ребенок в детском саду
5jtCeReNx12oajqq6DzuGCh

игры на прогулке

Автор статьи — Наталья ПРИЩЕПЕНОК, методист МОАУ ДОД «ЦРТДЮ города Кирова».

Автор иллюстрации — Анна ЛУКЬЯНОВА. 

Лето – бесценное время для развития детей. Именно летом дети больше времени проводят на свежем воздухе, где можно играть в разные игры на прогулке. Летом ребёнок не скован ворохом одежды, то есть игры на прогулке могут быть подвижными.

Время, проведённое детьми на прогулке можно использовать для развития их исследовательских навыков – игры на прогулке могут быть связаны с изучением окружающего мира.

Расширяется и становится разнообразнее предметная среда вокруг ребёнка – на прогулке в играх можно использовать необычные предметы, не такие, как в условиях игр в группе: камушки, палочки, песок, воду. В процессе игр на прогулке дети изучают окружающую природу, ведь вокруг столько цветов, деревьев, кустарников и трав!

Некоторые из игр на прогулке можно проводить и в помещении. Но, проведённые на прогулке, они будут давать для развития ещё больший эффект, так как тут будет присутствовать элемент неожиданности, повышающий мотивацию детей к участию в игре, и, как следствие, повышающий её эффективность. Так, например, замена в игре на прогулке обычных карточек с изображением предметов на настоящие природные материалы повышает интерес детей к играм на прогулке, делает их более увлекательными и познавательными для детей.

Некоторые из игр на прогулке – прекрасная возможность гулять с детьми во время дождя на закрытой веранде, когда нет возможности играть с ними в подвижные игры, рассчитанные на передвижение по всему участку или спортивной площадке. Дождь – не повод сидеть весь день в помещении, и именно такие малоподвижные игры на прогулке помогут организовать правильно время детей, для того, чтобы они могли дышать свежим воздухом даже во время дождливой погоды.

Восприятие ребёнком игры на прогулке совершенно иное, чем в условиях помещения.

Совместная игровая деятельность сближает воспитателя и детей. Свежий воздух, солнце, летняя богатая растительностью природа создают совершенно новую среду и становятся помощниками воспитателя в развитии ребёнка.

Игра на прогулке с детьми «Интонации»

В возрасте трёх – четырёх лет дети ещё недостаточно хорошо могут выражать и понимать эмоции. Эта игра на прогулке развивает у детей артистические способности, умение чувствовать и выражать эмоции, правильно интонировать.

Задание: произнести какое-либо слово с разными интонациями.

Каждый ребёнок по очереди определяет для себя какой-нибудь предмет из находящихся на площадке для прогулки и произносит это слово так, как ему говорит ведущий (в данном случае это воспитатель). Если ребёнку неизвестно то или иное эмоциональное состояние, то воспитатель может попросить остальных детей рассказать, что это за эмоция или описать её для ребёнка самостоятельно.

Например, слово «Дерево». Примеры интонаций: громко, тихо, кратко, растянуто, вопросительно, утвердительно, восторженно, удивлённо, задумчиво, испуганно, разочарованно, торжественно, гордо, испуганно, радостно, равнодушно, весело, в полудреме.

Возможно два варианта игры:

  • с разными интонациями слово произносит один человек;
  • слово произносят по очереди подряд все дети, у каждого – своя интонация.

Второй вариант этой игры на прогулке: слово с разными интонациями произносит воспитатель, а дети определяют, какие эмоции он выражает в том или ином случае.

Третий вариант – эмоции «выражает» кукла, которую держит в руках воспитатель или ребёнок. Детям свойственно присваивать куклам свои эмоции, таким образом, ему будет легче научиться их выражать. Так по понятной причине у кукол эмоции не отражаются на лице, воспитатель или ребёнок, говоря за куклу, должны активно интонировать и сами показать эти эмоции.

Игра на прогулке с детьми «Покажи эмоцию»

Игра развивает умение выражать свои чувства и правильно понимать, что чувствуют другие люди.

Все играющие встают в круг. Воспитатель объясняет детям, что такое пантомима – в данном случае, изображение предметов и действий без слов.

Задание: каждый участник по очереди придумывает и изображает какое-либо действие с воображаемым предметом, при выполнении которого участник должен выразить соответствующую действию эмоцию. Все остальные должны отгадать, какое действие (с каким воображаемым предметом) он показывал, и какую эмоцию выражал.

Первым, для примера, может показывать ведущий. Если для детей трудно выполнять действие с воображаемым предметом, они могут передавать из рук в руки какой-нибудь небольшой предмет, например, камушек, и производить действия с ним, представляя его в виде другого предмета, который придумали сами.

Можно разделить выполнение задания на два этапа: вначале ребёнок показывает действие с предметом – дети отгадывают, какой предмет он им показал. Затем они определяют эмоцию, которую вызвало это действие.

Также ведущий может сказать каждому участнику, что он должен делать, и с каким предметом.

В данной игре у ведущего очень активная роль: он должен направлять детей, наводящими вопросами подводя их к правильному ответу, активизируя их мыслительную деятельность, если дети затрудняются при ответе.

Примеры предметов и действий: съесть конфету, съесть лимон, выпить стакан очень горячего чая, понюхать розу, услышать по телефону радостную новость, поднять тяжёлый камень, копать грядку лопатой, очистить горячее яйцо вкрутую, очистить и порезать луковицу, «залезть» на дерево, спрятаться под зонтиком во время дождя, посадить цветы, прополоть грядку, надуть воздушный шарик, поиграть в мяч.

