Автор — С.А. ГОРЕВАЯ
…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. Ф. Бэкон
Одаренность — наличие потенциально высоких способностей у человека. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как правило, такие дети проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее.
Все педагоги согласятся, что приятно работать с детьми успевающими, способными. Они достаточно легко усваивают предлагаемый материал, выполняют определенный алгоритм действий; конечно, ошибаются, но после детального объяснения могут самостоятельно найти и исправить ошибку.
Есть дети, которым не так легко дается учебный материал. И тут на помощь и им, и педагогам приходят разнообразные приемы и методы обучения. Разрабатываются системы упражнений, направленные на развитие мыслительной деятельности трудно успевающих детей; ищется индивидуальный подход к каждому ребенку; педагог совершенствует приемы объяснения материала, придумывает новые, ориентируясь на первопричины проблем ребенка. Работа эта долгая, порой не дающая высоких результатов, но безусловно необходимая.
А вот как работать с детьми одаренными? Чему и как обучать их?
Порой мы, педагоги, не уделяем им достаточно своего времени и внимания. Ведь они и так со всем справляются лучше и быстрее своих сверстников. Да и в детском коллективе одаренных детей (действительно одаренных, а не просто способных) не так много. Два-три, а может, и того меньше. А ведь самое важное для взрослого — и родителя, и педагога — не упустить одаренного ребенка. Такие дети безусловно нуждаются в особых условиях, словно поддерживающих развитие их талантов и способностей.
Почему я говорю о родителях? К сожалению, мамы и папы часто необъективно оценивают способности своего ребенка — или чрезмерно их завышают, или недооценивают. Скорее всего, это связано с тем, что родители не могут продиагностировать способности ребенка или хотя бы сравнить их с умениями и навыками других детей. Они не видят своего ребенка в широком диапазоне различных видов деятельности, а видят лишь за какими-то определенными, чаще режимными занятиями (прогулка,
игры дома, укладывание на сон и т. п.).
Педагог же не только может увидеть, выявить, пользуясь педагогическими инструментами, продиагностировать одаренность, но и дать рекомендации родителям, в каком направлении лучше развивать ребенка.
Одаренность имеет сложную структуру, обуславливаемую совокупностью психических качеств личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями. Как важно увидеть направление одаренности ребенка!
Среди моих воспитанников выделялся необыкновенным талантом выдумщика и рассказчика Алеша К. Он не просто придумывал истории, у него были «живые» герои, со своими характерами и манерой поведения. В его рассказах сплетались сюжеты и приходили к неожиданному концу. При этом у Алеши огромные сложности вызывало в дошкольном периоде и вызывает сейчас в школе обучение точным наукам. Но он продолжает теперь уже писать свои рассказы и сказки. Не без помощи родителей продолжает развиваться Алешин талант уже на более высоком уровне — кружок литературы и журналистики. Вполне возможно, что через много лет мы увидим на полках книгу автора Алексея К.
Итак, что же отличает одаренного ребенка от остальных?
Прежде всего наличие специфических подходов к усвоению материала:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Уже в самом раннем возрасте одаренные дети способны анализировать условия задачи, выходить за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет открывать новые приемы и закономерности.
В младшей возрастной группе при изучении состава числа «4» я предложила детям выполнить следующее задание по математике: у каждого ребенка на столе лежат в кучке цыплята (плоскостной раздаточный материал), нужно разложить цыплят по четыре.
Все дети группы выполнили задание следующим образом: они отсчитывали цыплят по четыре и разбивали тем самым их по маленьким кучкам. И это правильное решение. Но не оптимальное.
Игорь М. выполнял то же задание, но по-другому: он выложил четырех цыплят в ряд, а затем под ними ряд за рядом выкладывал остальных. На мой вопрос: «А почему ты не считаешь цыплят?» он ответил: «Зачем? Этих (сверху) четыре, остальных тоже по четыре». Игорь проанализировал задачу и разработал свою, новую, отличную для других систему.
Юра А., раскрашивая ритмический рисунок «Бусы на нитке» с заданной последовательностью узора из трех цветов, не меняет постоянно три цветных карандаша — вначале он рисует бусины одного цвета, оставляя пустые места для других, потом заполняет эти места бусинами соответствующего цвета. Для Юры эта система выполнения задания проще и логичнее.
