Рубрика — Организация ДОУ. Управление
Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.
Лихтенберг Георг Кристоф
В 2010 году вступили в силу «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования». Они предусматривают системные изменения в дошкольном образовании.
Эти изменения объективны и, в сущности, необходимы, но они порождают множество проблем в профессиональном
сообществе педагогов. Проблемы связаны с введением инновационных подходов к организации образовательного процесса, а значит и к планированию как важному фактору его успешной реализации. Применительно к образовательному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, технологии и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности педагога и ребенка.
Какими инновациями характеризуются компоненты современного образовательного процесса дошкольного учреждения?
Содержание целевого компонента определяется в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Целевой компонент конкретизируется через задачи образовательных областей в примерных основных общеобразовательных программах. При планировании образовательного процесса воспитатель выбирает и интегрирует задачи из образовательных областей.
Содержательный компонент представлен образовательными областями, которые обеспечивают разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательные области могут быть интегрированы по основным направлениям:
- физическому,
- социально-личностному,
- познавательно-речевому,
- художественно-эстетическому.
Например, интеграция математического содержания с другими областями может быть осуществлена через задачи, которые в повседневной деятельности решаются детьми: чтобы навести в кукольном уголке порядок, надо рассадить кукол по росту; интеграция экологического содержания осуществляется на основе чтения детей природоведческой литературы и бесед по ней («Почему осень называют золотой?», «Зачем белке пушистый хвост?» и пр.).
Организационно-деятельностный компонент включает формы, методы и средства, характеризующие особенности организации прямого и косвенного (через предметно-развивающую среду) взаимодействия педагога с воспитанниками.
В соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования » содержание и организация образовательного процесса должны быть представлены в единстве. При планировании работы педагогу необходимо использовать разнообразные методы, направленные на постановку ребенка в позицию субъекта детской деятельности с учетом его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, половой принадлежности и уровня развития. Это требует от
педагога способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
Аналитико-результативный компонент отражает достижение цели образовательного процесса через анализ
его результатов. При планировании работы педагог должен ориентироваться на итоги освоения детьми образовательных областей, которые помогают ему осуществлять текущий мониторинг образовательного процесса, определять степень решения задач каждой образовательной области.
Как учесть указанные инновации при планировании образовательного процесса ДОУ?
В современных исследованиях планирование трактуется как заблаговременное определение системы и последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы в ДОУ с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Основная функция планирования — обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.
Комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из
разных образовательных областей при единстве содержания, объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:
- по предметно-содержательной области,
- по характеру доминирующей в проекте деятельности,
- по количеству участников,
- по продолжительности.
В планировании работы в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
Например, реализация образовательной области «Коммуникация» предполагает три варианта использования метода проектов:
- специальные тематические проекты по «Коммуникации» (монопроекты);
- интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям или
- в межпредметные интегрированные проекты.
Цель и задачи монопроектов по «Коммуникации» имеют направленность на комплексное решение трех основных задач, указанных в ФГТ: развитие свободного общения детей, развитие всех сторон речи, практическое овладение нормами речи.
Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение.
Примеры монопроектов по образовательной области «Коммуникация»:
- «Как рождается книга» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — создание авторских детских книг — сказок, загадок, лимериков);
- «Трудно ли быть вежливым?» (Цель: освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);
- «Лучше сам или все вместе?» (Цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности);
- «Спор хороший и плохой» (Цель: освоение этикета убеждения и спора);
- «Если у друга случилась беда» (Цель: освоение этикета поведения в трудных ситуациях);
- «Когда хорошо быть гостем?» (Цель: освоение гостевого этикета).
Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
По количеству участников проекты могут быть индивидуальные, парные, групповые, коллективные, массовые.
Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов.
В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Например, коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результатом которого может стать конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы.
Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей-участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для данного проекта объединяется подгруппа детей, в семьях которых сохранились старинные игрушки. Они узнают от представителей старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек в доме, о причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от современных подобных игрушек.
Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. Например, в мини-проекте
«Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает
семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.
По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочные.
Краткосрочные проекты характерны для младшей группы. Они могут включать всего две-три образовательные
ситуации и длиться 2—3 дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы » и чтение стихотворения А. Барто. Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание.
Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых
составляет 1—2 недели.
Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года. К таким проектам можно отнести:
«Визитная карточка группы», «Дневник наблюдений», «Портфолио „Мои успехи и достижения“». Эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки в дневник наблюдений за природными явлениями; фотографии, рисунки и детские рассказы о событиях в визитную карточку группы; индивидуальные продукты деятельности ребенка в его личный портфолио.
Чем же отличаются проекты в разных возрастных группах?
В младшей группе возможно использование краткосрочных минипроектов, которые представляют собой серию образовательных ситуаций, объединенных одной темой. Данные проекты должны предполагать максимальное
использование наглядности, ведущую роль воспитателя во взаимодействии детей и создание экспрессивно-коммуникативного мотива общения.
Примерами проектов для младшей группы могут быть следующие темы:
- «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке);
- «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними);
- «Новогодние игрушки» (рассматривание новогодних игрушек, создание-оформление игрушек посредством раскрашивания и аппликации из готовых форм, развешивание игрушек на елке).
Аналогичное по сложности содержание имеют проекты для малышей «Вежливый Медвежонок», «Я расту», «Кто где живет?» и др.
Проекты для детей средней группы отличаются ярко выраженным познавательным характером содержания:
они ориентированы на познание строения, свойств и качеств предметов и объектов. Это позволяет решать задачи обогащения словаря детей, развития умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах природы.
Проекты в средней группе обязательно предполагают использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами, достижение значимых для детей результатов и создание необходимых для их деятельности продуктов. Примерные темы проектов могут быть следующими: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода и молоко разного цвета?» и др.
Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Например: «Если с другом вышел в путь…», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет», «Жалобная книга природы», «Как измерить тепло» и др.
В старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности:
- творческо-игровые,
- информационно-практические,
- исследовательские,
- продуктивно-творческие.
Проекты могут быть индивидуальными (семейными), парными, групповыми и коллективными.
По продолжительности в старших группах возможно использование долгосрочных проектов. Работа над проектом предполагает использование воспитателем активных методов, создание условий для самостоятельной подгрупповой деятельности детей.
Какова логика работы над реализацией проекта?
На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных, речевых, познавательных задач. Рассмотрим возможности проекта для решения этих задач на примере специального проекта по коммуникации «Дружба начинается с улыбки?», целью которого является развитие аффективно-коммуникативных умений (понимать эмоции друг друга, сопереживать, сочувствовать), обогащение представлений детей о нравственных категориях.
Постановка проблемы проекта и ее принятие детьми может проходить в ходе решения проблемной ситуации: после прослушивания песни «Дружба начинается с улыбки» появляется Царевна Несмеяна, которая не умеет улыбаться, поэтому считает, что ни с кем не сможет подружиться. Обсуждая проблему, дети вспоминают о дружбе литературных героев и героев мультфильмов (Буратино и Пьеро, Буратино и Мальвина, Иван-царевич и Конек-горбунок, Шарик и кот Матроскин), о том, как они подружились. Дети вспоминают ситуации знакомства и последующей дружбы из своего личного опыта и задумываются о роли эмоций в дружеских взаимоотношениях людей: какие эмоции способствуют установлению и поддержанию дружеских отношений, а какие препятствуют им? Всегда ли отношение человека можно оценить по выражению его лица? Какие еще признаки могут указывать на эмоции и чувства, которые испытывает человек? И т. п. Дети решают найти ответы на эти вопросы и сделать книгу, которая поможет научить Царевну Несмеяну располагать к себе людей, понимать их эмоции и найти друзей.
На данном мотивационном этапе проекта воспитатель ставит и решает следующие задачи:
- Развитие диалогической и полилогической речи (умение ставить вопросы и отвечать на них, умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения).