Игра на прогулке с детьми «Десятки»

Эта игра развивает навыки устного счёта, умение считать до десяти, двигательные навыки, координацию.

Для игры на прогулке нужен мяч, который хорошо отскакивает от поверхности, и ровная стена.

Играть можно индивидуально и командами.

Задание: отбивать мяч от разных поверхностей различными способами по десять раз, одновременно считая, чтобы не сбиться. Если в какой-то момент играющий ошибается и мяч отлетает в сторону, он должен начать выполнять своё задание сначала. Задания постепенно усложняются.

1 задание — Десять раз покатить мяч по земле к стене и поймать его.

2 задание — Десять раз отбить мяч от земли.

3 задание — Десять раз отбить мяч от стены.

4 задание — Десять раз отбить мяч от стены, перепрыгнув через него, когда он отскочил от стены.

5 задание — Десять раз отбить мяч от стены, и пока он летит, успеть обернуться вокруг себя, и, обернувшись, поймать мяч.

6 задание — Десять раз подбросить мяч и поймать.

7 задание — Десять раз подбросить мяч и поймать, обернувшись вокруг себя, пока он летит.

8 задание — Десять раз подбросить мяч и поймать, прыгая на одной ножке, пока он летит.

9 задание — Десять раз подбросить мяч и сделать так, чтобы он ударился о землю, пролетев сквозь сомкнутые кольцом руки.

10 задание — Десять раз отбить мяч от земли и, пока он летит, успеть обернуться вокруг себя, и, обернувшись, поймать мяч.

Игра на прогулке с детьми «Мы поэты!»

Эта игра развивает творческие способности, образное мышление, умение выражать свои мысли, правильно выстраивать предложения, пополняет словарный запас.

Задание: досочинить строчки, которые ведущий предлагает детям. Играть можно как индивидуально, так и командами. Воспитатель зачитывает детям первые одну или две строчки стихотворения, дети сочиняют строчки в рифму, с соблюдением ритма, произносят их, а воспитатель их записывает.

Также, можно придумывать первые строчки стихов прямо во время прогулки, о тех предметах, которые дети видят вокруг.

Примеры начальных строчек: Как-то шёл домой по лужам… Шли мы лесом по тропинке… Я сломал у мамы вазу… Мы ходили по музею… Я гулял вчера в лесу… Телевизор я включила… Мы на лыжах побежали… Сидит котёнок на столе… Пошли вчера мы в магазин, не оказалось там корзин… Каталась я на карусели, с неё сошла я еле-еле… Ребята куда-то неслись без оглядки… На клумбе красивый цветочек расцвел… Снег выпал… Весна наступила, сосульки висят… Вот лето пришло и жару принесло… Я люблю ходить в кино… Я нарисовал картину… Подарили мне коня… Мы играли дома в мяч… Был героем я вчера… Закрутились еле-ела на площадке карусели… Съел вчера я два пломбира… Торта кусок на столе оказался, я до него случайно добрался… Веник в руку я беру — в доме чисто приберу… Мы ходили на прогулку, шли пешком по переулку… Мы качались на качели…

 

Игра на прогулке с детьми «Что за слово?»

Эта игра развивает фонематический слух и словарный запас.

Играют две команды. Играть можно с детьми, которые уже умеют читать. Каждой команде выдаются карточки со словами из трёх, четырёх или пяти букв.

В комплекте две карточки: на одной слово написано целиком, а на другой в словах пропущено по одной букве, гласной или согласной. Команда сначала придумывает описание слова, говорит его команде-противнику, а потом выдаёт ей карточку с пропущенной буквой.

Задача – понять, какое это слово и вставить в него недостающую букву. Можно предварительно объяснить детям правило о проверочных словах (изменяем слово таким образом, чтобы буква, которую не знаем, как писать, была чётко слышна).

Примеры слов (пропущенной может быть выделенная буква): лес, вес, нога, коса, роса, часы, рога, носок, весна, вода, песок, сказка.

Игра на прогулке с детьми «Чья змея длинней?»

Эта игра развивает умение работать в команде, действовать по алгоритму, аккуратность, внимательность. Играют команды.

Задание: за определённое время, например, 30 секунд, команды должны составить из маленьких камушков, собранных во время прогулки, «змею». Выигрывает команда, чья змея окажется длиннее.

Строить «змею» можно двумя способами:

  • сразу всей командой вместе;
  • по принципу эстафеты, добегая по одному человеку по очереди до линии финиша, присоединять к «змее» по одному камушку.

Заданий по выкладыванию «змеи» может быть несколько.

Варианты заданий:

  • Камушки выкладываются внутри обруча, вдоль его контура.
  • Вдоль изогнутой скакалки, которую ведущий предварительно выкладывает на полу, на линии финиша. «Змея» из камушков должна точно повторять линию скакалки.
  • «Змея карабкающаяся». Ставить камушки сначала на землю горизонтально, потом вертикально, чтобы «змея» достала до скамейки или столика, потом кубики располагаются снова горизонтально по столу или скамейке.
  • «Геометрическая змея». Выложит «змею» из камушков в виде круга, треугольника, квадрата, овала.
  • «Змея — молния». Выложить «змею» зигзагом, так, как обычно рисуют молнию.
  • «Змея» — спираль. Выложить камушки по спирали.
  • «Змея» — бабочка – выложить камушки в виде бабочки.
  • «Змея» свернулась кольцами – камушки выкладываются концентрическими окружностями.