Таких примеров с одаренными детьми в моей группе я могу привести немало. Конечно, я сейчас описываю детей, одаренных в определенном направлении — в математическом развитии. Безусловно, эти ребята талантливы не во всем. К примеру, в художественной деятельности они не выделяются среди других детей. Но вот если говорить об их речи, об их эрудиции, об их интеллекте… Часто тут им нет равных.
К детскому празднику мы разучивали танец тарантеллу. Когда я начала рассказывать детям о происхождении названия этого танца, Юра А., задумавшись, сказал: «Странно, похоже на тарантула». Мальчик сумел вычленить корень слова «тарантелла» и сопоставить с известным ему названием паука. Хочется отметить, что Юра А. интересуется энтомологией. С помощью родителей собирает и изучает коллекцию насекомых, пауков, членистоногих. Он также посещает секцию спортивной гимнастики и кружок шахмат.
Хочется сказать несколько слов о математических способностях одаренных детей нашей группы (на данный момент им исполнилось 5,5—6 лет).
Для ребят не составило труда самостоятельно осознать принцип образования чисел в пределах ста и дальше, они легко оперируют числами в уме, называя следующее и предыдущее к предложенному. Могут складывать и отнимать числа через десяток, еще не освоив состав числа, но интуитивно используя поединичный счет. Думаю, если объяснить доступно их возрасту принцип умножения, они осознают его и будут оперировать и этим оперировать математическим действием.
Ребята легко сравнивают в уме без наглядной опоры два числовых множества: называют, какое больше и на сколько, какое меньше и на сколько. Порой предложение «А давайте это проверим и сравним, соединив в пары» вызывает у них недоумение: для них очевидно, что 8, к примеру, на 3 больше, чем 5, а 5 на 3 меньше, чем 8.
Кроме способности к вычислению, у этих детей уже есть достаточно развитые
- логика (такие задания на слух, «Оля выше Пети, Петя выше Светы. Оля выше Пети, Петя выше Светы. Сравни детей по росту», не вызывают труда);
- образное мышление (они без особого труда мысленно «вращают» плоские и объемные фигуры в пространстве);
- умение классифицировать.
В соответствии с возрастом мы пока выполняем задания на классификацию по двум признакам. Ребята без труда распределяют предложенные предметы по двум признакам в четырех областях. При этом они очень точно и математически правильно объясняют свое решение.
К примеру, дается два признака — красный и игрушки: «Синяя машинка попадает в эту квартиру, потому что она не красная и игрушка; красная тарелка попадает в другую квартиру, потому что она красная и не игрушка; красная пирамидка попадает в середину (пересечение двух квартир), потому что она и красная, и игрушка; синий тапок становится „бездомным“, потому что он не красный и не игрушка».
Одаренные дети легко ориентируются в пространстве: спокойно «читают» планы и разбираются в них. Мною разработан комплекс дидактических игр и пособий по работе с планами: план мест детей за столами, план группового помещения, план участка, план кукольной комнаты для Ежика и так далее. Мы знакомимся с различными видами планов (план корабля, план эвакуации детского сада). Дети учатся ориентироваться по плану и самостоятельно его рисовать. В заключение обучения по этому блоку детям предлагается домашнее задание — нарисовать план своей комнаты. Затем несколько занятий мы посвящаем тому, что ходим друг другу в гости (виртуально): ребенок приглашает к себе домой, рассказывает и показывает на плане, что и где находится у него в комнате.
Не могу сказать, что талантливые дети никогда не ошибаются. Они совершают ошибки. Это естественно в процессе обучения. Но они способны после соответствующего объяснения осознать свою ошибку, исправить и не повторить. Нередко бывает, что они видят ошибки у других детей и даже у взрослых. С моей точки зрения, это очень высокий уровень развития для 5—6-летнего ребенка — увидеть ошибку, не побояться на нее указать и доказать свою правоту.
Для развития логического мышления одаренных детей я использую очень интересные загадки из цикла «Принцесса или тигр» книги Смаллиана Реймонда (американский математик, пианист, логик), адаптированные мною для старшего дошкольного возраста. При решении этих загадок используются логические операции конъюнкция («и») и дизъюнкция («или»). Предлагая загадки детям, я частично опираюсь на наглядность, так как найти решение в уме сложно и взрослым.