- Развитие информационно-коммуникативных умений (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения).
- Развитие умения понятно для других излагать свою точку зрения, вносить предложения, спорить и убеждать, соблюдая этикет спора, соглашаться с общим мнением.
На втором, проблемно-деятельностном этапе проекта основным содержанием является обогащение
представлений детей по теме проекта посредством чтения книг, рассказывания, рассматривания картин и иллюстраций и т. д. Идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Совершенствуются умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной, театрализованной).
В тематике нашего проекта это может быть самостоятельный или совместный с родителями поиск иллюстраций литературных героев, пребывающих в разных эмоциональных состояниях; составление коллажей эмоций, жестов, поз; составление личного альбома «Мои настроения » и рассказов по представленным в нем фотографиям; проигрывание этюдов и фрагментов сказок с передачей эмоций, чувств, настроения через позу, жесты, мимику; беседы о дружбе и дружеских отношениях детей и взрослых; интервьюирование родителей об их друзьях с последующими пересказами этих историй детьми и т. д.
Содержание проблемно-деятельностного этапа проекта позволяет решить множество задач:
- Обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество.
- Развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы, полученные посредством интервьюирования родителей).
- Развитие планирующей функции речи (дети планируют индивидуальную деятельность и коллективные формы работы: как составить странички книги для Царевны Несмеяны, в какой последовательности их расположить, как иллюстрировать и т. д.)
- В зависимости от возрастной группы детей воспитатель может включить задачи подготовки к обучению грамоте (обозначить буквами или напечатать слова-названия в книге).
- Развитие звуковой культуры речи (работа над интонацией, темпом и ритмом речи в процессе театрализованных игр) и грамматически правильной речи.
- Развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные).
На данном этапе проекта родители могут активно включиться в образовательную деятельность детского сада
посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, Интернете, в оказании помощи в изготовлении индивидуальных промежуточных продуктов проекта. На этом этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения: ребенок выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях, проявляет свои индивидуальные способности, что стимулирует интерес родителей к личностным проявлениям ребенка, к общению с ним.
На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.
В содержании проекта «Дружба начинается с улыбки?» презентация конечного продукта — книги для Царевны Несмеяны — может проходить в форме детского мастер-класса. В ходе мастер-класса дети озвучивают и в театрализованной деятельности представляют каждую страничку созданной книги и «учат» героиню понимать и передавать эмоции, рассказывают и демонстрируют посредством разных видов театра примеры дружеских отношений литературных персонажей, советуют, в каких сказках ей стоит попробовать найти друга, придумывают истории о том, как друзья помогут Царевне Несмеяне стать веселой.
На этом этапе проекта воспитатель продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.
Какие новые формы организации образовательного процесса становятся единицей планирования?
Вопрос о формах организации образовательного процесса на сегодняшний день является дискуссионным. Занятия,
как традиционная форма организации обучения детей в детском саду, в соответствии с новыми требованиями
могут быть сохранены при реализации содержания образовательной области «Физическая культура».
Возможно также проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими программы. Форма занятий может иметь место в образовательном процессе подготовительной группы.
Основной формой организации педагогического процесса должна стать образовательная ситуация, то есть
такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
В планировании целесообразно использовать ситуационный подход, при котором образовательная ситуация становится единицей, из которой складываются все три вида образовательной деятельности, предусмотренные ФГТ. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности.
Главными задачами таких образовательных ситуаций являются:
- формирование у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности,
- обобщение знаний по теме,
- развитие способности рассуждать и делать выводы.
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Они могут включаться в совместные игры в детском саду воспитателя и детей, в детский досуг, в коллективную и индивидуальную трудовую деятельность, в содержание музыкально-театральной и литературной гостиной (детская студия), творческой мастерской, стать частью сенсорного или интеллектуального тренинга.
Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Посредством организации образовательных ситуаций педагог обеспечивает педагогическую поддержку ребенка в самостоятельных играх разного вида, в самостоятельной деятельности в книжном уголке и уголке изобразительной деятельности.