Игра на прогулке с детьми «Весёлые зонтики» (по сказке «Оле-Лукойе»)

Игра развивает внимание и проводится в формате эстафеты. Участвуют две команды.

Задание: каждый участник команды по очереди добегает до линии финиша, берёт в руки находящийся там зонтик, крутит его в руках, произнося: «Раз, два, три!», кладёт зонтик на место и бежит обратно к команде.

Выигрывает команда, все участники которой быстрее другой преодолеет дистанцию.

Второй вариант — «Весёлые зонтики» (по сказке «Оле-Лукойе»)

Все участники стоят в кругу и передают друг другу зонтик. Тот, у кого в руках зонтик оказывается, должен произнести название какой-либо сказки. Не назвавший сказку выходит из игры, делая шаг назад. Повторять названия нельзя.

Эту игру с детьми можно использовать не только на прогулке, но и на празднике, посвящённом году литературы.

Игра на прогулке с детьми «Полином фантазии»

Эта игра развивает творческие способности, образное мышление, умение выражать свои мысли, правильно выстраивать предложения, пополняет словарный запас.

Игра основана на методе обучения сочинению сказок, придуманном итальянским сказочником Джанни Родари. Играть можно индивидуально или командами. Для более успешной игры и получения хорошего результата, в команде должно быть не более пяти-шести человек.

Детям предлагается найти во время прогулки на участке разные предметы (камушки, травинки, формочки для игры в песочнике, изображающие разных животных и предметы, листики с деревьев, скакалку, обруч, палочки, ветки). Можно, зная, что на прогулке с детьми будет организована эта игра, специально принести с собой на площадку коробку с разными интересными маленькими предметами и игрушками.

Все найденные и принесённые с собой предметы складываются в непрозрачный красивый мешочек. Дети по очереди достают из мешочка по два или три предмета, говорят, как они называются, и сочиняют на основе этих слов предложения.

Вариант этой игры для организации на крытой веранде во время дождливой погоды.

Детям выдаются карточки с написанными на них существительными (если дети уже умеют читать) или с нарисованными предметами и явлениями. Одновременно можно предложить два или три слова. Дети должны сочинить предложение, основываясь на этих опорных словах. Чем дальше по смыслу друг от друга отстоят предложенные слова, тем активнее будет включаться у детей фантазия и творческое воображение.

Если воспитатель уверен, что уровень творческого развития детей достаточно высокий, можно дать задание сочинить целую сказку или историю на основе данных слов. В этом случае детям можно напомнить основные моменты развития сюжета: завязка, кульминация, развязка.

Воспитатель может записать наиболее интересные предложения, сказки и истории, и выпустить альманах или стенгазету с образцами творчества детей, чтобы познакомить с результатами этой весёлой игры родителей и педагогов детского сада.

Примеры слов: сон, собака, сад; кот, холодильник; дерево, корабль; самолет, мяч; крыша, море; валенки, пляж, яблоко; конфета, мотоцикл; булочка, шапка; телевизор, мотор; телефон, страус, поезд; троллейбус, куст, корова; деревня, мел, варенье; песок, письмо; солнце, ириска; лето, конверт; хомячок, свитер; лыжи, арбуз; балкон, апельсин; зарядка, ремонт, кино; автобус, песня, курица; дети, крокодил, осень; урожай, жилет, пианино; гром, снег, космос; санки, вертолет, лес; мороженое, страус, каша; хлеб, веник, кастрюлька; рассвет, сказка, радость; дом, слон, шарик; лист, мяч; зебра, воробей; часы, усы; пыль, торт; река, кит; звонок, путь; будильник, весы; сыр, моль; суп, волк.

Вариант игры: детям можно предложить одновременно пять или шесть предметов или карточек с изображениями предметов и явлений, чтобы они самостоятельно выбрали два или три слова, на основе которых сочинят предложение.

Игра на прогулке с детьми «На одну букву»

Эта игра развивает творческие способности, образное мышление, внимание, умение выражать свои мысли, правильно выстраивать предложения, пополняет словарный запас.

Играть можно индивидуально или командами. Для более успешной игры и получения хорошего результата в команде должно быть не более пяти-шести человек.

Задание: сочинить предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Букву предлагает воспитатель. Количество слов в предложении не ограничено.

Вариант этой весёлой игры: сочинить предложение из четырёх слов. Каждое слово должно начинаться с определённой буквы: первое слово с буквы В, второе – с буквы М, третье слово – с буквы С, четвёртое – с буквы К.

Эта весёлая игра является ещё и тестом на развитие творческих способностей для детей, с помощью которого можно проверить гибкость и быстроту мышления, если дать детям задание сочинить как можно больше предложений за определённое время, например, за три минуты. Чем разнообразнее образы в предложениях, тем лучше гибкость мышления.

Игра на прогулке с детьми «Сыщики»

В возрасте четырёх – пяти лет детям ещё сложно учитывать несколько свойств предмета одновременно. Поэтому с детьми обязательно надо играть на прогулке в эту игру.

Эта игра развивает творческие способности, образное мышление, умение выражать свои мысли, правильно выстраивать предложения, пополняет словарный запас.

Играть можно командами и индивидуально. Ведущий предлагает детям описание «пропавшей» вещи. Дети должны определить, что это за вещь. В этой игре на прогулке может «принять участие» кукла или мягкая игрушка, у которой пропала данная вещь.