Пример загадки: король предлагает рыцарю открыть одну из дверей, только за одной из них спрятана принцесса, за другой — тигр. На одной двери написано: «В этой комнате находится принцесса, а в другой комнате тигр», на другой — «В одной из этих комнат находится принцесса, в одной из этих комнат сидит тигр». На одной двери написана правда, а на другой — ложь. Надо помочь рыцарю найти принцессу.
С каждым правильным ответом уровень сложности загадки возрастает. Для развития пространственного, наглядно-образного, комбинаторного мышления, умения анализировать традиционно используются такие игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и другие. Но это все плоскостные игры. А мне бы хотелось вывести мышление детей из двухмерного в трехмерное пространство. Это ведь очень сложно — оперировать в трехмерном измерении различными фигурами и предметами — не только детям, но и взрослым.
Простой пример: можете ли вы представить фигуру, получившуюся в результате пересечения двух цилиндров одинакового размера крест-накрест? Если смогли, значит, у вас хорошо развито пространственное трехмерное мышление.
Для развития трехмерного мышления детей хорошо использовать игры с палочками (раньше называли игры со спичками), так как часто решение загадки можно найти, только выйдя из плоскости; игры Б.П. Никитина «Уникуб», «Кирпичики»; кубик Рубика; изготовление поделок оригами.
Безусловно, для развития пространственного мышления способствует знакомство с объемными фигурами. Но помимо этого, я немного знакомлю детей с таким топологическим объектом, как лист Мёбиуса. Занятие проводится в форме совместной экспериментальной деятельности: «А что получится, если лист разрезать по линии, проходящей по середине ленты? А если разрезать, немного отступая от края?» (И т. п.)
Детям очень нравится выполнять эти задания, так как каждый раз они получают неожиданный итог, что воспринимают все это действо за фокус.
Отдельно хочется рассказать про использование флексагонов в процессе развития пространственного мышления.
Флексагоны — плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определенным образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности (плоскости), которые ранее были скрыты в конструкции, а прежде видимые поверхности уходят внутрь. Тем самым флексагон из плоскости выводит нас в пространство объема.
Видов флексагонов много, но, к сожалению, общепринятой системы наименований для них нет. Тетрафлексагоны и тригексафлексагоны легко сделать с детьми, используя заготовки. Ребята могут вначале самостоятельно раскрасить, а затем по схеме сложить и склеить флексагон. Получается замечательная математическая головоломка. Вот уже гексагексафлексагон сделать сложнее. Тут потребуется индивидуальная кропотливая работа. Но результат порадует всех. И конечно, интересно сложить флексор — это объемная фигура, полученная путем складывания по определенной схеме полоски бумаги, представленная вращающимися кольцами тетраэдров. Если кого-то эта тема заинтересовала, то она широко представлена в Интернете: выложены схемы сборки, видео с процессом изготовления моделей и так далее.
Начиная со старшего возраста, мы осваиваем с детьми настольную игру шашки. Тут не обходится без помощи родителей, так как в саду я могу ребятам только объяснить правила игры и заинтересовать ею. А вот играть несколько партий подряд не позволяет время. И только дома с родителями и другими родственниками дети могут отрабатывать навыки и приемы игры.
Прежде чем познакомиться с правилами игры в шашки, ребята учатся ориентироваться на шашечной доске, для чего я разработала серию дидактических игр и заданий. После освоения доски приступаем непосредственно к игре. Шашки необходимы для развития умственных и аналитических способностей. Игра в шашки только на первый взгляд кажется простой: шашки требуют от играющего усиленной деятельности мысли, изобретательности и сообразительности, способствуют развитию памяти и внимания. Играющий должен все время рассчитывать возникающие варианты, намечать план игры и стремиться осуществлять его, уметь противостоять планам противника. Шашечное творчество содержит элементы науки. В шашках
применяются научные методы исследования, прежде всего — анализ. Без кропотливого, всестороннего анализа нельзя серьезно говорить об умении играть в шашки. Надо уметь правильно оценивать позиции, что нелегко. Здесь нужны и богатая практика, и знания, и интуиция.