Приведем пример фрагмента комплексно-тематического планирования в старшей группе, построенного на основе
инновационных подходов.
Проект «Мы разные, мы вместе»
Результат проекта:
- журнал «Страна, в которой мы живем» с детскими рассказами «Пожелания стране».
Цель проекта:
- Воспитание гражданственности, этнотолерантности к народам, населяющим Россию.
Выбор национальностей для ознакомления может быть сделан на основе национального состава детей группы.
Задачи проекта:
- Обогащать представления детей о национальностях, живущих в России (ценности, национальные одежды, виды жилищ, традиционные занятия и ремесла).
- Воспитывать уважение к традициям людей других национальностей и чувство гордости за достижения русского народа.
- Воспитывать у детей чувство любви к России, желание участвовать в сохранении и преумножении ее богатств совместно с детьми других национальностей, живущих в стране.
- Развивать связную речь детей (составлять описательный и повествовательный рассказ об особенностях внешности и национальных костюмах народов, о традициях, национальных праздниках, играх, ритуалах).
- Развивать умение пересказывать информацию, подготовленную дома, пересказывать сказки народов России.
- Развивать умение выполнять задания парами и подгруппами в 4—5 человек, распределяя обязанности.
- Развивать трудовые умения (использовать простые инструменты при приготовлении простых национальных блюд).
- Знакомить с литературными произведениями (сказками), музыкой и промыслами разных народов России; развивать умение пересказывать сказки, использовать литературный опыт в играх-драматизациях.
- Развивать практические умения изобразительной деятельности (создание рисунков и лепных работ по тематике: «Животные», «Национальная одежда (узоры)», «Особенности домов разных климатических зон России»).
- Продолжать развивать умения устанавливать пространственные, размерные и количественные отношения, умения счетной и измерительной деятельности.
- Показать различия в климатических условиях страны, установить связь между климатом и особенностями природы. Показать связь живой природы и человека (проживание, занятия) с климатом. Познакомить с животными, населяющими типичные климатические зоны.
- Способствовать становлению элементарных учебных умений — выполнять действия по образцу, показу.
- Развивать творческие и познавательно-речевые способности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание проекта:
I. Мотивационный этап
Проблемная ситуация: необходимо оформить карту России, разместив на ней изображения людей различных
национальностей, населяющих ее (вырезанные плоскостные изображения кукол в национальных костюмах даны отдельно в конверте).
По ходу выполнения задания возникают вопросы:
- Представители каких национальностей представлены?
- Все ли они живут в России?
- В какой части страны они проживают?
- Можно ли их назвать русскими?
- Чем они отличаются внешне от русских?
- На каких языках говорят?
- Почему живут в одной стране?
- Хорошо это или плохо? И т. д.
- Представители каких народов России есть в группе или в семьях детей?
- Какими способами можно найти ответы на эти вопросы?
Дети вместе намечают план работы над проектом, определяют методы добывания и оформления информации, распределяют обязанности в соответствии с интересами. Коллективно планируют создание журнала о народах России.
II. Проблемно-деятельностный этап
III. Творческий этап
- Оформление коллективного журнала «Страна, в которой мы живем» (индивидуально и подгруппами оформленные рубрики, посвященные народам, населяющим Россию: рассказы детей о национальных особенностях и традициях каждого народа, рисунки, иллюстрирующие содержание рассказов).
- Заполнение рубрики «Пожелания стране» каждым ребенком группы и иллюстрация его рисунком.
- Коллективная презентация журнала на празднике для родителей и для детей других групп (страницы журнала «иллюстрируются» рассказами, национальными танцами, сценками, угощением блюдами национальной кухни, дефиле с демонстрацией элементов национальных костюмов и т. п.).
Литература:
- Вербенец А. М.Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода //Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 1.
- Солнцева О. В.Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.: Речь, 2010.
- Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста//Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 3.
- Сомкова О. Н., Солнцева О. В., Вербенец А. М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС; М.: ТЦ «Сфера», 2013.
Авторы: О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, апрель 2013 год.