Вариант этой игры на прогулке: две команды детей находят на участке для прогулок предметы, не показывая их другой команде, которые затем им описывают. Эти предметы могут быть и стационарными – дом, дерево, качели, горка, песочница, главное, чтобы дети их загадали и правильно описали. Воспитатель может помогать детям при описании и отгадывании предметов.

В этой игре на прогулке могут быть победители – те дети, которые первыми догадались о том, какой предмет описывает ведущий или команда.

Примеры описаний:

  • Зелёный, полосатый, тяжёлый, сладкий (арбуз).
  • Вкусное, сладкое, холодное, сливочное (мороженое).
  • Тёплый, длинный, шерстяной, вязаный, полосатый (шарф).
  • Золотая, мокрая, маленькая, молчаливая, чешуйчатая (рыбка).
  • Круглый, твёрдый, вкусный, коричневый, полезный (орех).
  • Чёрные, парные, тёплые, зимние, валяные, бабушкины (валенки).
  • Прямоугольная, бумажная, интересная, библиотечная (книга).
  • Длинные, быстрые, пластиковые, спортивные (лыжи).
  • Длинный, зелёный, вкусный, свежий, пупырчатый (огурец).
  • Большой, круглый, вкусный, кремовый, бисквитный (торт).
  • Квадратная, красивая, модная, вместительная, кожаная, дизайнерская, мамина (сумка).
  • Нарядное, праздничное, красивое, шёлковое (платье).
  • Вкусный, коричневый, горький (шоколад).
  • Круглый, керамический, цветочный (горшок).
  • Тёплый, пушистый, маленький, милый, когтистый, мурлыкающий (котёнок).
  • Большая, пушистая, охотничья, лающая (собака).
  • Пушистый, бурый, плюшевый, игрушечный (медведь).
  • Кожаные, осенние, непромокаемые (ботинки).
  • Высокие, парные, осенние, резиновые (сапоги).
  • Высокая, крутая, деревянная (горка).
  • Высокое, зелёное, цветущее, растущее (дерево).
  • Низкий, кирпичный, квадратный (дом)
  • Железные, скрипучие, детские, раскачивающиеся (качели).
  • Квадратная, деревянная, полная (песочница).
  • Круглая, красивая, цветочная (клумба).

Игра на прогулке с детьми «Определения»

Эта играразвивает творческие способности, образное мышление, умение выражать свои мысли, правильно выстраивать предложения, пополняет словарный запас.

Играть можно индивидуально или командами.

Задание: за тридцать секунд надо дать как можно больше определений какому-нибудь предмету или явлению. Ведущий засекает время и считает, сколько определений назвал играющий.

Ведущий может просто сказать, к какому существительному надо подбирать определения, а может предложить участникам самим найти на участке для прогулок эти предметы. Второй вариант может быть предпочтительнее для менее подготовленных детей, так как, имея перед глазами образ предмета или явления, им будет проще подобрать к ним определения.

Игра на прогулке с детьми «Цепочки событий»

Эта игра развивает причинно-следственное мышление, умение выражать свои мысли, правильно выстраивать предложения, пополняет словарный запас. В игре активизируется жизненный опыт детей.

Все играющие находятся в кругу. Ведущий говорит вступительное слово о том, что каждое действие и поступок ведут к какому-то следующему событию, причиной которого является предыдущее.

Задание: продолжить цепочку событий, первое из которых задаёт детям ведущий. После этой весёлой игры ведущий может спросить детей, было ли у них в жизни так, что какое-либо событие привело к какому-нибудь последействию. Таким образом, можно продолжить беседу об ответственности за свои поступки.

Усложнённые варианты игры с детьми на прогулке:

— Дети предлагают последствия совершённого действия не только для того человека, который его совершил, но и для окружающих его людей, природы.

— Ведущий предлагает детям рассмотреть и положительные, и отрицательные последствия предложенного им действия. Таким образом, происходит развитие дивергентного мышления у детей.

Варианты событий, предлагаемых ведущим детям: Проспали утром. Забыли покормить кота. Ребёнок не надел шапку в холодную погоду. Не посмотрел на светофор, переходя улицу. Взял домой котёнка с улицы. Не убрали за собой мусор в лесу. Бросили мусор на тротуар. Каждое утро человек ходит пешком на работу. Человек всегда бросает мусор в урну, а не на землю или тротуар. Во дворе построили горку. Выдалось очень жаркое лето. Пошёл дождь. Во всём доме погас свет. В огороде вырос очень хороший урожай. Детский сад закрыли на ремонт. Ребёнок не помыл за собой посуду после ужина дома. Ребёнок разбросал вечером свои вещи по всей комнате.

Игра на прогулке с детьми «Я хочу тебя поймать!»

Эта игра развивает внимание, ловкость, быстроту реакции.

Все дети встают в круг и соединяют свои руки ладонями таким образом: левая рука ладонью вниз, на ладони соседа слева, правая рука – ладонью вверх – под ладонью соседа справа. Все говорят хором слова: «Раз, два, три, четыре, пять — я хочу тебя поймать!».

На последнем слове все пытаются одновременно поймать правой рукой руку соседа справа и убрать левую ладонь с руки соседа слева, чтобы он её не поймал. Те, чью руку всё-таки поймали, выходят из игры, делая шаг назад.

Игра на прогулке с детьми «Солнце, снег и дождь»

Эта игра развивает образное мышление, умение выражать свои мысли, пополняет словарный запас.

Играть можно командами. Каждой команде предлагается дорисовать рисунки, нарисованные на асфальте цветными мелками: солнце без лучей, снежинка, тоже без лучиков, тучка без проливающихся из неё капель дождя.

