрушки по возрасту должны быть в группе, какие пособия? Не в смысле «должны», а в смысле, какие нам купить. Из воспитателей эту информацию вытаскиваем клещами, они стараются просить всякие бытовые вещи типа пылесоса, краски и дивана.

А что надо, например, в младшую, среднюю, подготовительную группу в качестве пособий для образования и развивающих игр? Где-нибудь есть такие рекомендации? Сейчас в среднюю мы покупали ролевые игрушки. Может, в следующем году настольные?

Отвечает Татьяна Тамбовцева, детский психолог:

Ответ на вопрос: «Какие детям нужны пособия для образования и развивающие игры?» неожиданно прост. Всё, с чем соприкасаются дети, играет для них развивающую и образовательную роль. Просто какие-то игрушки и игры делают это лучше и экологичнее, какие-то — не столь эффективны. Давайте же проследим за этапами (весьма условными) взросления детсадовских малышей и попробуем ответить на вопрос.

Дети младшей группы — условно говоря, двух-трехлетние – наверное, самые непоседы. Помните Петю Пяточкина? Столько всего надо попробовать, сделать, успеть! Самыми лучшими игрушками и играми для деток в этом возрасте станут те, которые позволят прикоснуться к изобилию разнообразных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных. А лучше всего, когда одна игрушка сочетает в себе воздействие сразу на несколько органов чувств. Например, яркая игрушка, набитая шуршащим целлофаном, сшитая из разных на ощупь лоскутков. Или куколка, пахнущая корицей, с бусами, которые можно перебирать пальчиками. Даже плотный яркий мешочек с песком станет отличной развивающей игрушкой.

С другой стороны, в этом возрасте детки начинают играть с игрушками, наделяя их какими-то качествами; это своего рода ролевые игры. Кроме описанных выше игрушек хорошую службу им сослужат вальдорфские куклы и игрушки в стиле примитив. Кстати, они очень просты в изготовлении, с ними справится даже мамочка, шившая только на уроках труда в школе. Чем же хороши эти игрушки? Во-первых, при их изготовлении используют преимущественно натуральные ткани и материалы пастельных тонов — натуральная шерсть, лен (чаще неокрашенный), хлопок, деревянные бусины и пуговицы. Во-вторых, эти игрушки безлики или же лицо обозначено очень условно — глаза и иногда нос. Выражение лица игрушки, ее роль в каждой игре может быть новой, давая простор воображению ребенка.

Еще я бы порекомендовала использовать уже в младшей группе карточки по Доману. Конечно, для детского сада их стоит заламинировать или даже приклеить на плотный переплетный картон. Можно их скрепить кольцом-клипсой, чтобы карточки из одного набора оставались вместе, а воспитатель не собирал бы их по всей группе в конце дня. Я бы не стала рассчитывать, что воспитателю удастся завладеть вниманием всей группы, чтобы продемонстрировать карточки по всем правилам, поэтому предоставим детям возможность поиграть с ними, рассмотреть картинки и запомнить подписи. Пусть дети еще не умеют читать — изображения слов они запомнят, не сомневайтесь.

И на сладкое могу порекомендовать «развивающие панели» — большие плоские коробочки, на крышке которых прикреплены разнообразные кнопочки, звонки, трещотки, колесики, бусинки — словом, все, что может двигаться, нажиматься, пищать, звенеть, стучать, трещать! Помните, раньше были такие? Вы можете сделать такую же самостоятельно, в садике ей будет самое место на стене, на высоте глаз деток.

Переходим в среднюю группу — здесь у нас детишки трех-четырех лет. Они уже немного усидчивей, у них уже получается относительно долго играть вместе и/или с игрушками. Вот и предоставим им игры и игрушки для совместной игры.

В этом возрасте малыши уже неплохо справляются с кубиками и кирпичиками — значит, самое время дать им стройматериалы! Никитины рекомендуют использовать для игрушечного строительства деревянные кирпичики и уже знакомые нам мешочки с песком. Конечно, здесь воспитателю нужно будет проследить, чтобы стройматериал не летал по группе и не превратился в грозное оружие.

В средней группе не обойтись без ролевых игрушек — полностью поддерживаю ваш выбор. А в дополнение к готовым игрушкам можно предложить деткам своего рода «полуфабрикаты» — предметы, которые в разных играх могут найти разное предназначение. Это и лоскутки ткани, и шнурки, и деревянные или пластмассовые шарики, и многое другое. Главное, чтобы эти игрушки не были опасны для деток и соответствовали требованиям санэпидемстанции (в частности, чтобы их можно было помыть или постирать).

Еще деткам средней группы будет интересно поиграть в игру Никитиных «Сложи узор» (опять же, карточки к игре нужно будет сделать износостойкими). Будет отлично, если воспитатель сможет уделить какое-то время и представить игру малышам.

В старшей и подготовительной группе дети начинают осваивать алфавит и счет. Значит, здесь будут уместны кубики Зайцева в износостойком исполнении, большие буквы и цифры для игр (например, из вспененной резины), а также упоминавшиеся ранее карточки Домана. Это поможет сделать усвоение грамоты и счета в забавную игру, где дети стремятся перещеголять друг друга, сделать нарочные, смешные ошибки, и между делом применить и закрепить новые знания.

Будут уместны и такие развивающие игры, как «Сложи куб» и его вариации. В принципе, к этой игре можно подступиться и гораздо раньше — но с обязательным участием взрослого. А в четыре-шесть лет у деток уже обычно хватает настойчивости и терпения, чтобы попробовать разобраться самостоятельно.

Чтобы облегчить детям вступление в школьную жизнь, можно предложить им игры, развивающие ловкость пальцев. Да, обычно такие игрушки и игры рекомендуют более младшим детям — под руководством взрослых. Но стоит помнить о том, что воспитатель обычно один, а деток много, поэтому не будем требовать невозможного. В старшей группе будут пользоваться успехом шнуровочки, мозаика, конструкторы с более мелкими деталями, игрушечные наборы для вышивания и для изготовления простых игрушек.

Ко всему написанному хочу добавить, что полезно предоставлять детям игры и игрушки «на вырост» — в разумной мере, конечно. Естественно, многое зависит от отношения воспитателя и руководства садика в целом, но и мы, родители, тоже влияем на то, что вынесут наши дети из детсадовской группы.