Для поддержания интереса к игре в шашки два раз в год мы проводим шашечный турнир. Правила турнира не совсем такие, как у взрослых. К сожалению, как и во взрослых турнирах, проигравший покидает соревнование, но только после двух проигрышей. Ребенку дается возможность, раз проиграв, остаться в турнирной таблице и продолжить соревнование до следующего поражения или победы. Турнир длится примерно неделю. В общей сложности более 30 партий играют участники-шашечники. Причем с каждым турниром количество участников и соответственно партий увеличивается, так как уже большее количество детей втягиваются в эту игру.
Как я уже отмечала, ко многим знаниям и умениям одаренные дети приходят интуитивно. Уже с раннего возраста они отличаются высоким уровнем способности к самообучению. Поэтому такие дети нуждаются скорее не в целенаправленных учебных воздействиях, а в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Главный принцип работы с такими детьми, с моей точки зрения, должен строиться не на принципе «Делай как я; повтори за мной», а на принципе «Как ты думаешь, почему так?»
В этом году я разработала новый вид занятия для талантливых детей — «Занятие без воспитателя» и при поддержке старшего воспитателя детского сада провела его с одаренными детьми группы. Надо отметить, что идею мне подал все тот же Юра А. Как-то раз, увидев задание в тетради, он сказал: «А я понял, что надо делать». Потом закрыл уши и начал тараторить: «Только не говорите, только не говорите. Я сам». Увидев, сколько у мальчика желания сделать самостоятельно это задание так, как он это понял, я осознала, что именно таких заданий и игр ему не хватает. Заданий, где бы Юра и другие одаренные дети могли проявить способность самостоятельно без подсказки взрослого проанализировать проблему по вводным данным, принять решение, основываясь на полученных ранее знаниях. Я разработала серию занятий по принципу квеста (от английского quest — вопрос; один из основных жанров компьютерной игры, важнейшими элементами которой является обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий).
Конспект занятия предлагается ниже. Занятие включало несколько заданий, решая которые и получая за правильные ответы числа ребята в итоге смогли бы «запустить ракету в космос». Зачем числа, как запустить ракету, как выполнить то или иное задание, не объяснялось. Ребята должны были найти решение самостоятельно.
Конечно, что-то вызвало большие трудности, что-то — меньшие. Но в итоге «ракету отправили в космос». Ребята справились. Но было над чем поразмышлять нам, взрослым, по окончании занятия: и об уровне сложности заданий, и о звуковых сигналах, и об объеме приобретенного ранее опыта у детей. Но, несмотря на некоторые недочеты первого опытного занятия в такой форме, прежде всего было интересно наблюдать за детьми. Не все справились с поставленной задачей.
Благодаря нестандартным заданиям мы смогли продиагностировать ребят на способность к самостоятельному принятию решений. Была хорошо видна индивидуальность детей: кто в группе лидирует, дает много интересных версий и идей (совсем как в передаче «Что? Где? Когда?»); кто отмалчивается, кто не может «протолкнуть» свою идею в силу индивидуальных особенностей; кто предлагает идею, но отходит в сторону, не воплощая ее, лишь наблюдая за тем, как это делают другие и так далее.
Одна из самых больших проблем, замеченных нами, — это проблема общения детей.
Часто они не слышали друг друга, не слышали предлагаемых хороших идей. Пытались индивидуально решить задачу, не опираясь на помощь товарища. Хотя тот же Юра А. настойчиво твердил: «Прислушивайтесь к мнению другого!»
Эгоцентризм, неумение работать в команде — это одна из особенностей одаренных детей. И все-таки такие занятия в игровой форме необходимы для развития таланта ребят, так как смогут не только развивать их неординарные способности, но и помогут им адаптироваться в социуме, научат (пусть и не сразу) работать в команде, слушать и слышать чужое мнение.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «РАКЕТА НА СТАРТЕ»
Цель — диагностировать возможность детей самостоятельно находить решение проблемы.
Задачи:
Развивать:
- умение детей осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение действовать по собственной инициативе;
- умение выполнять задания без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить полученные ранее знания и действия в новые условия;
- умение анализировать и обрабатывать полученную информацию в соответствии с вводными данными;
- исследовательские умения;
- креативное мышление — умение находить нестандартные решения и мыслить за рамками готовых шаблонов.