Задача детей: по очереди, пририсовывая к солнцу и снежинке лучики, в тучке – дождинки, называть, какими качествами обладают солнце, снег и дождь.

Сначала рисует одна команда, потом – другая, и так далее. Повторять определения нельзя. Выигрывает та команда, которая нарисует больше элементов и назовёт больше определений.

Варианты игры на прогулке «Солнце, снег и дождь».

Можно на асфальте нарисовать изображения и других разнообразных предметов и явлений, к которым можно пририсовывать разные элементы, называя их определения: ель (пририсовывать иголки); новогодняя ель (ёлочные игрушки); дом (нарисовать силуэт дома, а пририсовывать его элементы: окна, балконы, антенны на крыше, двери и т. д.); лес (пририсовывать деревья); море (пририсовывать волны); цветок (лепестки); космос (звёзды, планеты, кометы); небо (облака); торт (дорисовывать розочки на торте); платье (оборочки); парк (скамейки, аттракционы, дорожки, пруд и т. д. – разнообразные элементы садово-паркового дизайна); клумба (цветы).

Игра на прогулке с детьми «Загадочный предмет»

Эта игра развивает у детей образное и логическое мышление, умение выражать свои мысли, классифицировать предметы, пополняет словарный запас, учит классифицировать предметы. Играть можно командами или индивидуально.

Вариант игры на открытом пространстве.

Дети загадывают какие либо предметы или явления, формулируюя вопрос для другой команды, в котором содержится определение действия с этим предметом. Воспитатель может помогать детям.

Примеры действий и предметов, которые могут найти и загадать дети:

— В ней дети строят замки и пекут куличики (песочница).

— С неё катаются (горка).

— На нём каждую весну вырастают листья, а осенью они с него опадают (дерево, куст).

— Они растут на клумбе (цветы).

— Они плывут по небу (облака).

— Оно светит всем в небе (солнце).

— На ней прячутся во время дождя (веранда).

— В ней ходят по улице (обувь).

— Им копают песок (совок).

— С ними играют в песочнице (формочки).

— В нём носят воду (ведёрко).

— Она растёт на газоне (трава).

— Он дует (ветер).

Вариант для дождливой погоды и игры с детьми на прогулке на крытой веранде.

Перед детьми находятся различные карточки с изображениями различных вещей. Ведущий называет действие, которое можно произвести с каким-либо из предложенных предметов. Дети должны найти карточку с изображением этого предмета. Тот, кто нашёл первым, получает один балл.

Как вариант, вопросы могут задавать и сами дети – команда команде. В этом случае балл присваивается команде, которая нашла предмет правильно.

Примеры действий и предметов, нарисованных на карточках:

— В них ходят в морозы (валенки).

— Ею играют очень маленькие дети (погремушка).

— Из неё едят суп (суповая тарелка).

— Ею едят суп (столовая ложка).

— Из неё пьют чай (чашка).

— В них ходят жарким летом (босоножки).

— В них занимаются спортом (кеды или кроссовки).

— В них можно танцевать (чешки).

— Его носят на шее зимой (шарф).

— В них прячут руки в морозы (варежки).

— Им открывают дверь (ключ).

— Ею чистят зубы (зубная паста).

— Им моют руки (мыло).

— Ею причёсываются (расчёска).

Вариант игры на прогулке с детьми «Загадочный предмет».

Командам надо собрать карточки с предметами определённого вида, например, предметы гигиены, предметы одежды, обувь, посуду.

Игра на прогулке с детьми «Мы пошли гулять на пруд»

Эта игра с детьми на прогулке развивает у них внимание, актёрские способности, образное мышление, двигательные навыки.

Все дети идут по кругу. Ведущий произносит слова, все их повторяют за ведущим и изображают то, о чём говорят:

— Мы пошли гулять на луг! Там кусты вокруг растут.

— Мы пошли гулять на луг! Там цветы везде цветут.

— Мы пошли гулять на луг! Вдруг лягушка – прыг, прыг!

— Мы пошли гулять на луг! Нам навстречу бык! Бык!

— Мы пошли гулять на луг! По тропинке топ-топ!

— Мы пошли гулять на луг! Вдруг увидели мы стог.

— Много сена в том стогу,

— Я к нему быстрей бегу!

На последних словах все весело бегут в центр круга.

Игра на прогулке с детьми «Потанцуем!»

Эта игра развивает внимание, актёрские способности, образное мышление, двигательные навыки.

Все встают в круг и начинают танцевать под весёлую песенку. Ведущий говорит, каким образом надо танцевать: ногами, руками, только пальцами рук, коленками, плечами, кистями рук, только пальцами ног, локтями, головой, ушами, носом, пятками.

Игра на прогулке с детьми «Шифровка»

Эта игра развивает творческое мышление, словарный запас, связную речь.

Играть можно индивидуально или командами. Участники получают карточки со словами. Нужно «расшифровать» «зашифрованное» предложение, каждое слово в котором начинается с буквы слов, написанных на карточках.

Воспитатель может помогать детям, если у них не очень хорошо получается составлять связные предложения. Можно подсказать, что в предложении может рассказываться о том, что кто-то сделал или что с чем-то или с кем-то произошло. Можно при этом познакомить детей с понятиями подлежащее и сказуемое.

Слова на карточках должны быть знакомы детям. Можно при затруднении в сочинении предложить им сочинить предложения об этих словах.

