ребенок в детском саду

Детский сад № 1330 (№ 544) находится на территории СЗАО города Москвы в районе Строгино. На основании утверждённого в апреле 2010 года закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в городе Москве» была создана инклюзивная группа, где наряду с нормально развивающимися сверстниками, есть дети с ОВЗ: с гиперактивностью, эпилепсией, задержкой психоречевого развития (ЗПР), детским церебральным параличом (ДЦП).

Среди детей с ОВЗ особое внимание заслуживает ребенок с ДЦП (П.А). Для безопасного пребывания такого ребенка в детском саду было приобретено специальное оборудование (ходунки, санитарное приспособление), а также прикреплен сопровождающий (тьютор) постоянное присутствие которого необходимо для такого воспитанника. Помимо этого важными задачами было социализировать ребенка с ДЦП в группе, создав для всех детей благоприятную обстановку, и дать необходимые знания в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД).

Первое время ребенок посещал ДОУ № 1339 (№ 544) до обеда, приучался к режиму детского сада. Но впоследствии стал оставаться на сон. В тихий час ребенок засыпал без криков и слез.

Что касается коммуникации, то в начале года дошкольник (П.А) с ДЦП в процессе непосредственной игровой деятельности, на прогулке практически не общался с детьми и взрослыми с опаской смотрел на них. Позже благодаря стараниям и педагогической компетентности тьютора, с которым ребенок проводил большую часть времени, воспитанник стал приобщаться к коллективу, все больше раскрывался. Ребенок раскрепостился в общении. Стал более разговорчивым. Стали замечать то, что у воспитанника замечательная память на запоминание стихотворений, они ему даются легко. Очень любит праздники в детском саду и принимает активное участие в них. Воспитатели инклюзивной группы детского сада стали отмечать большую активность ребенка в процессе НОД, где П.А. проявлял инициативу при ответах на поставленные вопросы.

В работе НОД с детьми с ОВЗ акцент ставился на:

  • овладение основными понятиями мыслительной деятельности, такими как общий, отличительный;
  • развитие крупной и мелкой моторики (ручной умелости), дозирование мышечного усилия, формирование зрительного восприятия (основных фигур, цвета, величины);
  • развитие тактильно-двигательного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
  • восприятие времени, длительности, последовательности событий.

Также проводится групповое НОД с учетом разного уровня мыслительной деятельности, учитывая их возможности. Таким образом, используется принцип индивидуального подхода. Для проведения индивидуальных работ создана специально организационная предметно-пространственная, развивающая среда (игровая), на основе свободного доступа к предметам.

Также большую роль в инклюзивной группе выполняют специалисты, разработавшие совместно с остальными участниками инклюзивного подхода (медсестра, инструктор по лечебной физической культуре, массажист, воспитатель и тьютор инклюзивной группы) комплексную индивидуальную образовательную программу для каждого ребенка с ОВЗ.

Такая совместная деятельность влияет на положительную динамику развития всех сторон личности воспитанников и помогает им ощутить себя обычными детьми в социуме.

Автор — Воспитатель инклюзивной группы Ханвердиева И.Р.