ребенок в детском саду

компьютер в детском саду

Всего каких-то двадцать лет назад жизнь людей в нашей стране кардинально отличалась от нынешней. Практически все сферы жизни претерпели серьезные изменения, появилась масса новых возможностей, некоторые из них очень сильно продвинулись вперед, причем имеется дальнейшая перспектива роста. Такую серьезную сферу жизни каждой семьи, как дошкольное образование, прогресс не обошел стороной.

Казалось бы, что нового может быть в детских садах, в которых педагоги ежедневно занимаются воспитанием детей? На первый взгляд, основная масса занятий не сильно отличается от того, что было раньше, — немного модифицированные практические занятия, выездные экскурсии, подготовка и проведение праздников и другие мероприятия. Однако информационные технологии в дошкольном образовании в современном обществе полностью изменяют привычное многим родителям мнение о воспитании детей.

Собственно говоря, информационные технологии появились сначала в каждом доме, потом в старших классах школ, а затем градация пошла еще дальше – до младших классов. Неудивительно, что сейчас информационные технологии продвинулись даже в детские сады.

Стоит сразу оговориться, что под информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.

Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие.

Например, с помощью мультимедийного проектора дошкольники могут увидеть те предметы и явления природы, которые невозможно увидеть в ближайшем окружении.

Казалось бы, а что раньше было не так? Почему привычные карточки, фотографии не способны дать дошкольнику представление об окружающем мире?

Информационные технологии имеют ряд преимуществ перед старой системой подачи материала:

Современный демонстрационный материал обойдется гораздо дешевле бумажных носителей. Стоит только единожды приобрести устройство воспроизведения, а сами слайды можно вполне найти в интернете, и совершенно бесплатно. К тому же, бумажные и другие носители имеют способность устаревать физически, а вероятность порчи информационных файлов ничтожно мала, к тому же они могут быть легко восстановлены.

Несмотря на то, что для представления информации через электронные носители требуется специально оборудованное помещение, хранение информации теперь не требует большого помещения. Достаточно и мощного компьютера, куда по мере необходимости педагог сохраняет информацию, необходимую ему для работы с дошкольниками.

Раньше сам поиск иллюстраций отнимал много времени у педагогов. Сейчас практически любую иллюстрацию, даже самую редкую, можно найти в интернете, причем времени с современными поисковиками это занимает совсем немного.

Только информационные технологии в дошкольном образовании способны преподать материал в игровой форме, а, как известно, это одна из самых запоминающихся для дошкольников форм.

Видеофайлы позволяют более образно преподнести многие явления природы.

Например, раньше снежную лавину педагогу приходилось расписывать своими словами, причем это далеко не всегда было убедительным и понятным для маленьких детей. Сейчас это явление можно показать полностью, от самого начала до полного схода лавины.

Такие видеоуроки оставляют неизгладимый след в памяти дошкольника, дарят ему новые эмоции и способствуют наглядно-образному мышлению ребенка.

Одновременное воспроизведение картинки и звука делает воспроизведение более понятным для ребенка. Раньше о звуковом сопровождении педагогам приходилось только мечтать.

Интерактивные экскурсии, например, в Кремль, позволяют очутиться в другом городе, не выходя из игрового зала. Дети с радостью воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая при этом им преподносится, воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ о Кремле с вывешенными фотографиями на доске.

Иногда родители и другие родственники дошколят относятся отрицательно к таким нововведениям. Им стоит понять, что грамотное использование информационных технологий нисколько не повредит ребенку, не испортит его зрение и не сделает его зависимым от компьютера. Конечно, определенная доля правды у таких родителей есть. Дети очень любят занятия с использованием интерактивных досок, компьютеров, однако, как правило, это не столько зависит от детского сада, как от отношения самих взрослых к этим предметам. Это значит, что телефоны-компьютеры-камеры-планшеты и другая техника в современной семье, которая очень популярна у родителей, обязательно будет интересна и ребенку.

Нельзя быть ханжой и полностью отстранять дошкольников от любой техники, потому что когда-нибудь ребенок пойдет в школу, и там хорошее знание и умение пользоваться современной техникой ему очень пригодится. Поэтому лучше быть подготовленным и еще с дошкольного учреждения привыкать к огромным возможностям, которые дарят информационные технологии в дошкольном образовании. Так сказать, лучше не решать проблему, а поменять к ней отношение, обратить ее в свою пользу.

К тому же, каждый родитель, вспоминая этапы взросления своего ребенка, знает, что уже с 6 месяцев любимыми и недосягаемыми предметами для него являются пульт от телевизора, телефон, игровые приставки старших детей.

Можно долго рассуждать о возможном вреде и пользе технических приборов для ребенка, ясно одно: с помощью родителей или без нее, дома или в детском саду, ребенок все равно познакомится с информационными технологиями, и для мудрых родителей будет лучше, если взаимодействие с техникой станет полезным для ребенка.

Наоборот, родителям следует поощрять стремление педагога внести новые механизмы, способы подачи информации. У такого педагога, а вместе с ним и у его дошкольников, перспективное будущее. Динамика качества знаний дошкольников, с которыми проводилась работа с использованием информационных технологий, имеет четкую и ясную тенденцию к повышению эффективности такой работы. Также растет количество педагогов, которые умеют пользоваться техническими приборами в практических занятиях.

Стоит оговориться, что информационные технологии в дошкольном образовании должны применяться только под строгим контролем профессиональных педагогов. Должны неукоснительно соблюдаться нормы СанПиНа 2.4.1.2660-10 – «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», в котором говорится о выделении отдельного помещения для занятий с компьютерной техникой, а также подробно расписаны все нормы, вплоть до рекомендуемых метражей от экрана до ребенка, расположение зрительных мест и диагоналей экранов. Это очень сложный и серьезный документ, который должен изучить каждый педагог в дошкольном учреждении. После занятия с дошкольниками проводят специальную гимнастику для глаз.

Автор — Наталия Титова.