Примеры слов: дочка, внучка, тачка, Мишка, мошка, кашка, ножка, чашка, жираф, шкаф, стол, кино.

 

Игра на прогулке с детьми «Чем похожи?»

Эта игра развивает творческое мышление, образное мышление, словарный запас, связную речь.

Дети находят на площадке для прогулки несколько различных предметов: листик дерева, травинку, камушек, песок, совок, формочку для песка, лопатку и т. д.

Задание: взять наугад два любых предмета и описать сходство и противоположности этих двух предметов. Воспитатель во время игры помогает детям при затруднении наводящими вопросами.

Важно напомнить детям, что сравнения должны быть не только по внешним признакам, но и по функциям предметов, по отношению к ним человека, по той пользе, которые предметы приносят человеку.

При игре на прогулке в дождливую погоду в крытой веранде можно использовать вариант этой игры на прогулке с карточками.

Примеры слов на карточках: лес, кот, море, жук, автомобиль, снег, дождь, лист, дерево, человек, книга, троллейбус, автобус, яблоко, хлеб, кукла, туча, чашка, молоко, школа.

Игра на прогулке с детьми «Поскакали, полетали и устали»

Эта игра развивает у детей внимание, актёрские способности, образное мышление, двигательные навыки.

Все встают в круг и повторяют за ведущим слова, выполняя действия, о которых говорится в словах:

Поскакали, поскакали, поскакали. И – устали!

Полетали, полетали, полетали. И – устали!

На словах «И устали» все останавливаются. Ведущий говорит, в образе какого животного или птицы надо прыгать или летать, а словами «поскакали…» и «полетали…» определяет, какое время дети будут прыгать. Таким образом, исключается возможность переутомления детей во время этой весёлой игры в детском саду. Во время игры ведущий может подсказывать детям с помощью наводящих вопросов, как прыгает то или иное животное.

Во время этой игры на прогулке дети закрепляют понятия «большой», «маленький», вспоминают, как выглядят и какие характеристики имеют разные животные, птицы и явления природы.

Варианты слов:

Как зайчата поскакали, поскакали

И устали!

Как медведи поскакали, поскакали

И устали!

Как лягушки поскакали, поскакали

И устали!

Как снежинки полетали, полетали

И устали!

Как мартышки поскакали, поскакали

И устали!

Как котята поскакали, поскакали

И устали!

Как листочки полетали, полетали

И устали!

Как слонята поскакали, поскакали

И устали!

Как цыплята поскакали, поскакали

И устали!

Бабочками полетали, полетали

И устали!

Как детишки поскакали, поскакали

И устали!

Мячиками поскакали, поскакали

И устали!

Градинками поскакали, поскакали

И устали!

Горошинками поскакали, поскакали

И устали!

Самолётом полетали, полетали

И устали!

Вертолётом полетали, полетали

И устали!

Как ракета полетали, полетали

И устали!

Как жуки мы полетали, полетали

И устали!

Как пчела мы полетали, полетали

И устали!

Чтобы развить внимание детей, можно внести в эту игру на прогулке элемент юмора, произнеся в игре название птиц, животных и предметов, которые не летают:

Как пингвины полетали, полетали

И устали!

Как слоны мы полетали, полетали

И устали!

Как шкафы мы полетали, полетали

И устали!

Как тюлени полетали, полетали

И устали!

Игра на прогулке с детьми «Зарядка»

Эта игра развивает внимание, двигательные навыки.

Все дети стоят в кругу или рядами, шагают на месте и повторяют за ведущим слова и движения.

Слова:

Делаем мы все зарядку! (Дети повторяют за ведущим движения из комплекса утренней зарядки, которые он показывает).

Рассчитайтесь по порядку! (Дети рассчитываются на первый-второй).

Шаг вперёд и шаг назад!

Быть на зарядке каждый рад!

Постепенно, с каждым разом, ведущий произносит слова всё быстрее и быстрее, дети стараются за ним успевать, что делает для детей эту игру на прогулке очень весёлой.

Игра на прогулке с детьми «Я вижу»

Эта игра развивает внимание, мышление, двигательные навыки.

Ведущий (им может быть как воспитатель, так и ребёнок) произносит фразу: «Я вижу слово на букву…», называя любую букву, на которую есть предметы в том месте, где проходит эта игра на прогулке. Все дети должны быстро найти предмет на названную букву и подбежать к нему. Тот, кто не нашёл предмета, выбывает из игры. Дети озвучивают найденные предметы, ведущий оценивает правильность выполнения задания.

Игра на прогулке с детьми «Одним словом»

Эта игра развивает у детей связную речь, образное мышление, обогащает словарный запас, знакомит с фразеологизмами. Особенно хорошо играть в эту игру на прогулке, когда идёт дождь, и гулять приходится на крытой веранде, где есть скамейки и можно, разместившись на них, играть в малоподвижные и другие игры.

Играть можно индивидуально или командами.

Задание: услышав словосочетание, сформулировать его одним словом. Также возможен и обратный вариант этой игры: ведущий говорит одно слово, участники игры называют это же понятие словосочетанием. Обязательно перед этой игрой надо объяснить детям, что такое фразеологизмы и для чего они используются (устойчивые словосочетания, используются для более образной, выразительной речи). В процессе игры ведущий может спрашивать у детей, как они думают, на чём основан тот или иной фразеологический оборот.