Закреплять:
- навыки счета предметов;
- умение соотносить число с количеством предметов;
- навыки ориентировки по плану местности.
Формировать:
- умение и навыки работы в команде;
- умение отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других;
- умение конструктивно воспринимать критику и признавать свои ошибки.
Воспитывать:
- ответственность перед друзьями при выполнении своей части работы;
- чувство товарищества (поддерживать команду во всех ситуациях, не дистанцироваться от командного решения даже в случае его неэффективности);
- уважение и терпимость к мнению других членов команды.
Форма проведения — «занятие без воспитателя».
Материалы:
- нарисованная ракета;
- наборы цифр от 0 до 10;
- пирамидка, схемы постройки пирамидки;
- таблица кода;
- раздаточный материал (планеты, звезды, месяцы);
- кувшин с резиновым мячиком и знаками «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя»;
- чашки с разным наполнителем (в двух-трех — сахарный песок, в других — соль, в трех-четырех — вода);
- план группового помещения, игрушки с наклеенными на них цифрами;
- нарисованные ворота с замком;
- разрезные буквы;
- бубен.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям «запустить ракету в космос», а для этого надо самостоятельно, без помощи взрослых выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание будут даваться какие-то элементы, которые и помогут запустить ракету. Воспитатель напоминает ребятам, что выполнить задания можно, только если действовать сообща и прислушиваться к мнению другого. Обращает внимание, что по ходу игры будут звучать звуковые сигналы, указывающие игрокам, что они идут в неправильном направлении и нужно искать другой путь решения задачи. (Звуковые сигналы необходимы, так как это дает возможность детям немного ориентироваться в вариантах решений и не топтаться на месте.)
Задание № 1 — «Кувшин с секретом».
Предлагается кувшин с резиновым мячиком на дне. На кувшине знаки «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя». Чтобы достать мяч (а на нем закреплена цифра «1»), дети должны сообразить налить в кувшин воду, и мяч всплывет.
Чашки с водой стоят на столе. Для возможности экспериментирования стоят чашки с разными наполнителями.
Задание № 2 — «Пирамида».
Предлагается разобранная пирамидка, которую надо собрать по схеме, лежащей рядом. Собрав пирамидку, дети получают еще цифры «4» и «10».
Задание № 3 — «План группы».
На плане группы в определенных местах указаны номера игрушек, которых надо в эти места поставить. Игрушки с номерами стоят рядом на столе. После правильного выполнения задания игроки получают цифры «0» и «9».
Задание № 4 — «Вход на космодром».
Предполагается, что на «воротах в космодром» в пустые места ребята положат круги с нарисованными стрелками в том направлении, как указано на заборе рядом с воротами. Открыв ворота, ребята получают цифру «3».
Задание № 5 — «Код запуска».
Предлагается таблица 3/3. В верхнем ряду изображения месяца, звезды, планеты. На столе лежат 5 месяцев, 8 звезд, 6 планет и цифры от 0 до 9. Предполагается, что дети сосчитают месяцы, звезды, планеты и выложат в таблице соответствующие числа «5», «8», «6». Это и есть код запуска. Разгадав код, игроки получают цифры «5», «8» и «6».
Задание № 6 — «К старту готова».
Предлагаются разрезанные буквы двух цветов, из которых собираются слова: красным — «ракета», синим — «старт». После правильного выполнения задания игроки получают цифры «2» и «7». Если ребята соберут все цифры от 0 до 10, то они смогут обратным счетом «запустить ракету в космос».
Литература
1. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. — М., 1991.
2. Гарднер М. Hexaflexagons and Other Mathematical Diversions (русский перевод. Математические головоломки и развлечения). — М., 1999.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб., 2011.
4. Математическая энциклопедия. Коллектив под руководством И. М. Виноградова. — М., 1985.
5. Смаллиан Р. М. Принцесса или тигр. — М., 1985.
6. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. — М., 1982.
7. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Под ред. А. М. Матюшкина. — М., 2008.
Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, сентябрь 2015 года.
Фото: Анна Кузнецова.