Примеры словосочетаний: меткий стрелок — снайпер, сильный ветер — ураган, огромные волны — шторм, сочиняющий стихи — поэт, мудрый человек — мудрец, деревянный мальчик — Буратино, подземный транспорт — метро, учащийся в школе — ученик, мяукающее животное — кошка, самолет сел — приземлился, очень большой — огромный, быстро бежать — мчаться, с малых лет  — с детства.

Фразеологизмы: бить баклуши — бездельничать, сломя голову — быстро, после дождичка в четверг — никогда, витать в облаках — фантазировать, душа в пятки ушла — испугался, зарубить на носу — запомнить, на краю земли — далеко, ни зги не видно — темно, рукой подать — близко, как две капли воды — похожи, как в воду канул — пропал, воды в рот набрал — молчит, как в воду глядел — предвидел, как рыба в воде — уверенно, задрать нос — гордиться, нос к носу — близко, клевать носом — засыпать, зарубить на носу — запомнить, бросить якорь — остановиться, повесить нос — приуныть, с гулькин нос — мало, под носом — близко, руки не доходят — некогда, рукой подать — близко, держать язык за зубами — молчать, язык проглотить — замолчать, язык проглотить — замолчать, бежать, высунув нос — быстро, чесать языком — болтать.

Усложнённый вариант этой весёлой игры – детям говорится слово и показывается на картинке, на которой изображено лицо человека, с какой частью лица они должны связать словосочетание, раскрывающее это слово.

Игра на прогулке с детьми «Всё наоборот»

Эта игра развивает у детей творческие способности, внимание, мышление, умение классифицировать, расширяет кругозор.

На основе этой игры на прогулке в детском саду можно организовать весёлую игру-путешествие, если все задания дети будут выполнять на разных станциях, или игру-эстафету для двух или нескольких команд. Во время эстафеты все нижеизложенные задания нужно выполнять на скорость и качество – выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее другой выполняет задания.

Данная игра для детей способствует активизации правого полушария, так в ней дети должны производить нестандартные действия, что способствует разрушению стереотипов мышления. Правое полушарие ответственно за развитие у человека творческих способностей, соответственно, его активизация помогает этому процессу. Развитие правого полушария у детей необходимо и для их гармоничного развития.

Чем больше человек решает творческих, необычных, нестандартных задач, тем лучше развивается его мозг. Важно уже в детском саду, с помощью весёлой игры, показать детям радость и удовлетворение от творческого решения необычных, интересных задач, чтобы в процессе всей жизни они не переставали творчески подходить к решению любых задач.

В игре несколько разнообразных заданий, которые можно по-разному комбинировать, выбирая из них каждый раз разные задания или те, которые больше нравятся детям и помогают их творческому развитию. Играть можно индивидуально или командами. Все задания надо выполнять в быстром темпе.

Задания для детей для игры на прогулке «Всё наоборот»

1 задание «С закрытыми глазами»

Закрыть глаза и пройти определённый маршрут с закрытыми глазами. При этом можно дотрагиваться до разных предметов, определяя, что именно встретилось на пути.

2 задание «Снежок»

Порвать ненужные бумаги на мелкие кусочки одной рукой, которой ребёнок не пользуется активно в обычной жизни. Рвать бумагу лучше сразу над специальной коробкой, чтобы на площадке для прогулки не осталось мусора.

3 задание «Украшение»

Из подручных материалов создать необычное украшение (сделать бант, необычно завязать шейный платок, шарф и т. д.) и примерить его на себя.

4 задание «Одним глазом» (Для детей, умеющих читать)

Прочитать небольшой текст вслух, глядя на него сначала левым, потом правым глазом.

5 задание «Вверх ногами» (Для детей, умеющих читать и писать)

Прочитать небольшой текст вслух, держа книгу «вверх ногами». Второй вариант: написать «вверх ногами» цифры и буквы

6 задание «Левая и правая»

Надеть свою обувь наоборот, левую туфлю на правую ногу, а правую – на левую. В случае эстафеты – добежать таким образом до финишной линии и вернуться обратно. Если это просто весёлая игра – сделать в таком виде несколько упражнений: попрыгать, промаршировать по площадке для прогулки.

7 задание «Пуговицы»

Застегнуть и расстегнуть имеющиеся на одежде или на специальном сенсорном коврике пуговицы той рукой, которой данный ребёнок это никогда не делает.

8 задание «Вещи»

Получив какой-либо предмет или карточку с изображением предмета, придумать как можно больше необычных способов его применения.

Примеры предметов: карандаш, подушка, чашка, шарф, шапка, платок, шнурки, альбом, краски, кубик, мяч, скакалка, тапочки, стул, сумка, зеркало, лыжи, обруч, веник, мочалка для мытья посуды, лента, линейка, ложка.

9 задание «Календарь»

Быстро назвать дни недели и месяцы сначала в обычном, а потом в обратном порядке.

10 задание «Весёлый счёт» (Для детей, умеющих считать)

Быстро и правильно сосчитать до десяти (двадцати и т. д., исходя из умения детей) и обратно. Считать может как один человек, так и вся команда, по очереди называя по одной цифре.

11 задание «Алфавит»

Быстро и правильно произнести алфавит от А до Я и в обратном порядке, от Я до А. Произносить алфавит может как один человек, так и вся команда, по очереди называя по одной букве. В первом случае ход передаётся, если тот, кто говорит, ошибся.

12 задание «Прикосновение»

Дотронуться до десяти разных вещей на участке для прогулки, разными частями тела: локтями (левым и правым), коленями (левым и правым), левым мизинцем, правым мизинцем, носом, левым плечом, правым плечом, левым ухом, правым ухом, пяткой, животом, лбом.

13 задание «Собери камушки»

Собрать рассыпанные по траве камушки сначала правой рукой, а потом, снова их рассыпав, – левой.

14 задание «На каждую букву»

Быстро и правильно произнести алфавит от А до Я, называя на каждую букву по одному слову. Затем можно произнести его таким же образом и в обратном порядке, от Я до А.

Произносить алфавит, придумывая слова, может как один человек, так и вся команда, по очереди называя по одной букве. В первом случае ход передаётся, если тот, кто говорит, сделал ошибку.

15 задание «Города»

По одному или всей командой, по очереди, быстро произнести десять названий разных городов. Ход переходит к другому играющему или другой команде, если тот, кто произносит названия, до счёта «три» не назвал следующий город.

16 задание «Птицы»

По одному или всей командой, по очереди, быстро произнести десять названий разных птиц. Ход переходит к другому играющему или другой команде, если тот, кто произносит названия, до счёта «три» не назвал следующую птицу.

Помимо этого, можно называть: домашних животных, диких животных, рыб, цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, грибы, насекомых, предметы одежды, мебель, транспорт, посуду и другое.

17 задание «Части речи»

Если дети уже знакомы с понятиями «части речи», они могут по одному или всей командой, по очереди, быстро произнести десять названий разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов. Ход переходит к другому играющему или другой команде, если тот, кто произносит названия, до счёта «три» не назвал следующую часть речи.

Усложнённый вариант данного задания: называть части речи каждый раз с определённой буквы.

18 задание «Имя» (Для детей, умеющих писать)

Написать своё имя сначала правильно, а потом «задом наперёд», начиная с последней буквы.

19 задание «Двумя руками»

Нарисовать сразу двумя руками, делая один рисунок правой, а другой – левой рукой: круг и квадрат; треугольник и круг; квадрат и треугольник; домик и цветок; елочку и гриб; солнышко и цветок; человечка и домик; кошку и мышку; птичку и скворечник; кораблик и остров.

20 задание «От конца к началу»

Произнести простые слова наоборот, восприняв их на слух, не пользуясь записью.

21 задание «Восстанови стих»

Прослушав первые слоги слов в стихотворении, понять, что это за стихотворение, и рассказать его целиком.

Примеры:

И… бы…, ка…,

Взды… на… хо…:

Ох, до… ка…,

Сей… я у…!

(«Идёт бычок, качается» А. Барто)

У… ми… на по…,

О… миш… ла….

Всё… рав… е… не бро…,

По… он хо…!

(«Уронили мишку на пол» А. Барто)

Ма… шап…, ве… в ру…!

Тя… я ко… по быс… ре…

И ска… ля… за мной по пя…

И про… ме…: «Про… ка…!».

(«Кораблик» А. Барто)

Усложнённый вариант: таким же образом, первыми слогами можно прочитать детям маленькие сказки, например, «Курочку Рябу», «Репку». Дети должны догадаться, какая это сказка. Чтобы детям было легче отгадать, читать можно с интонациями героев, меняя голоса, когда говорят разные герои.

22 задание «Сказка»

Рассказать какую-либо известную сказку наоборот – от конца к началу.

23 задание «С другими героями»

Рассказать какую-нибудь известную сказку так, чтобы в ней действовали другие герои.

Например:

В «Красной шапочке» — Золушка

В «Золушке» — Змей Горыныч

В «Колобке» — Буратино

В «Курочке Рябе» — Принц и Принцесса

В сказке «Кот в сапогах» — Золотая рыбка.

24 задание «А что было потом?»

Придумать продолжение любой известной сказки, придумав, а что было потом, после того, как сюжет известной сказки подошёл к своему завершению.

25 задание «Ходьба»

Пройти определённую дистанцию необычным способом: спиной вперед; боком; по двое, плечом к плечу; встав друг к другу спинам; на корточках.

26 задание «Деревья»

Сосчитать все деревья на ограниченном пространстве площадки для прогулки, где идёт игра, прикасаясь к каждому дереву и передвигаясь от дерева к дереву: гигантскими шагами; маленькими шажками; прыгая на двух ногах; спиной; боком; прыгая на одной ноге (около дерева можно, отдыхая, вставать на обе ноги).

27 задание «Круг»

Переместиться с одного конца площадки, где идёт игра, на другой встав в круг по три человека. Это задание может быть и частью игры-эстафеты. В игру-эстафету на прогулке для детей могут входить и все нижеизложенные задания.

28 задание «Камушки»

Насобирать на площадке, где идёт игра, десять маленьких камушков и забросить их по одному в пластмассовое ведёрко, стоящее на расстоянии одного метра: стоя к ведёрку спиной; с закрытыми глазами; сначала правой рукой, а потом – левой.

29 задание «Горка»

Залезть на горку не по ступенькам, как обычно, а наоборот, по покатой стороне, а сойти вниз по ступенькам. При выполнении этого задания необходимо соблюдать технику безопасности и быть очень осторожными.

30 задание «Обойди!»

Змейкой обогнуть выставленные на площадке для игры кегли: спиной; боком; в паре с другим человеком; с закрытыми глазами; на корточках, встав всем вместе в колонну по одному; встав все вместе в колонну по одному, но передвигаясь спиной вперёд; гуськом, то есть всем вместе в колонне по одному; присев на корточки; прыгая через скакалку.

НА ЗАМЕТКУ. Спортивный инвентарь по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru